ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-72700/20 от 06.04.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 апреля 2021 года

Дело № А56-72700/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2021 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Семенова А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 17.09.2020

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 02.02.2021

от 3-го лица: ФИО4 по доверенности от 20.02.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, 

заявление  ООО "ПетербургГаз"

к  УФАС по Санкт-Петербургу

3-е лицо:  Якутенок Г.С.

об оспаривании постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" (ОГРН: <***>, адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб.р. Фонтанки, д. 90, корп. 1, лит. А; далее - ООО "ПетербургГаз", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) об оспаривании постановления от 15.07.2020 № 078/04/9.21-480/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен гр. ФИО5

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением от 16.12.2020 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление УФАС по Санкт-Петербургу от 15.07.2020 № 078/04/9.21-480/2020 о назначении ООО "ПетербургГаз" административного наказания в связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения.

Не согласившись с решением суда, ФИО5 обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы третье лицо указывает на то, что не было надлежащим образом извещено о принятии заявления Общества к производству.

Определением от 11.03.2021 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, отложил рассмотрение дела на 06.04.2021.

В судебном заседании 06.04.2021 представитель ООО "ПетербургГаз" поддержал доводы заявления, представители УФАС и третьего лица возражали против удовлетворения заявления.

Как установлено материалами дела, в адрес УФАС поступило заявление гр. ФИО5 (вх. № 5656/20 от 21.02.2020) относительно возможного нарушения ООО «ПетербургГаз» антимонопольного законодательства при технологическом присоединении объекта к сетям газораспределения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А (далее - объект).

Управлением установлено, что между Заявителем и ООО «ПетербургГаз» заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения №ТП1С-1962-2-2019 от 08.10.2019 (далее - договор).

Заявитель в адрес ООО «ПетерургГаз» направил письмо-уведомление от 15.11.2019 о начале строительства системы газоснабжения, выполняя мероприятия технологическому присоединению объекта.

В связи с неявкой представителя ООО «ПетерургГаз» для оформления акта, Заявителем направлено повторное письмо от 23.12.2019 в адрес ГРО.

Представитель ООО «ПетербургГаз» 25.12.2019 прибыл на объект для завершения процедуры мониторинга объекта, но составлять акт о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования отказался, сославшись на то, что таких полномочий не имеет. Поэтому был составлен акт осмотра объекта, в котором перечислено установленное газовое оборудование.

Заявителем в адрес ООО «ПетербургГаз» 25.12.2019 направлено письмо с предложением в установленные законом сроки, оформить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), осуществить фактическое присоединение и составить акт о подключении по типовой форме. Ответ на данное обращение в адрес Заявителя не поступал.

Заявителем 06.02.2020 направлено повторное письмо с предложением оформить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), осуществить фактическое присоединение и составить акт о подключении по типовой форме.

Представители ООО «ПетербургГаз» в лице ФИО6 и ФИО7 присутствовали при строительстве и участвовали в приемке скрытых работ без оформления актов.

Заявитель письмом от 10.12.2019 обратился в адрес 000 «ПетербургГаз» с просьбой оформить соответствующий акт, при этом ответ на данное письмо отсутствует. Заявитель 24.03.2020 обратился в ООО «ПетербургГаз» с просьбой выдать акт балансовой принадлежности на газопровод.                              

Письмом от 11.02.2020 №1432/20 (далее — письмо от 11.02.2020) ООО «ПетербургГаз» сообщило, что со стороны Заявителя не выполнены мероприятия по подключению, в связи с чем невозможно составить акт.

Письмом от 11.02.2020 ГРО запросило у заявителя:

-  строительный паспорт, акты, оформляемые по итогам завершения стадии строительного контроля, протоколы испытаний (указанные документы, должны оформляться     подрядной    организацией,     выполняющей     строительство    сети

газопотребления);

- подписанный заказчиком, подрядчиком и привлеченными членами комиссии акт приемки законченного строительством сети газораспределения (газопотребления).        

В письме от 11.02.2020 ООО «ПетербургГаз» сообщило, что отношения по подключению объектов капитального строительства являются сложными (многостадийными), включающими в себя различные процедуры (этапы), правовое регулирование которых находится за пределами действий Правил подключения технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила №1314), подчиняются иным нормативным правовым актам и документам, носящим обязательный характер.

К вышеуказанным документам, носящим обязательный характер, ГРО относит положения «СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 №780) и ГОСТ Р 54961-2012.

Усматривая в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, Управление определением от 20.05.2020 № 78/15239/20 в отношении Общества возбудило производство по делу об административном правонарушении в связи с наличием в действиях Общества при исполнении договора и выполнении технических условий (мероприятий) о подключении (технологическом присоединении) объекта гр. ФИО5 к сетям газораспределения.

Постановлением от 15.07.2020  № 078/04/9.21-480/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, доводы заявления и отзывов на заявление, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила), которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).

В пункте 3 Правил определен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения: направление заявителем исполнителю (газораспределительной организации) запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (подпункт а); выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий (подпункт б); заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении (подпункт в); выполнение заявителем и исполнителем технических условий (подпункт г); составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (подпункт д); осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (подпункт е).

В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Пункт 60 Правил N 1314 устанавливает, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Пунктом 62 Правил N 1314 предусмотрено, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.

Для заключения договора о подключении потребитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию с указанием сведений и документов в соответствии с пунктами 65 - 71 Правил N 1314.

Пунктом 69 Правил N 1314 утвержден перечень документов, направляемых в составе заявки на подключение (технологическое присоединение). Указанный перечень является исчерпывающим.

В соответствии с подпунктом а) пункта 85 Правил № 1314 срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 9 месяцев - для заявителей первой категории в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) осуществляются без получения исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации разрешения на строительство.

Согласно 85(2) Правил № 1314 при невыполнении заявителем технических условий в согласованный в договоре о подключении срок и соблюдении исполнителем требований, указанных в абзаце первом пункта 95 настоящих Правил, исполнитель по обращению заявителя, направленному не позднее 10 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, продлевает срок действия указанных технических условий, но не более чем на половину срока, определенного договором о подключении. Продление технических условий не влечет за собой недействительность договора о подключении.

В соответствии с пунктом 85(4) Правил № 1314 в случае, если мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, не могут быть осуществлены в срок, предусмотренный заключенным договором о подключении, срок осуществления мероприятий по подключению может быть продлен по инициативе заявителя.

В соответствии с пунктом 86 Правил № 1314 в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), установленных в договоре о подключении, исполнитель направляет информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения) заявителю.

Таким образом, сроки осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения являются пресекательными, продление указанных сроков со стороны Исполнителя по Договору (газораспределительной организации) Правилами не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:

а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;

б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;

д)  осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).

В соответствии с пунктом 98 Правил № 1314 мониторинг выполнения заявителем технических условий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению.

Также на основании пункта 98 Правил №1314 Исполнитель обязан:

а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;

б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении (осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 №1713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения»);

в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте «б» данного пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;

г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);

д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.

При этом неисполнение заявителем в установленный срок своей части обязательств в соответствии с выданными техническими условиями, не освобождает газораспределительную организацию от обязанности выполнения работ по подключению к газораспределительным сетям в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 99 Правил №1314 ООО «ПетербургГаз» (исполнитель) вправе присутствовать при строительстве и участвовать в приемке скрытых работ в рамках осуществления мониторинга выполнения Заявителем технических условий.

Предусмотренное   настоящим   пунктом   продление   срока   осуществления по подключению не является нарушением заявителем срока по подключению,   установленным пунктом 95 стоящих Правил, если предусмотренный настоящим пунктом порядок такого продления соблюден заявителем.

Таким образом, осуществление газораспределительной организацией мониторинга выполнения Заявителем технических условий о присоединении является одним из этапов подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения (следующим после этапа по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения к сетям газопотребления заявителя).

Указанный этап завершается составлением акта, подтверждающего готовность сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), без которого газораспределительная организация не вправе согласно подпункту «в» пункта 98 Правил № 1314 осуществить действия по фактическому подключению (технологическому присоединению) объектов заявителя.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 100 Правил № 1314 Заявитель обязан при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом «б» пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Перечень информации, которую должны содержать технические условия, установленный пунктом 75 Правил № 1314, не содержит указаний на необходимость включения в технические условия требований, предусмотренных ведомственными нормативными актами.

Таким образом, разработка проектной документации и проверка соответствия построенных объектов техническим регламентам не являются обязательными при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более трех, предназначенных для проживания одной семьи). Следовательно, при проведении мониторинга исполнения заявителем технических условий исполнитель не вправе требовать у заявителя предоставления документов, не предусмотренных Правилами № 1314.

Кроме того, согласно Письму ФАС от 15.05.2017 № П/32350/2017 «По вопросу о проектной документации на сети газопотребления жилого дома при подключении к сетям газораспределения объектов капитального строительства», положения Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 (далее - Технический регламент № 870) не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким   образом,    ООО   «ПетербургГаз»   обязано   соблюдать   требования, установленные Правилами № 1314.

В соответствии с пунктом 104 Правил №1314, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами, а именно требование ГРО на основании «СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» и ГОСТ Р 54961-2012 о предоставлении Заявителем: строительного паспорта, актов, оформляемых по итогам завершения стадий строительного контроля, протоколы испытаний; подписанный заказчиком, подрядчиком и привлеченными членами комиссии акт приемки законченного строительством сети газораспределения (газопотребления) (далее — Документы).

По мнению Общества, реализация мероприятий по проверке исполнения Заявителем технических условий, готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению, подписания акта о готовности сетей к подключению, поставлено в зависимость от исполнения Заявителем указанных условий.

При этом, исходя из содержания подпункта "б" пункта 98 Правил следует, что непосредственно пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления, в том числе на предмет соблюдения правил безопасности при использовании газового оборудования после подписания газораспределительной организацией с потребителем акта о готовности сетей газопотребления.

Следовательно, согласно положениям Правил № 1314 при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, в том числе мониторинга исполнителем выполнения заявителем технических условий в числе обязанностей заявителя предоставление исполнителю исполнительно-технической документации на сети газопотребления не предусмотрено.

Согласно пункту 104 Правил № 1314, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими правилами.

Пунктом 72 Правил № 1314 установлено, что исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими правилами.

Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения установлен Управлением и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 1314, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении Обществом требований Правил N 1314 и считает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

В данном случае Управление назначило Обществу наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб., то есть в пределах санкции инкриминируемой части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что назначенный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 16.12.2020 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 16 декабря 2020 года по делу №  А56-72700/2020 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

А.Б. Семенова