АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 января 2018 года | Дело № | А56-72747/2016 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О., при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 (доверенность от 06.10.2017), ФИО2 (доверенность от 01.12.2017), рассмотрев 09.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2017 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 (судьи Семенова А.Б., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу № А56-72747/2016, у с т а н о в и л: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЭсТи Профи» (место нахождения: <...>, лит. С; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) о взыскании 5115 руб. 05 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2013 года. Решением суда первой инстанции от 24.05.2017 в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению. В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы жалобы. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество 19.10.2013 представило в Департамент расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2013 года, согласно которому к уплате подлежит 1278 руб. 76 коп. Департамент, проверив правильность исчисления платежа, начислил плату за негативное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента ввиду непредставления природопользователем за указанный период отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, предложив ему уплатить образовавшуюся задолженность в размере 5115 руб. 05 коп. В связи с неисполнением Обществом требования от 04.04.2016 об уплате задолженности Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции отказал в иске, установив, что Общество в полном объеме исполнило обязательства, предусмотренные законодательством в сфере природопользования. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесено размещение отходов производства и потребления; порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. В силу статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей в спорный период) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 3). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок № 632), распространяющийся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Согласно пункту 4 Порядка № 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка № 632). В силу пункта 6 Порядка № 632 при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка. Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее – Порядок № 30), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Согласно пунктам 3-5 Порядка № 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным календарным годом. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество относится к субъектам малого предпринимательства в связи с чем отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов оно обязано предоставить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке. Судами также установлено, что отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2012 год, а также расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2013 года Общество предоставило в Департамент в установленный срок и исполнило обязанность по перечислению платы за размещение отходов за третий квартал 2013 года в размере 1278 руб. 76 коп. Исходя из указанных обстоятельств, установленных по делу, а также приняв во внимание письмо Росприроднадзора от 01.07.2013 № ВК-06-01-36/9256 «О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства», суды отказали Департаменту в удовлетворении исковых требований, придя к выводу об их неправомерности. Доказательств, опровергающих выводы судов, Департамент вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 по делу № А56-72747/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | О.А. Алешкевич | |||
Судьи | А.Г. Кудин И.О. Подвальный | |||