АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 ноября 2017 года | Дело № | А56-72917/2016 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О., при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 (доверенность от 06.10.2017), от садоводческого некоммерческого товарищества «Малиновка» ФИО2 (протокола собрания от 05.06.2016 № 3/16) и ФИО3 (доверенность от 16.03.2017 № 1), рассмотрев 23.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу № А56-72917/2016 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.), у с т а н о в и л: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Департамент), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Малиновка», место нахождения: 187029, Ленинградская область, Тосненский р-н, дер. Нурма, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Товарищество, СНТ «Малиновка»), о взыскании 124 539 руб. 32 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2013 года. Решением суда первой инстанции от 21.03.2017 (судья Соколова Н.Г.) исковые требования удовлетворены. Постановлением от 08.08.2017 апелляционный суд решение от 21.03.2017 отменил, в иске отказал. В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы поскольку в нарушение пункта 11 «Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее – Порядок № 50), технические отчеты, подтверждающие неизменность технологического процесса и используемого сырья, СНТ «Милиновка» в адрес Департамента не предоставлялись, то утвержденные Товариществу 31.08.2010 сроком на 5 лет лимиты на размещение отходов являются недействующими. И в этом случае по мнению Департамента плата за негативное воздействие подлежит взысканию в пятикратном размере как за размещение отходов в отсутствие соответствующего разрешения. СНТ «Малиновка» в отзыве на кассационную жалобу возражало против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность постановления апелляционного суда. В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Товарищества возражал против ее удовлетворения. Законность постановления проверена в кассационном порядке. Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, Департамент по результатам проведенной проверки расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2013 года, представленного Товариществом (№ 10226 от 26.07.2016), совершил перерасчет с применением 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы, в результате чего образовалась задолженность в размере 124 539 руб. 32 коп., выставил природопользователю требование об уплате выявленной задолженности от 05.09.2016 № 04-28/10950. В требовании Департамент указал, что в отсутствие продления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение СНТ «Малиновка» не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы. Не исполнение Товариществом требования Департамента послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции счел иск обоснованным по праву и по факту. Отменяя решение суда первой инстанции апелляционный суд правомерно исходил из следующего. В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей в спорный период), негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесено размещение отходов производства и потребления; порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Порядок № 632), распространяющийся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Согласно пункту 4 Порядка № 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка № 632). В силу пункта 6 Порядка № 632 при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка. Таким образом пятикратный повышающий коэффициент может быть применен в случае отсутствия у Товарищества в спорном периоде утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Суд апелляционной инстанции установил, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение Товариществу утверждены 31.08.2010 сроком на 5 лет (л.д. 25) и сделал правильный вывод о том, что в спорный период ответчик имел разрешение на размещение отходов, что исключает применение к нему пятикратного повышающего коэффициента. При этом апелляционный суд указал на то, что превышение природопользователем установленных лимитов Департаментом не устанавливалось, факт перечисления СНТ «Малиновка» установленной платы за спорный период подтвержден, а факт изменения природопользователем производственного процесса и используемого сырья в спорный период Департаментом не доказан. Довод кассационной жалобы Департамента о непредставлении СНТ «Малиновка» технической отчетности за спорный период заявлялся ранее и судом апелляционной инстанции ему дана надлежащая правовая оценка. В соответствии с пунктом 11 Порядка № 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения природопользователями неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, представляемого в уведомительном порядке в орган Росприроднадзора, утвердивший нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При этом Порядок № 50 не содержит норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных по данному порядку нормативов или лимитов на размещение отходов, в том числе и в случаях неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Следовательно в нашем случае суд апелляционной инстанции сделал верный вывод об отсутствии как фактических, так и правовых оснований для удовлетворения иска Департамента и правомерно отменил решение суда первой инстанции. Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены постановления не имеется. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу № А56-72917/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | А.Г. Кудин | |||
Судьи | Л.Б. Мунтян И.О. Подвальный | |||