ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-74882/2017 от 05.07.2018 АС Северо-Западного округа

867/2018-32755(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Соколовой С.В., судей Журавлевой О.Р., Савицкой И.Г., 

при участии от войсковой части 28287 ФИО1 (приказ от 30.10.2009   № 0807), от Северо-Западного управления Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2  (доверенность от 22.12.2017 № 174/Дв), 

рассмотрев 03.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу войсковой части 28287 на решение Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2017 (судья Трощенко Е.И.) и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018  (судьи Толкунов В.М., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу № А56-74882/2017, 

у с т а н о в и л:

Войсковая часть 28287, место нахождения: 188672, Ленинградская обл.,  Всеволожский р-н, дер. Ваганово, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Войсковая часть), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене  постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору, место нахождения:  191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 3, ИНН <***>, 

ОГРН <***> (далее – Управление), от 29.08.2017 № 11-227-од-3183/ПС о  назначении административного наказания за совершение административного  правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 

Решением от 04.12.2017, оставленным без изменения постановлением  апелляционного суда от 02.03.2018, постановление Управления изменено в части  назначения наказания, размер штрафа снижен до 250 000 руб. 

В кассационной жалобе Войсковая часть, ссылаясь на несоответствие  выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся  доказательствам, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и  направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

Податель жалобы считает, что при вынесении обжалуемых судебных актов  суды не учли приговор Кингисеппского районного суда Ленинградской области от  26.09.2017 по делу № 1-195/2017, которым установлено лицо, виновное в  совершении действий, приведших к возникновению непосредственной угрозы  жизни и здоровью людей, имеющий преюдициальное значение для рассмотрения  данного дела. 

В судебном заседании представитель Войсковой части поддержал доводы  кассационной жалобы, в представитель Управления возражал против ее  удовлетворения. 


Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, 28.09.2016 на опасном производственном  объекте - площадке утилизации взрывчатых материалов, расположенном по  адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, дер. Туганы, эксплуатируемом  Войсковой частью, при выполнении работ по уничтожению взрывоопасных  предметов произошел групповой несчастный случай со смертельным исходом. 

Приказом от 30.09.2016 № 227-од Управление назначило комиссию по  расследованию данного несчастного случая, которая выявила и зафиксировала в  акте от 28.12.2016 № 21-227-од-21/НС следующее. 

В нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О  промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее -  Закон № 116-ФЗ) к работе на опасном производственном объекте  (регистрационный номер А20-06762-0001, III класс опасности) Войсковой частью  допущены работники общества с ограниченной ответственностью Научно- производственное предприятие «Самаравзрывтехнология», не удовлетворявшие  соответствующим квалификационным требованиям, не прошедшие медицинских  осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований, обучения по  охране труда по профессии, при выполнении которой произошел несчастный  случай, а именно: начальник участка утилизации ФИО3, не  аттестованный в области промышленной безопасности по части А.1 - основы  промышленной безопасности и Б 12.2 - требования безопасности, относящиеся к  взрывным работам; контролер-учетчик ФИО4, сборщики  боеприпасов 4-го разряда ФИО5, ФИО6, ФИО7, сборщик ФИО8, взрывник ФИО9. 

В нарушение статьи 11 Закона № 116-ФЗ при эксплуатации опасного  производственного объекта Войсковая часть не обеспечила организацию и  осуществление производственного контроля за соблюдением требований  промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными  Правительством Российской Федерации, а именно: координацию работ,  направленных на предупреждение аварий на опасном производственном объекте,  готовность к локализации аварий и ликвидации их последствий (пункт 2.5  положения о производственном контроле за соблюдением требований  промышленной безопасности в Войсковой части, утвержденного командиром  Войсковой части 03.08.2016; проведение контроля за соблюдением личным  составом требований промышленной безопасности (пункт «а» раздела 8  Положения); недопущение к работе на опасном производственном объекте лица,  не удовлетворяющего соответствующим квалификационным требованиям и не  прошедшего медицинских осмотров (пункт 3.3.2 Положения). 

Уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Войсковой  части 10.07.2017 составлен протокол № 11-22-од-2859/ПТ об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ

Постановлением Управления от 29.08.2017 № 11-227-од-3183/ПС Войсковая  части признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного  частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 1 000 000 руб.  штрафа. 

Не согласившись с данным постановлением, Войсковая часть оспорила его  в судебном порядке. 

Суды двух инстанций, исследовав и оценив доказательства,  представленные участниками спора, их доводы, установив обстоятельства дела,  пришли к выводу о доказанности административным органом события и состава  вмененного Войсковой части административного правонарушения. Суды не 


установили существенных нарушений в рамках административной процедуры, а  также оснований для признания правонарушения малозначительным,  освобождения заявителя от административной ответственности в порядке статьи  2.9 КоАП РФ

Вместе с тем суды, установив наличие оснований для снижения  назначенного Войсковой части административного штрафа, сочли возможным  применить в данном случае положения статьи 4.1 КоАП РФ и снизить штраф до  250 000 руб. 

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы,  проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит. 

В силу части 3 статьи 9.1 КоАП РФ грубое нарушение требований  промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на  осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности  опасных производственных объектов влечет наложение административного  штрафа на юридических лиц в размере от 500 000 руб. до 1 000 000 руб. или  административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

При этом под грубым нарушением требований промышленной безопасности  опасных производственных объектов понимается нарушение требований  промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной  угрозы жизни или здоровью людей (примечание 1 к статье 9.1 КоАП РФ). 

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ требования промышленной  безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные  требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах,  принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента  Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской  Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной  безопасности. 

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана  соблюдать положения Закона № 116-ФЗ, других федеральных законов,  принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента  Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской  Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной  безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за  соблюдением требований промышленной безопасности (пункт 1 статьи 9 Закона   № 116-ФЗ). 

Суды установили и податель жалобы не отрицает, что опасный  производственный объект – площадка утилизации взрывных материалов,  расположенный по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, дер. Туганы,  эксплуатируется заявителем. 

Следовательно, вывод судов об обязанности Войсковой части при  эксплуатации данного объекта выполнять требования статей 9, 11 Закона № 116- ФЗ является обоснованным. 

Как правильно указали суды, временное предоставление территории  опасного производственного объекта третьему лицу не освобождает заявителя от  соблюдения действующего законодательства, в том числе по осуществлению  производственного контроля, контроля за допуском лиц к опасным работам,  осуществляемым на территории, эксплуатируемой заявителем. 

С учетом изложенного суды двух инстанций сделали правильный вывод о  наличии в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения, что  подтверждается материалами административного расследования. При этом  судами установлено, что Управление представило достаточные и допустимые  доказательства несоблюдения Войсковой частью требований промышленной 


безопасности, а также непринятия заявителем всех зависящих от него мер по  соблюдению названных требований. 

Ссылку подателя жалобы на приговор Кингисеппского районного суда  Ленинградской области от 26.09.2017 по делу № 1-195/2017, которым установлено  конкретное виновное в произошедшем несчастном случаи лицо, суды оценили и  отклонили, указав, что данное обстоятельство в соответствии с частью 3 статьи  2.1 КоАП РФ не освобождает заявителя от административной ответственности. 

В рассматриваемом случае Войсковая часть не привела обстоятельств,  объективно препятствовавших исполнению возложенной на нее законом  обязанности по соблюдению требований промышленной безопасности при  эксплуатации опасного производственного объекта. 

Вступая в правоотношения в сфере промышленной безопасности,  Войсковая часть должна было в силу публичной известности и доступности не  только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства,  регулирующего спорные отношения, но и была обязана обеспечить их  выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения  события противоправного деяния при той степени заботливости и  осмотрительности, которая требовалась от заявителя в целях надлежащего  исполнения своих обязанностей и требований закона. 

Вывод судов о наличии в действиях Войсковой части вины (согласно части 2  статьи 2.1 КоАП РФ) и состава вмененного ей правонарушения основан на  всесторонней и объективной оценке фактической стороны дела. 

Назначенное Войсковой части в соответствии с требованиями статей 3.1,  3.5, 4.3 и 4.5 КоАП РФ административное наказание отвечает принципам  юридической ответственности, соответствует конституционным принципам  дифференцированности и справедливости наказания совершенному заявителем  административному правонарушению, а также обеспечивает фактическую  реализацию целей административного наказания - предупреждение совершения  новых правонарушений. 

Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела  установлены судами в результате полного и всестороннего исследования  имеющихся доказательств в их совокупности и взаимосвязи. Нормы  материального права применены правильно, нарушений норм процессуального  права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи с чем  основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 04.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 02.03.2018 по делу № А56-74882/2017 оставить без  изменения, а кассационную жалобу войсковой части 28287 - без удовлетворения. 

Председательствующий С.В. Соколова  Судьи О.Р. Журавлева 

 И.Г. Савицкая