609/2018-53897(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» Быстровой Е.А. (доверенность от 09.01.2018), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу Хромова В.Ю. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев 30.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Научно- исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2018 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 (судьи Сомова Е.А.,
Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу № А56-7503/2018,
у с т а н о в и л:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Научно- исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3; ОГРН 1047855174685; ИНН 7840309990; далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. 3-я Советская, д. 50; далее – Отдел) от 27.11.2017 № 2-25-614/1/1.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.07.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные
требования.
В судебном заседании представитель Учреждения доводы жалобы поддержала, представитель Отдела просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Отделом на основании распоряжения от 27.09.2017 № 2-25-614 в период с 20.11.2017 по 27.11.2017 проведена внеплановая выездная проверка исполнения Учреждением выданного ему предписания от 29.11.2016 № 2-25-1173/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 27.11.2017 № 2-25-614, что пункты 8 и 9 указанного предписания не исполнены – в нарушение части 2 статьи 54, части 10 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 5.13130.2009) и свода правил «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (СП 3.13130.2009) помещения объекта защиты не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
Об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2018 Отдел выдал Учреждению предписание от 27.11.2017
№ 2-25-614/1/1.
Учреждение, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что факт допущенных нарушений требования пожарной безопасности установлен, в связи с чем предписание об их устранении выдано правомерно.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 названного Федерального закона предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности
(нормы и правила).
В силу части 2 статьи 54 Закона № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Как предусмотрено частью 10 статьи 83 Закона № 123-ФЗ, требования к проектированию автоматической пожарной сигнализации устанавливаются этим Законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении Учреждением требований Закона № 123-ФЗ (часть 2 статьи 54, часть 10 статьи 83), СП 5.13130.2009 (пункт 1.2, приложение А, таблица А3) и СП 3.13130.2009 (раздел 7, таблица 2), установив, что помещения Учреждения, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей, системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией не оборудованы.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым Федеральным законам, СП 3.13130.2009 и СП 5.13130.2009, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждению следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 по делу № А56-7503/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» – без удовлетворения.
Возвратить Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт- Петербурга» (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3;
ОГРН 1047855174685; ИНН 7840309990) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 30.08.2018 № 2802315.
Председательствующий О.А. Алешкевич
Судьи А.Г. Кудин
С.В. Соколова