ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-76294/2021 от 31.08.2022 АС Северо-Западного округа

139/2022-57568(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Старченковой В.В., судей Михайловской Е.А. и  Щуриновой С.Ю., 

 рассмотрев 31.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации  муниципального образования Ломоносовский муниципальный район  Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2021 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу 

 № А56-76294/2021,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Инженерно-энергетический комплекс», адрес:  188502, <...>, 

ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к  Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации  муниципального образования Ломоносовский муниципальный район  Ленинградской области, адрес: 188502, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет),  о взыскании 60 471 руб. 26 коп. задолженности за тепловую энергию,  поставленную в период с марте и апреле 2021 года, и 7738 руб. 06 коп.  задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в период  с декабря 2015 по март 2021 года в отношении нежилого помещения площадью  255,2 кв.м по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, г.п. Большая  Ижора, Приморское шоссе, д. 7. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена  Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный  район Ленинградской области. 

Решением суда от 29.12.2021, оставленным без изменения  постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  04.05.2022, с Комитета в пользу Общества взыскано 60 471 руб. 26 коп.  задолженности за тепловую энергию, поставленную в марте и апреле 2021 года,  и 4249 руб. 16 коп. задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения за  период с июля 2018 по апрель 2021 года; в остальной части в иске отказано. 

В кассационной жалобе Комитет, считая решение и постановление  незаконными и необоснованными, просит их отменить и принять по делу новый  судебный акт об отказе в иске. Податель жалобы считает, что в отсутствие  подписанных договоров энергоснабжения у него не имеется обязанности 


[A1] оплачивать ресурсы. Кроме того, Комитет считает себя ненадлежащим  ответчиком. 

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без  удовлетворения. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и  времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не  направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. 

Законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, приведенных в  жалобе, проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела, Общество является поставщиком  тепловой энергии, а также оказывает потребителям услуги водоснабжения и  водоотведения. 

 В собственности муниципального образования Ломоносовский  муниципальный район Ленинградской области находится нежилое помещение  площадью 255,2 кв.м по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, 

г.п. Большая Ижора, Приморское шоссе, д. 7.

Ссылаясь на поставку в указанное нежилое помещение тепловой энергии,  оказание услуг водоснабжения и водоотведения, уклонение Комитета от  подписания направленных ему в ноябре и декабре 2020 года договоров  теплоснабжения № 518/2-20-12Т, а также водоснабжения и водоотведения 

 № П-517/4-20-12ВВ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим  иском. 

В обоснование иска помимо указанных договоров Общество представило  счета-фактуры и претензии от 17.05.2021, которые ответчик оставил без  удовлетворения. 

Суд первой инстанции установил, что представителем собственника  спорного нежилого помещения является Комитет, в связи с чем взыскал с  последнего задолженность, применив срок исковой давности к периоду с  декабря 2015 по июнь 2018 года. 

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Общество судебные акты не обжалует.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы Комитета, суд  кассационной инстанции приходит к следующему. 

Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации

(далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору энергоснабжения  энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю)  через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую  энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее  потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его  ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и  оборудования, связанных с потреблением энергии. 

В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически  принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета  энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или  соглашением сторон. 

Ответчик разногласий по объему и стоимости отпущенной тепловой  энергии, а также услуг водоснабжения и водоотведения, равно как и  доказательства, подтверждающие потребление ресурсов в меньшем объеме,  либо указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в  выставленных истцом счетах-фактурах, не представил. 

В соответствии с абзацем десятым пункта 2 Информационного письма  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор 


[A2] практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и  расторжением договоров» фактическое пользование потребителем услугами  обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК  РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей  услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует  рассматривать как договорные. 

Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи установки  присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает  потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему  энергоресурсов (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики  разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»). 

Ответчиком не представлены доказательства того, что в спорный объект  тепловая энергия и вода поставлялись не Обществом, а иным лицом, в связи с  чем отсутствие между сторонами письменных договоров энергоснабжения не  освобождает Комитет от обязанности оплатить потребленные ресурсы. 

 Следует также отметить, что в силу пункта 8 статьи 7 Федерального закона  от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и пункта 12  Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644,  непредставление абонентом в 30-дневный срок с момента получения от  организации водопроводно-канализационного хозяйства проекта договора  водоснабжения и (или) водоотведения подписанного договора либо  предложений об изменении представленного проекта договора в части, не  противоречащей положениям названных нормативных актов и условиям  типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в  части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), означает, что такой договор  считается заключенным абонентом на условиях, изложенных в направленном  ему проекте договора. 

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания  принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или  договором. 

Аналогичная обязанность предусмотрена нормами Жилищного кодекса  Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно которым собственник  помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание  принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на  содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле  в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за  содержание и ремонт жилого помещения (статьи 39 и 158 ЖК РФ). 

В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы  за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента  возникновения права собственности на такое помещение. 

Таким образом, в силу прямого указания закона обязанность несения  расходов на содержание принадлежащего ему помещения возложена на его  собственника. 

В силу пункта 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве  собственности городским и сельским поселениям, а также другим  муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. 

На основании статей 50 и 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от 


[A3] имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и  распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в  соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного  самоуправления. 

Структуру органов местного самоуправления составляют  представительный орган муниципального образования, глава муниципального  образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального  образования, иные органы и выборные должностные лица местного  самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и  обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного  значения (статья 34 Закона № 131-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона № 131-ФЗ местная  администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального  образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями  по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской  Федерации. 

Решением Совета депутатов муниципального образования Ломоносовский  муниципальный район Ленинградской области от 30.05.2011 № 33 утверждено  Положение о Комитете (далее - Положение), а решением Совета депутатов  муниципального образования Ломоносовский муниципальный район  Ленинградской области от 05.06.2019 № 24 - Порядок содержания недвижимого  имущества казны муниципального образования Ломоносовский муниципальный  район Ленинградской области (далее - Порядок № 24). 

Согласно пункту 1.1 Положения и пункту 2.4 Порядка № 24 Комитет входит  в структуру Администрации муниципального образования Ломоносовский  муниципальный район, является отраслевым органом местного  самоуправления, реализующим полномочиями муниципального района в сфере  управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными  ресурсами. 

В силу пункта 1.5 Положения Комитет обладает правами юридического  лица в объеме, необходимом для реализации своих полномочий, имеет  самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с  законодательством, выступает истцом и ответчиком в судах, в том числе в  арбитражном суде. 

Финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств  местного бюджета Ломоносовского муниципального района, а также, по  соглашению с поселениями, за счет межбюджетных трансфертов,  передаваемых на реализацию функций по исполнению полномочий городских и  сельских поселений в сфере имущественных отношений (пункт 1.6 Положения). 

Имущество казны Ломоносовского муниципального района числится на  балансе Комитета (пункт 1.7 Положения). 

С учетом изложенного Комитет является лицом, представляющим  интересы собственника муниципального имущества, входящего в казну  муниципального образования. 

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих  требований и возражений доказательства, проверив представленный истцом  расчет стоимости поставленной в нежилое помещение ресурсов, приняв во 


[A4] внимание отсутствие доказательств исполнения ответчиком обязанности по  внесению платы за ресурсы, а также соответствующего действующему  законодательству контррасчета, суды первой и апелляционной инстанций  признали правомерным требование истца в части. 

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные  отношения, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно,  процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не  находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. 

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 29.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 04.05.2022 по делу № А56-76294/2021 оставить без  изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным  имуществом администрации муниципального образования Ломоносовский  муниципальный район Ленинградской области – без удовлетворения. 

Председательствующий В.В. Старченкова  Судьи Е.А. Михайловская 

С.Ю. Щуринова