АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 октября 2022 года | Дело № | А56-76463/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М., при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга ФИО1 (доверенность от 30.12.2021), от общества с ограниченной ответственностью «Евро Сити» ФИО2 (доверенность от 09.12.2020), рассмотрев 25.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Евро-Сити» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу № А56-76463/2021, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Евро Сити», адрес: 191119, Санкт-Петербург, улица Марата, дом 82, литера Ч, помещение Ч2.3-5, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 13.05.2021 № 02/21/618-р в части пункта 2. Решением суда первой инстанции от 25.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. Определением председателя судебного состава от 25.10.2022 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ранее участвовавшая в рассмотрении кассационной жалобы судья Аникина Е.А. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена судьей Толкуновым В.М. В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство по кассационной жалобе осуществлено с самого начала. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Инспекции, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать. Законность судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и подтверждается материалами дела, управление многоквартирным домом по адресу: СанктПетербург, ул. Гороховая, д. 32 (далее – МКД), осуществляется Обществом на основании договора управления и лицензии от 19.08.2016 № 078000435. Инспекцией 22.04.2021 в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований, осуществляющего управление МКД, в ходе которой установлено, что квартира № 10 расположена на втором этаже, находится в долевой собственности, коммунальной услугой по холодной воде не обеспечена. По результатам проверки Инспекцией выдано предписание от 13.05.2021 № 02/21/618-Р, пунктом 2 которого Обществу предписано принять меры для включения МКД в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге на проведение аварийно-восстановительных работ, в том числе: инициировать проведение общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу капитального ремонта, направить в уполномоченные органы государственной власти, организации, сведения, необходимые для включения МКД в Краткосрочный план, его актуализации. Посчитав, что к компетенции управляющей компании, которой является Общество, не относится формирование, согласование и реализация Региональной программы, а также Краткосрочных планов Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта в части пункта 2 недействительным. С ним согласился и суд апелляционной инстанции. Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.2 ч.1 ст.287 АПК РФ). Суды при рассмотрении настоящего дела руководствовались положениями статьи 39, части 1, 1.1, 2.3 статьи 161, статьи 162, статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), пункта 1.1 Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 86 «О порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге и порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге», и отказывая в удовлетворении заявления исходили из того, что статус Общества, как управляющей компании спорного МКД, предполагает его активное участие в создании благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, обеспечении безопасности дома в процессе его эксплуатации, решении вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлении качественных коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Между тем судами не учтено следующее. С принятием Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования закреплены в главе 15 ЖК РФ (статьи 166 – 174). Согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; (пункт 4 части 4 статьи 168 ЖК РФ). В силу положений части 4.2 статьи 168 ЖК РФ изменения в региональную программу капитального ремонта по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, должны предусматривать плановый период оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) после устранения соответствующих обстоятельств. Сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, не допускается. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (часть 7 статьи 168 ЖК РФ). В соответствии с положениями части 1 статьи 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных законом. Из приведенных нормативных положений следует, что при внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта в случае невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома, согласования с собственниками не требуется. Установление фактов воспрепятствования проведению работ собственниками помещений в МКД или управляющим домом (пункт 4.1 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации) является основанием для актуализации региональной программы, а именно переноса работ на более поздний срок (пункт 4 части 4 статьи 168 ЖК РФ). Во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2011 № 84 утверждена Программа, в которую включены все многоквартирные дома, расположенные в Санкт-Петербурге, за исключением многоквартирных домов признанных в усыновленном порядке аварийными и подлежащими сносу либо реконструкции. В нашем случае судами установлено, что МКД был включен в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге на 2015 год (устранение аварийности перекрытий квартиры № 10). После проведения конкурсных процедур 17.07.2015 был заключен договор № 18/АК/63 с подрядной организацией ООО «Отделочное управление» на ликвидацию аварийного состояния строительных конструкций в квартире № 10 по вышеуказанному адресу; в доступе в квартиру № 10 для проведения работ по устранению аварийности перекрытий отказано; аварийность межэтажных перекрытий не устранена. С учетом данного обстоятельства требование Инспекции к Обществу об инициации общего собрания собственников МКД по спорному вопросу капитального ремонта противоречит положениям статьи 168, 189 ЖК РФ. Требования пункта 2 предписания Инспекции о направлении в уполномоченные органы государственной власти, организации, сведений, необходимых для включения МКД в Краткосрочный план, его актуализации, не основано на законе. Порядок ежегодной актуализации сведений, указанных в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 86 «О порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» (далее – Порядок № 86). В соответствии с пунктом 2 Порядка № 86 Жилищный комитет по результатам обобщения и анализа сведений, представленных в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка, сведений, полученных по результатам мониторинга технического состояния многоквартирных домов, сведений о многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подготовленных по результатам разработки проектной документации на проведение капитального ремонта фасада с учетом инструментального обследования фасадов предложений о проведении работ по утеплению фасада при проведении работ по ремонту фасада или сведений об отсутствии необходимости проведения таких работ, а также с учетом решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме или об отсутствии такой необходимости, принятых в предыдущем и(или) текущем годах, разрабатывает и ежегодно до 20 мая обеспечивает внесение на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в региональную программу. В силу пункта 2.1 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 31.12.2019 № 2420-р Жилищный Комитет формирует краткосрочный план с учетом информации, представленной администрациями районов Санкт-Петербурга (далее - администрации) и специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), в Комитет в соответствии с пунктами 4 и 5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2019 № 1020 «О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 175, от 18.02.2014 № 86, от 22.12.2014 № 1206». Участие организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, при формировании краткосрочных планов названные акты не предусматривают. В отсутствие сведений о публикации и не соответствия форме, предусмотренной пунктом 3 статьи 46 Устава Санкт-Петербурга, подлежит отклонению ссылка Инспекции на «Регламент взаимодействия Жилищного комитета, администрации районов Санкт-Петербурга и некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» при проведении капитального ремонта «аварийных» строительных конструкций общего имущества в многоквартирных домах», утвержденного председателем Жилищного комитета 30.04.2020. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает у Инспекции отсутствовали законные основания для вынесения пункта 2 предписания. Нарушение прав Общества усматривается в возложении на него не предусмотренных законом в данном случае обязанности по инициации общего собрания собственников МКД и информированию уполномоченного органа. С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене. По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу № А56-76463/2021 отменить. Признать недействительным пункт 2 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 13.05.2021 № 02/21/618-р. | ||||
Председательствующий | А.Г. Кудин | |||
Судьи | Л.Б. Мунтян В.М. Толкунов | |||