ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-76710/2021 от 26.08.2022 АС Северо-Западного округа

825/2022-56349(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М., 

при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Кузьминой А.П. (доверенность от 11.01.2022), 

рассмотрев 23.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гриндустрия» на  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022  по делу № А56-76710/2021, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Гриндустрия», адрес: 194156,  Санкт-Петербург, Манчестерская ул., д. 10, корп. 2, кв. 134,  ОГРН 1207800055000, ИНН 7802706700 (далее – Общество), обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт- Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, корп. А,  ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее – Управление), Санкт-Петербургскому государственному автономному стационарному учреждению  социального обслуживания «Психоневрологический интернат № 9», адрес:  198320, Санкт-Петербург, Красное село, Красногородская ул., д. 1,  ОГРН 1037819001990, ИНН 7807022277 (далее – Учреждение): 

- о признании незаконными действий начальника отдела контроля закупок  отдельными видами юридических лиц, председателя Комиссии Управления  Даниловской Е.С. по вынесению заключения № Т02-401/21 о включении в реестр  недобросовестных поставщиков информации о заявителе; 

- о признании незаконным заключения № Т02-401/21 о включении в реестр  недобросовестных поставщиков информации о заявителе; 

- о признании действий заказчика по размещению документации об  электронном аукционе на право заключения договора на оказание услуг по  сопровождению и модификации единого комплекса бюджетного учета в составе:  «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8; 1С: Зарплата и кадры  бюджетного учреждения 8 с ведением воинского учета, согласно действующего  законодательства; 1С: Медицина. Больничная Аптека; Конфигурация «Мед.  Интеграция», «Складской учет» для Учреждения в 2021 году, противоречащими  требованиям законодательства в части ограничения конкуренции. 

Решением суда первой инстанции от 14.12.2021 заявленные требования  удовлетворены, оспариваемое заключение Управления, принятое в отношении  Общества, и оспариваемые действия комиссии Управления по вынесению  заключения признаны незаконными, в остальной части в удовлетворении  требований отказано. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.03.2022 решение  суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований 


[A1] отказано. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение  судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и  несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить  обжалуемый судебный акт, принять по делу новый судебный акт. 

В судебном заседании представитель Управления просил оставить  постановление без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. 

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено  надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не  направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является  препятствием для ее рассмотрения. 

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами  дела, Учреждение (организатор торгов) на официальном сайте Единой  информационной системе (далее – ЕИС) в сфере закупок разместило извещение  от 27.01.2021 № 32109928460 о проведении открытого аукциона в электронной  форме на оказание услуг по сопровождению и модификации единого комплекса  бюджетного учета в составе: «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8;  1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8 с ведением воинского учета,  согласно действующего законодательства; 1С: Медицина. Больничная Аптека;  Конфигурация «Мед. Интеграция», «Складской учет» (далее - открытый аукцион  в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по  сопровождению и модификации единого комплекса бюджетного учета) для  Учреждения в 2021 году (далее – извещение). 

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 19.02.2021,  размещенного в ЕИС 20.02.2021, Общество было признано победителем  открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора. 

В первичной редакции протокола рассмотрения вторых частей заявок  от 15.02.2021 заявка Общества была отклонена от участия в закупке ввиду  непредставления копий документов, подтверждающих наличие исключительного  права на объекты интеллектуальной собственности (ПО «Мед. Интеграция»  Свидетельство Роспатента № 2015614863) либо неисключительного права на  воспроизведение, распространение и осуществление модификации (доработки)  ПО «Медицинская Интеграция» (Свидетельство Роспатента № 2015614863),  дорабатываемой в соответствии с документацией. 

После направления в адрес организатора торгов письма от 19.02.2021   № 03/19-02-21 Общества, оспаривающего принятое решение, организатором  торгов были пересмотрены результаты закупки. 

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 19.02.2021  Общество было признано победителем закупки, указанный протокол был  размещен в ЕИС 20.02.2021. 

Организатором торгов 25.02.2021 в адрес Общества через электронную  площадку был направлен проект договора. 

Общество 01.03.2021 направило Учреждению протокол разногласий, где  заявителем предлагалось сократить в два раза сроки оплаты и размер  обеспечения исполнения договора со ссылкой на Положение об особенностях  участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров,  работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких  закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее –  Положение № 1352). 


[A2] Организатором торгов 01.03.2021 в адрес Общества через электронную  площадку был повторно направлен проект договора без учета замечаний  победителя, в дополнение к указанному документу в адрес Общества был  представлен мотивированный отказ учесть полностью или частично  содержащиеся в протоколе разногласий замечания к договору. 

Общество 03.03.2021 направило письмо в адрес организатора торгов с  просьбой повторно пересмотреть протокол разногласий. Таким образом, в  установленный документацией срок со стороны Общества не был представлен  подписанный участником договор, а также не было предоставлено обеспечение  исполнения договора. 

Организатором торгов 09.03.2021 в ЕИС был размещен протокол признания  победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения договора  от 05.03.2021. Сведения в отношении Общества направлены в Управление. 

По результатам рассмотрения сведений, представленных организатором  торгов, Комиссией Управления было вынесено заключение от 20.05.2021 № Т02- 401/21, о направлении в Федеральную антимонопольную службу сведения (от  27.04.2021 вх. № 14479-ЭП/21, от 12.05.2021 вх. № 15701-ЭП/21 от Учреждения)  в отношении Общества – участника открытого аукциона в электронной форме на  право заключения договора на оказание услуг по сопровождению и модификации  единого комплекса бюджетного учета для Учреждения в 2021 году, для  включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от  заключения договора. 

Не согласившись с указанным заключением и действиями Комиссии  Управления по вынесению заключения, а также считая действия заказчика по  размещению документации об электронном аукционе на право заключения  договора на оказание услуг по сопровождению и модификации единого  комплекса бюджетного учета для Учреждения в 2021 году, противоречащими  требованиям законодательства в части ограничения конкуренции, заявитель  обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания  оспариваемого заключения Управления и оспариваемых действий по его  вынесению незаконным, в остальной части в удовлетворении требований  отказал. 

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой  инстанции и отменил решение суда. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность  применения судами двух инстанций норм материального и процессуального  права, приходит к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011

 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических  лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) целями регулирования настоящего Федерального  закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание  условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей  юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее – заказчики), в  товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования,  с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное  использование денежных средств, расширение возможностей участия  юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также -  закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие  добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки,  предотвращение коррупции и других злоупотреблений. 

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, 


[A3] услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,  Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и  утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми  актами, регламентирующими правила закупки. 

Положение о закупке является документом, который регламентирует  закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в  том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в  частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их  применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные  связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона № 223- ФЗ). 

В рассматриваемом случае Общество, обращаясь с настоящим заявлением,  сослалось на то, что Учреждение при проведении торгов ограничило  конкуренцию путем установления дискриминационных условий. В качестве  такового Общество указало на условие заказчика о предоставлении Участником  Аукциона перед подписанием договора копий документов, подтверждающих  наличие исключительного права на объекты интеллектуальной собственности  (конфигурация «ITworks: Мед. Интеграция» Свидетельство Роспатента №  2015614863). 

Судами нарушений со стороны Учреждения в указанной части не  установлено. При этом суды правомерно исходили из предмета закупки,  предполагающего необходимость оказания услуг по модификации  (преобразование программного обеспечения), что в силу положений статьи 1225,  1229, подпункта 9 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее – ГК РФ) требует подтверждения наличия соответствующих  прав. 

При этом судами принято во внимание отсутствие запросов и жалоб на  документацию в процессе подачи заявок Заказчику от Заявителя, а также то  обстоятельство, что протокол от 15.02.2021, которым заявка Общества была  отклонена от участия в закупке, отменен протоколом от 19.02.2021 и Общество  признано победителем. 

Отказывая в удовлетворении заявления Общества в части требования о  признании незаконным заключения и действий Комиссии Управления по его  вынесению, апелляционный суд правомерно исходил из следующего. 

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 223-ФЗ ведение Реестра  осуществляется федеральным органом исполнительной власти,  уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой  информационной системе. 

В Реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от  заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с  которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным  нарушением ими договоров (часть 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о ФАС России, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331,  ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской  Федерации в том числе предусмотренный Законом № 223-ФЗ Реестр. 

Порядок деятельности ФАС России и ее территориальных органов по  вопросу ведения Реестра, предусмотренного статьей 5 Закона № 223-ФЗ,  регулируется среди прочего приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О  ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного 


[A4] Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами  юридических лиц» (далее – Приказ № 164/13). 

Согласно пункту 2.4 Приказа № 164/13 сведения о недобросовестных  участниках закупки, предоставленные заказчиками, рассматриваются  соответствующими территориальными органами ФАС России по месту  нахождения заказчика. 

В разделе 8 Документации содержится порядок заключения договора.

Пунктом 8.1.1 Документации заказчик в течение 5 (пяти) дней со дня  подписания итогового протокола аукциона составляет и направляет (без подписи  Заказчика) победителю аукциона или участнику аукциона, с которым заключается  договор, проект договора, который составляется путем включения цены договора  (лота), предложенной победителем аукциона или участником аукциона, с  которым заключается договор, сведений о товаре, указанных в заявке такого  участника аукциона в проект договора, прилагаемый к документации об аукционе. 

В случае, если только одна заявка на участие в аукционе, поданная  участником аукциона, принявшим участие в аукционе, признана соответствующей  требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе,  положением, заказчик в течение трех 5 (пяти) дней со дня подписания итогового  протокола аукциона или протокола рассмотрения единственной заявки на  участие в аукционе составляет и направляет (без подписи заказчика)  единственному участнику проект договора, который составляется путем  включения цены договора (лота), которая не может превышать начальную  (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении аукциона,  аукционной документации, информации о товаре указанной в заявке такого  участника, в проект договора, прилагаемый к аукционной документации. 

Согласно пунктом 8.1.2 Документации победитель аукциона, единственный  участник или участник аукциона, с которым заключается договор, в течение 3  (трех) рабочих дней с даты получения документов, указанных в пункте 8.1.1.  настоящего раздела, обязан подписать и направить заказчику договор,  полученный в соответствии с пунктом 8.1.1. настоящего раздела, вместе с  документом об обеспечении исполнения договора, если такое его  предоставление предусмотрено в Информационной карте аукциона. В случае,  если при проведении электронного аукциона цена договора, сумма цен единиц  товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от  начальной (максимальной) цены договора, начальной суммы цен единиц товара,  работы, услуги, победитель аукциона, единственный участник, или участник  аукциона, с которым заключается договор одновременно с подписанным  экземпляром договора предоставляет структуру и обоснование цены договора,  суммы цен единиц товара, работы, услуги. 

Пунктом 8.1.3 Документации предусмотрено, что победитель аукциона,  единственный участник или участник аукциона, с которым заключается договор, в  случае наличия разногласий по проекту договора, переданному заказчиком, в  соответствии с пунктом 8.1.1. настоящего раздела, передает заказчику протокол  разногласий, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени  победителя аукциона, единственного участника или участника аукциона, с  которым заключается договор. При этом победитель аукциона, единственный  участник или участник аукциона, с которым заключается договор, указывает в  протоколе разногласий замечания к положениям проекта договора, не  соответствующим извещению о проведении аукциона, аукционной документации  и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.  Протокол разногласий, указанный в настоящем пункте, победить аукцион,  единственный участник или участник аукциона, с которым заключается договор, 


[A5] вправе передать заказчику в течение срока, указанного в пункте 8.1.2.  настоящего раздела. В случае несоответствия протокола разногласий  требованиям, предусмотренным настоящим пунктом, заказчик вправе признать  участника аукциона, отправившим такой протокол, уклонившимся от заключения  договора. 

В силу пункта 8.1.4 Документации Заказчик рассматривает протокол  разногласий и передает победителю аукциона, единственному участнику или  участнику аукциона, с которым заключается договор, доработанный проект  договора либо повторно передает проект договора с указанием в отдельном  документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в  протоколе разногласий замечания победителя аукциона, единственного  участника или участника аукциона, с которым заключается договор. 

Согласно пункту 8.1.5. Документации, в течение трех рабочих дней с даты  получения от заказчика документов, предусмотренных пунктом 8.1.4. настоящего  раздела, победитель аукциона, единственный участник, или участник аукциона, с  которым заключается договор, передает заказчику договор, подписанный лицом,  имеющим право действовать от имени победителя аукциона, единственного  участника или участника аукциона, с которым заключается договор, а также  документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора,  если такое его предоставление предусмотрено в Информационной карте  аукциона. В случае, если при проведении электронного аукциона цена договора,  сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и  более от начальной (максимальной) цены договора, начальной суммы цен  единиц товара, работы, услуги, победитель аукциона, единственный участник,  или участник аукциона, с которым заключается договор одновременно с  подписанным экземпляром договора предоставляет структуру и обоснование  цены договора, суммы цен единиц товара, работы, услуги. 

Пунктом 8.1.8 Документации в случае, если победитель аукциона,  единственный участник или участник аукциона, с которым заключается договор, в  срок, предусмотренный настоящей главой, не предоставил заказчику  подписанный договор, а также обеспечение исполнения договора в случае, если  заказчиком в Информационной карте аукциона установлено требование  обеспечения исполнения договора, а также случае, если при проведении  электронного аукциона цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги  снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены  договора, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, структуру и  обоснование цены договора, суммы цен единиц товара, работы, услуги,  победитель аукциона, единственный участник или участник аукциона, с которым  заключается договор, признается уклонившимся от заключения договора. 

В Информационной карте Документации установлено, что участник аукциона  в электронной форме, с которым заключается договор должен предоставить  обеспечение исполнения договора в размере 10% от начальной (максимальной)  цены договора, что составляет: 90 000,00 (Девяносто тысяч) рублей 00 копеек. 

В данном случае судами установлено, что в установленный аукционной  документацией срок со стороны Общества не был представлен подписанный  участником договор, а также не было предоставлено обеспечение исполнения  договора. 

При этом, участник закупки, подав заявку на участие в процедуре закупки,  принял все условия документации, в том числе условия заключения договора и  предоставления обеспечения исполнения договора и соответствующих  документов. Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств  непреодолимой силы, не позволивших подписать договор в установленный срок, 


[A6] материалы дела не содержат. 

Апелляционный суд счел ошибочным вывод суда первой инстанции о  непреднамеренном характере действий Общества в связи с добросовестном  заблуждением в отношении применения норм Положения № 1352 к спорной  закупке, которая проводилась на общих основаниях. 

Участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в  размещении заказа и претендующий на заключение договора, обязан учесть  специфику заключения договора и соблюсти все предусмотренные для этого  условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих  неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным  органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков. 

Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной  инстанции и не свидетельствуют о нарушении им норм материального и  процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения  отсутствуют. 

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или  считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в  обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о  достоверности или недостоверности того или иного доказательства,  преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ). 

Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют  имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены  правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со  статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного  акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не  имеется. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  30.03.2022 по делу № А56-76710/2021 оставить без изменения, а кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гриндустрия» – без  удовлетворения. 

Председательствующий А.Г. Кудин
Судьи Л.Б. Мунтян

 В.М. Толкунов