ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-79929/17 от 09.08.2018 АС Северо-Западного округа

071/2018-39508(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., 

рассмотрев 08.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации  «Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 05.12.2017 (судья Терешенков А.Г.) и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 (судьи 

ФИО1, ФИО2, ФИО3) по делу № А56-79929/2017,

установил:

Публичное акционерное общество энергетики и электрификации  «Ленэнерго», место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, площадь  Конституции, дом 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ПАО  «Ленэнерго», Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и  отмене постановления Государственной административно-технической  инспекции, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект,  дом 36, литера А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ГАТИ,  Инспекция), от 29.09.2017 № 3529 о привлечении к административной  ответственности, предусмотренной пунктами 1, 2, 3 статьи 14 Закона Санкт- Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в  Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 273-70). 

Решением суда первой инстанции от 05.12.2017, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2018, в  удовлетворении заявления отказано. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное  применение судами двух инстанций норм материального права и на  несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит указанные судебные  акты отменить. Податель жалобы утверждает, что в нарушении требований  части 5 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее – КоАП РФ) ПАО «Ленэнерго» повторно привлечено к  административной ответственности по одному и тому же факту совершения  противоправных действий – в связи с выполнением 30.05.2017 земляных работ  без ордера ГАТИ по адресу: Санкт-Петербург, Комендантский проспект, дом 4,  корпус 2, литера А. 

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить решение от  05.12.2017 и постановление от 27.02.2018 без изменения, а кассационную  жалобу – без удовлетворения. 


Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и  времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не  направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие  согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами 02.08.2017 и  07.08.2017 специалистом ГАТИ в присутствии понятых и представителя  Общества (07.08.2017) с применением средств фотофиксации произведены  осмотры территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург,  Комендантский проспект, дом 4, корпус 2, литера А. 

В ходе осмотров установлено и зафиксировано в протоколах осмотра от  02.08.2017, 07.08.2017, что «ПАО «Ленэнерго» не завершены работы по  строительству кабельных линий без ордера ГАТИ; шурфы засыпаны, газоны  спланированы, засеяны, тротуарная плитка уложена некачественно, имеются  множественные просадки, шурф в проезжей части засыпан и защебенен,  асфальтобетонное покрытие отсутствует; производятся работы по  складированию строительных материалов - щебень, грунт, асфальтобетонное  покрытие; ограждение зоны производства работ и информационный щит  отсутствуют». 

По факту выявления совершенных Обществом административных  правонарушений, выразившихся в складировании, размещении материалов,  используемых для производства работ без ордера ГАТИ, в невосстановлении  элемента благоустройства, нарушенного в результате производства работ без  ордера ГАТИ, в отсутствии ограждения зоны производства работ и  информационного щита, Инспекцией возбуждены дела об административных  правонарушениях (протоколы от 07.08.2017 № 38296, № 38295, № 38294), по  результатам рассмотрения которых ГАТИ вынесено постановление от  29.09.2017 № 3529 о признании Общества виновным в совершении  административных правонарушений, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 статьи  14 Закона № 273-70, с назначением административного наказания в виде 

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства,  представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства  дела и пришли к выводу о доказанности Инспекцией события и состава  вмененных Обществу административных правонарушений; не установили  существенных процедурных нарушений в рамках административного  производства, а равно оснований для снижения назначенного Инспекцией  штрафа (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ) либо для освобождения Общества от  административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции  приходит к следующему. 

В соответствии с пунктами 4.8, 6.1 Правил благоустройства территории  Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных,  ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории  Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 06.10.2016 № 875 (далее - Правила), без ордера ГАТИ запрещено  складирование и размещение временных инженерных коммуникаций, а также  материалов, оборудования, временных зданий и сооружений, используемых для  производства работ. 


Пунктом 1 статьи 14 Закона № 273-70 установлена ответственность за  выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ,  связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, без ордера,  выданного уполномоченным правительством Санкт-Петербурга  исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, в виде  наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч  до одного миллиона рублей. 

Пунктом 2 статьи 14 Закона № 273-70 установлена ответственность за  невосстановление после завершения работ объектов благоустройства,  элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ без  ордера, а также работ, производство которых разрешено без ордера в виде  наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от  двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей (пункт 2 статьи 14 Закона № 273-70). 

В пункте 3.2 Правил установлены обязанности производителя работ, к  числу которых относится оградить зоны производства работ ограждением,  обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность  объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ,  установить технические средства организации дорожного движения в  соответствии со схемой организации дорожного движения, ограждающие и  направляющие устройства, красные фонари на углах ограждений и не реже чем  через каждые 50 м вдоль ограждения. На углах ограждения,  перегораживающего (частично или полностью) тротуар или проезжую часть,  должна быть сделана вертикальная разметка в соответствии с действующими  нормами (подпункт 3.2.3); установить на месте работ информационный щит с  указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его  подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и  окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного  прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или  прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за  производство работ, номеров их рабочих телефонов. 

Пунктом 3 статьи 14 Закона № 273-70 предусмотрена ответственность за  отсутствие ограждения зоны производства работ, информационного щита,  соответствующих требованиям, установленным Правилами, в виде наложения  административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч  до трехсот тысяч рублей. 

Суды двух инстанций с учетом имеющихся в деле доказательств  (протоколов осмотра территории от 02.08.2017 и 07.08.2017 с фотаблицами,  протоколов от 07.08.2017 № 38296, № 38295, № 38294, договора об  осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от  10.11.2016 № ОД-СП6-18285-16/24686-Э-16) и упомянутых требований Закона   № 273-70, Правил, установили событие и объективные признаки вменяемых  Обществу правонарушений. 

Судами установлено, что вступившим в законную силу постановлением  ГАТИ от 14.07.2017 № 2237 подтвержден факт производства Обществом  земляных работ 30.05.2017 на спорной территории без ордера ГАТИ на  инженерных сетях по договору об осуществлении технологического  присоединения к электрическим сетям от 10.11.2016 № ОД-СП6-18285-16/24686- Э-16. 

Вместе с тем, на момент осмотра территории - 02.08.2017 и 07.08.2017  Инспекцией зафиксированы факты невосстановления Обществом элемента  благоустройства, нарушенного в результате производства работ без ордера  ГАТИ, отсутствия ограждения зоны работ и информационного щита, 


складирования, размещения материалов, используемых для производства  работ без ордера ГАТИ. 

Вина заявителя в данном случае констатирована судами в соответствии с  критериями виновности юридического лица согласно части 2 статьи 2.1 КоАП  РФ. 

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых  и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных правил производства работ,  по недопущению правонарушений и невозможности их предотвращения, в  нарушение статьи 65 АПК РФ, Обществом не представлено. 

При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о  наличии в действиях заявителя составов вменяемых административных  правонарушений. 

Судебные инстанции не выявили процессуальных нарушений в ходе  привлечения Общества к административной ответственности; срок давности  привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5  КоАП РФ). 

Судами установлено, что наказание назначено Инспекцией в пределах  санкции пункта 1 статьи 14 Закона № 273-70 - в соответствии с положениями  части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. При назначении наказания административным  органом учтен характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих  обстоятельств (ограничение движения снято, отходы вывезены (акт от  28.09.2017) и наличие отягчающих обстоятельств (повторное совершение  однородного административного правонарушения). 

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, части 3.2  статьи 4.1 КоАП РФ и правовых позиций, изложенных в постановлении  Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, судами не  установлено. Вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по  делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций. 

Назначенное Обществу административное наказание отвечает  требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами  юридической ответственности. 

Доводы подателя жалобы о повторности привлечения к  административной ответственности со ссылкой на постановление по делу об  административном правонарушении от 14.07.2017 № 2237 отклоняются судом  кассационной инстанции, поскольку опровергаются материалами дела. Из  данного постановления (от 14.07.2017 № 2237) следует, что Общество  привлечено к административной ответственности в связи с выполнением  земляных работ без ордера ГАТИ; правонарушение выявлено Инспекцией  30.05.2017. Оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением  Обществу вменяется совершение иных противоправных действий, в частности,  складирование, размещение материалов, используемых для производства  работ, без ордера ГАТИ; правонарушение выявлено Инспекцией в иной  временной период – 02.08.2017. 

Ввиду изложенных обстоятельств дела является правильным вывод  судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. 

В целом доводы Общества о несогласии с выводами судов по существу  спора направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств и  фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в  судах, которым дана соответствующая правовая оценка. Иная оценка  заявителем обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном  применении судами норм права. 

Обжалуемые судебные акты являются мотивированными и 


обоснованными. 

Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы  материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной  инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных  актов и удовлетворения жалобы Общества. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 05.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 27.02.2018 по делу № А56-79929/2017 оставить без  изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества  энергетики и электрификации «Ленэнерго» - без удовлетворения. 

Председательствующий Л.Б. Мунтян
Судьи А.Г. Кудин

И.Г. Савицкая