АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 августа 2017 года
Дело №
А56-80352/2016
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Боровой А.А. и Ракчеевой М.А.,
при участии от Главного управления Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО1 (доверенность от 05.01.2017),
рассмотрев 16.08.2017 в открытом судебном заседании поданную в электронном виде кассационную жалобу администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2017 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 (судьи Желтянников В.И., Жиляева Е.В., Колосова Ж.В.) по делу № А56-80352/2016,
у с т а н о в и л:
Главное управление Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 50/52, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, место нахождения: 187000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация поселения), об обязании передать в федеральную собственность нежилое помещение VII № 1 - 10 и места общего пользования общей площадью 94,3 кв. м, расположенные на 2 этаже дома 16 по ул. Боярова в г. Тосно Ленинградской области (далее – помещение), и заключить договор безвозмездного пользования (ссуды) в отношении помещения до его передачи в федеральную собственность.
Определением от 28.11.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. «А», ОГРН <***>, ИНН <***>.
Определением от 11.01.2017 Администрация поселения на основании части 2 статьи 13 устава Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области заменена на администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, место нахождения: 187000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация района).
Решением от 02.02.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация района просит решение от 02.02.2017 и постановление от 21.04.2017 отменить, в иске отказать, ссылаясь на то, что помещение, являющееся частью административного здания, не подлежит передаче в федеральную собственность, так как оно не отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), и собственник этого помещения не давал согласие на такую передачу.
В судебном заседании представитель Управления возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие участвующие в деле лица надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с договором аренды нежилых помещений (строений) от 01.10.2009 № 1-09 (далее – договор) Администрация поселения (арендодатель) по акту приема-передачи нежилого помещения от 01.10.2009 предоставила Управлению материально-технического и хозяйственного обеспечения тыла ГУВД по г. Санкт-Петербургу (арендатору, далее – Управление обеспечения тыла), являющемуся правопредшественником Управления, в аренду на срок с 01.10.2009 по 29.09.2010 помещение для использования в качестве служебного.
В связи с тем, что Управление обеспечения тыла после истечения срока договора продолжало пользоваться помещением при отсутствии возражений со стороны Администрации поселения, договор в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считается возобновленным на неопределенный срок.
Управление обеспечения тыла 06.12.2010 направило Администрации поселения письмо № 23/3987, в котором, ссылаясь на статью 36 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Указ Президента Российской Федерации от 21.04.1996 № 572 «О передаче в оперативное управление МВД России арендуемых зданий, сооружений и помещений», просило рассмотреть вопрос о передаче помещения в безвозмездное пользование.
Администрация поселения в ответ письмом от 02.04.2011 № 15-1548/10-0-1 отказалась предоставить в безвозмездное пользование помещение и предложила заключить договор аренды помещения на новый срок.
В последующем уже Управление 26.06.2014 и 30.11.2014 обращалось к Администрации поселения с письмами № 110/2-366 и 110/2-740, содержащими просьбу рассмотреть вопрос о передаче помещения в федеральную собственность, предоставлении помещения в безвозмездное пользование.
Поскольку письмами от 21.07.2014 № 241-ф и от 13.05.2016 № 02-15-5858/15-0-1 Администрация поселения отказала Управлению в передаче помещения в федеральную собственность и предоставлении его в безвозмездное пользование и предложила заключить договор аренды помещения, то Управление обратилось в арбитражный суд с указанным иском.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», Уставу Управления, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) от 05.05.2012 № 470, Управление входит в структуру полиции.
Статьей 54 Закона о полиции предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 9); до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество (пункт 10).
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В постановлении от 17.12.2013 № 10278/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой:
- в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой); при этом истцом или заявителем по указанным спорам может выступать как соответствующее подразделение Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) - управление (согласно пункту 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432), так и отдел полиции, за которым в силу пункта 2 статьи 48 Закона о полиции должно быть закреплено на праве оперативного управления используемое им имущество; в случае обращения отдела полиции с заявлением или иском Росимущество (или его соответствующее территориальное управление) привлекается к участию в деле в качестве третьего лица;
- арбитражные суды в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2012 № 234-О-Р, в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это решение произвольным; необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения;
- необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что используемое с 2009 г. по настоящее время Управлением для обеспечения публичных функций помещение, является обособленным и изолированным, состоит из нескольких комнат, коридора и санузла, которые имеют отдельный вход, а потому может выступать в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
В связи с тем, что Администрация района не приняла решение о передаче помещения в федеральную собственность, а также о предоставлении его в безвозмездное пользование органам полиции до оформления такой передачи и не представила доказательства о необходимости использования помещения исключительно для решения вопросов местного значения, суд первой инстанции правомерно на основании частей 9 и 10 статьи 54 Закона о полиции иск Управления удовлетворил.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 по делу № А56-80352/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области – без удовлетворения.
Председательствующий
С.В. Афанасьев
Судьи
А.А. Боровая
М.А. Ракчеева