АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 августа 2022 года | Дело № | А56-80703/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В., при участии от Северо-Западной электронной таможни представителей рассмотрев 18.08.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ», адрес: 603087, Н. Новгород, Александровская сл., д. 241, Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 решение суда от 23.12.2021 отменено. Суд принял отказ общества от требований в части обязания Нижегородской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем начисления и оплаты процентов на сумму 60 842,45 руб. пеней по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых подлежит определению на стадии исполнения решения суда; производство по делу в данной части прекратил. В остальной части требования заявителя удовлетворены - оспариваемые решение Северо-Западной электронной таможни от 09.08.2021, уведомления Нижегородской таможни от 11.08.2021 признаны недействительными, на Северо-Западную электронную таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченного НДС, пеней, а также путем начисления и оплаты процентов на сумму излишне уплаченного НДС за период с 29.08.2021 по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых подлежит определению на стадии исполнения решения суда. В кассационных жалобах Северо-Западная электронная таможня и Нижегородская таможня, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просят отменить постановление апелляционной инстанции от 14.04.2022, оставить в силе решение суда первой инстанции от 23.12.2021 об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Северо-Западной электронной таможни, апелляционный суд неправомерно отнес ввезенные обществом товары к медицинским хирургическим инструментам с кодами ОКП 94 3200, 94 3300, 94 3400, 94 3500, 94 3600 подкласса продукции 94 3000, подлежащим освобождению от уплаты НДС. Представленное заявителем при таможенном декларировании регистрационное удостоверение, декларации о соответствии не подтверждают право на получение спорной льготы. В отзыве на кассационную жалобу общество, просило оставить постановление от 14.04.2022 без изменения, считая его законным и обоснованным. Определением суда округа от 04.08.2022 рассмотрение кассационной жалобы Северо-Западной электронной таможни отложено на 18.08.2022 для совместного рассмотрения с кассационной жалобой Нижегородской таможни. Определением заместителя председателя суда Арбитражного суда В судебном заседании представитель Северо-Западной электронной таможни поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель ООО «НПКЦ «МИЗ» возражал против ее удовлетворения. Нижегородская таможня о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы. Таможенный орган ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, ООО «НПКЦ «МИЗ» во исполнение внешнеэкономического контракта от 22.01.2019 № РК 19, заключенного с компанией «Surgicon Ltd» (Пакистан), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и задекларировало на Северо-Западном таможенном посту (центр электронного декларирования) по ДТ По ДТ № 10228010/270121/0029154 общество задекларировало товар № 2 «медицинские изделия хирургические: инструменты колющие стальные: иглы пункционные...», указав код ОКПД2 32.50.13.110 (код ОКП 943000) и код 9018 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС; товар № 3 «медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты зондирующие...», указав код ОКПД2 32.50.13.190 (код ОКП 943000) и код 9018 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС; товар № 4 «медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты режущие и ударные с острой кромкой, инструменты выкусывающие, инструменты многолезвийные...», товар № 5 «медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты оттесняющие, инструменты разделяющие, извлекающие...», товар № 6 – «медицинские изделия хирургические, стальные: инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные)...», указав ОКПД2 32.50.13.190 (код ОКП 943000), код 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС. Товары выпущены таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» с предоставлением льготы по уплате НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий. По результатам проверки документов и сведений после выпуска товара Северо-Западная электронная таможня приняла решение от 09.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10228010/211220/0130901, 10228010/270121/0029154, согласно которому оснований для предоставления указанной льготы не имелось, сумма подлежащего уплате НДС по ДТ На основании данного решения Нижегородской таможней в адрес общества направлены уведомления от 11.08.2021 № 10408000/У2021/0002711 о неуплаченных в установленный срок 1 096 323,23 руб. НДС, 29 372,33 руб. пеней; а также ООО «НПКЦ «МИЗ» оплатило указанные в уведомлениях суммы платежными поручениями от 23.08.2021 № 285, 286 и от 25.08.2021 № 291, 292. Посчитав решение Северо-Западной электронной таможни от 09.08.2021 и уведомления Нижегородской таможни от 11.08.2021 незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, посчитав позицию таможенных органов правомерной, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, признал, что общество подтвердило право на освобождение от уплаты НДС при ввозе спорных медицинских изделий, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования общества. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационных жалоб. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ). Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, освобождение от НДС в отношении ввозимых на территорию РФ медицинских изделий применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее – Перечень № 1042). В примечании 1 к Перечню № 1042 указано, что для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со сноской «*» к Перечню № 1042 (в редакции, действующей с 01.10.2019) код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93. В соответствии со сноской «******» к данному Перечню код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код. Исходя из примечания 1 к Перечню № 1042 для освобождения от уплаты НДС при ввозе товара ввозимый товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП (или коду ОКПД2) должен быть включен в Перечень. При этом существенным фактором для освобождения от уплаты НДС при ввозе спорного товара является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода по ОКП (кода по ОКПД2) в рамках одного пункта Перечня. В данном случае при таможенном оформлении общество представило в подтверждение права на льготу регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 12.10.2015 № РЗН 2015/3121, в котором указан код ОКП 94 3000, при этом товары классифицированы по коду 9018 39 000 0 (товар № 2), 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС (товары № 3 – 6). Поскольку в разделе I Перечня № 1042 не поименованы товары, одновременно соответствующие указанным кодам ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП 94 3000, таможенный орган посчитал, что в настоящем случае обществом не соблюдены условия примечания 1 к Перечню для целей освобождения товара от уплаты НДС. Вместе с тем, как установил апелляционный суд, на момент выдачи регистрационного удостоверения действовал «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции» (утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301), согласно которому каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции. В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX). С учетом изложенного суд обоснованно заключил, что в соответствии с регистрационным удостоверением от 12.10.2015 № РЗН 2015/3121 зарегистрировано медицинское изделие «Инструменты медицинские хирургические», код ОКП подкласса продукции 94 3000, при этом поименованные в регистрационном удостоверении зарегистрированные медицинские изделия соответствуют группам товаров с кодами ОКП 94 3200, 94 3300, 94 3400, 94 3500, 94 3600, которые, в свою очередь, входят в подкласс продукции с кодом ОКП 94 3000, и все являются льготируемыми кодами. Дополнительно суд учел, что в отношении ввезенных товаров обществом представлены декларации о соответствии, выданные 11.07.2018 уполномоченным органом – ООО «Центр сертификации медицинских изделий ВНИИМП» на основании регистрационного удостоверения и протоколов испытаний, которые содержат коды группы медицинских изделий ОКПД2 - 32.50.13.110 и 32.50.13.190, соответствующие кодам групп, указанных в Перечне № 1042. Декларации о соответствии не признаны недействительными и подтверждают коды товара, включенные в Перечень № 1042. Кроме того, 15.11.2021 Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения обществу в отношении спорных товаров взамен регистрационного удостоверения от 12.10.2015 № РЗН 2015/3121 выдано регистрационное удостоверение от 15.11.2021 № РЗН 2015/3121, в котором также указан код ОКПД2 32.50.13.190, включенный в Перечень № 1042. При изложенных обстоятельствах следует признать, что Северо-Западная электронная таможня не доказала законность и обоснованность вынесения решения от 09.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ, в связи с чем названное решение, а также оформленные на основании данного решения уведомления Нижегородской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней обоснованно признаны апелляционным судом недействительными. Суд установил, что доначисленные таможенные платежи и пени фактически списаны со счета общества 28.08.2021, и, руководствуясь положениями статьи 67 Федерального закона от 03.09.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также разъяснениями, приведенными в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», правомерно удовлетворил требования заявителя о начислении на сумму НДС в размере 2 102 472,75 руб. за период с 29.08.2021 процентов по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых будет определен на стадии исполнения решения суда. Выводы апелляционного суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении положений таможенного законодательства, регулирующего спорные вопросы, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, часть 5 статьи 200 АПК РФ). Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены апелляционным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств, нормы материального применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу № А56-80703/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы Северо-Западной электронной таможни и Нижегородской таможни – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.Н. Александрова | |||
Судьи | Л.И. Корабухина С.В. Лущаев | |||