ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-81358/2021 от 12.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 мая 2022 года

Дело №А56-81358/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.

при участии:

от заявителя: Герман К.В. по доверенности от 04.05.2022

от заинтересованного лица: Погребенная Т.И. по доверенности от 10.01.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8123/2022) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2022 по делу № А56-81358/2021 (судья Покровский С.С.), принятое

по заявлению ООО "ТИТАНИТ"

к Балтийской таможне

об оспаривании решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Титанит» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее – Таможня) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации №10216170/040321/0057544.

Решением суда от 25.01.2022 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на несогласование сторонами Контракта существенных условий внешнеторговой сделки по конкретной рассматриваемой поставке товаров и неподтверждении ООО "ТИТАНИТ" стоимости сделки. Указывает, что факты исполнения обязательств по контракту в части оплаты за товар в рамках контракта документально не подтверждены; Обществом не представлен прайс-лист продавца товаров, являющийся публичной офертой. Также указывает, что ООО "ТИТАНИТ" не включены расходы по доставке товаров, задекларированных по ДТ № 10216170/040321/0057544, до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза в таможенную стоимость; документы, касающиеся данных расходов, по запросу таможенного органа ООО "ТИТАНИТ" не представило, объяснения причин невозможности предоставления данного документа также не представлены.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность решения суда первой инстацнии проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, согласно внешнеторговому контракту от 05.02.2013 № 001/2/2013, заключенному между компанией «ACTIVE SHARE, S.L.» Испания (продавец) и ООО «Титанит», Россия (покупатель), на условиях поставки EXW EMILIA ROMAGNA на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен и задекларирован по ДТ № 10216170/040321/0057544 товар, представляющий собой: «плитка керамическая облицовочная...», «профили из алюминиевых сплавов...».

В процессе таможенного декларирования таможенная стоимость товара определена таможенным представителем в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по «стоимости сделки с ввозимыми товарами».

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС отделом контроля таможенной стоимости Балтийской таможни направлен запрос документов и (или) сведений, в связи с необходимостью установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, со сроком предоставления документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений до 13.03.2021, а при выпуске товара в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС - в срок до 02.05.2021.

05.03.2021 товар, задекларированный по ДТ № 10216170/040321/0057544, выпущен Балтийским таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в связи с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Письмом от 30.04.2021 № бн ООО «Титанит» представило запрошенные дополнительные документы, сведения и пояснения (вх. Балтийской таможни от 28.05.2021 № реестр), а также посредством программного продукта «АИСТ-М» 01.05.2021.

28.05.2021 Общество уведомлено, что представленные документы и (или) сведения в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 325 Таможенного кодекса ЕАЭС не устраняют основания для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации на товары № 10216170/040321/0057544.

04.06.2021 Общество письмом от 04.06.2021 № бн посредством программного продукта «АИСТ-М» представило документы и сведения, имеющиеся в распоряжении.

04.06.2021 Балтийской таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ООО «Титанит» в ДТ № 10216170/040321/0057544 по товарам №№ 1-7, 8-10.

Таможенная стоимость рассматриваемого товара определена Балтийской таможней в рамках статьи 45 ТК ЕАЭС.

Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил, признав недействительным оспариваемое решение Таможни и обязав таможенный орган возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно пункту 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с главой 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.

В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).

Таможенной стоимостью ввозимых товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 данного Кодекса.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 39 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

Подпунктами 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.

К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС относит документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.

По правилам пункта 2 статьи 108 ТК ЕАЭС, в случае если в документах, указанных в пункте 1 названной статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.

Согласно пункту 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

Пунктом 2 статьи 313 ТК ЕАЭС определено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.

Пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС устанавливает, что если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.

При этом пункт 4 статьи 325 ТК ЕАЭС дает право таможенному органу запрашивать коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

В обоснование принятого решения Таможней указано, на отсутствие подписей уполномоченных лиц в инвойсе и непредставление иных доказательств согласования цены сделки.

Согласно разделу 1 Контракта № 001/2/2013 от 05.02.2013 (далее - Контракт), стороны согласовывают наименование, количество и цену товара в инвойсах, являющихся неотъемлемой частью Контракта. А именно, Продавец обязуется продать и поставить, а Покупатель принять и оплатить товары для строительства, ремонта и обустройства дома на условиях в соответствии с торговыми правилами ИНКОТЕРМС-2010.

Согласно инвойсу № AS01318 от02.02.2021 к Контракту стороны согласовали наименование, количество и цены поставляемого товара.

Контрактом предусмотрено, цена товара устанавливается в евро, включает стоимость упаковки, маркировки.

Таким образом, контрактом определены условия и сроки поставки, раскрывается порядок формирования цены на поставляемые товары, содержится порядок расчетов, требования о качестве, количестве и ассортименте. Контракт содержит все существенные условия для договора поставки и заключен с соблюдением норм гражданского законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 контракта 001/2/2013 от 05.02.2015 года установлено, что поставки товара по контракту осуществляются партиями. Количество товаров по каждой партии, наименование, цена товаров и базис поставки согласовывается сторонами в инвойсах, которые являются неотъемлемой частью контракта.

Стороны договора свободны в определении его условий, вправе определять цену товара и оказываемых услуг по своему усмотрению в условиях конкуренции, в рассматриваемом же случае цена товара прямо указана в товарно-сопроводительных документах.

Цена на товар сформирована при нормальном течении торговли в условиях полной конкуренции.

Товары ввозятся в соответствии с внешнеторговым контрактом, не предусматривающим вознаграждение агенту (посреднику). Скидки на поставку товаров по инвойсу № AS01318 от 02.02.2021 не предусмотрены.

То обстоятельство, что представленный к таможенному оформлению инвойс не подписан покупателем не свидетельствует о том, что указанные в нем сведения, в том числе о наименовании поставляемого товара, его количестве и стоимости, не подтверждены документально, поскольку подписание коммерческого инвойса в одностороннем порядке обусловлено тем, что он выставляется продавцом, и законодательством не предусмотрена обязанность покупателя заверять его собственноручными подписями и печатью. Данная обязанность также не вытекает из условий заключенного контракта.

Согласно пункту 1 статьи 80 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе требовать от лиц представления только тех документов и (или) сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов о таможенном регулировании и законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК ЕАЭС.

Однако ТК ЕАЭС и иными нормативно-правовыми актами не предусмотрено требование о двустороннем подписании инвойса.

Также Таможня указала, что Общество не представило документы, позволяющие идентифицировать оплату товара.

Согласно пункту 3 Контракта оплата товара осуществляется путем перечисления 100 % стоимости партии товара не позднее 120 календарных дней с даты завершения таможенного оформления товара на территории Российской Федерации. По согласованию сторон возможна предоплата. Платежи осуществлялись в рамках исполнения обязательств по контракту. В качестве приложения предоставлены банковские платежные документы по оплате данной поставки:

- заявления на перевод № 142 от 02.10.2020 № 141 от 01.10.2020 с отметками банка, с указанием номера контракта, счёта покупателя и продавца;

- выписка о перечислении денежных средств;

- ведомость банковского контроля от 12.04.2021;

- пояснение по оплате ООО «Титанит».

Поставка товара по ДТ отражена в пункте 583 подраздела III.I Сведения о подтверждающих документах ведомости банковского контроля. Таким образом, ведомость банковского контроля от 12.04.2021 также подтверждает, что платежи переводятся исходя из условий оплаты, согласованных внешнеторговым Контрактом.

Предоставленные в таможенный орган документы свидетельствуют об исполнении перед продавцом по Контракту принятых покупателем обязательств и отсутствие каких-либо замечаний по их исполнению со стороны продавца товара по контракту.

Оплата одним или несколькими заявлениями на перевод нескольких поставок является обычаем делового оборота и не противоречит нормам законодательства Российской Федерации о валютном регулировании.

Также таможенный орган в решении указывает, что Обществом не представлены объяснения причин непредставления прайс-листов отправителя.

Общество пояснило, что в таможенный орган представлены все имеющиеся в его распоряжении ценовые документы. Иными документами Общество нерасполагает, контрагентом документы не представлялись и обязать его их представить Общество не имело никакой возможности.

Также Таможня ссылается на то, что Обществом при формировании стоимости товара не учтены платежи, уплачиваемые продавцу в рамках дополнительного соглашения от 01.08.2017 г. к контракту (не указаны в инвойсе), а именно, оплата осмотра запорных механизмов контейнеров в сумме 50 евро за контейнер, проверка пломб в сумме ПО евро за контейнер, аудит безопасности в сумме 98 евро за контейнер, проверка знаков опасности в сумме 104 евро за контейнер, осмотр фитингов в сумме 46 евро за контейнер. Актом приема-передачи услуг от 01.03.2021 г. № 001/2/2013-041А подтверждены оказанные услуги, в ведомости банковского контроля также учета оплата по данному Акту.

В соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС. Согласно статье 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления, закрытый перечень которых также содержится в ст. 40 ТК ЕАЭС.

Пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС и пунктом 5.1 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) (утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283) ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.

В пункте 16 Постановления Пленума от 26.11.2019 № 49 указано, что расходы покупателя, не отвечающие требованиям пункта 3 статьи 39 ТК ЕАЭС и не указанные в статье 40 ТК ЕАЭС, в том числе связанные с оплатой отдельных услуг продавца, не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.

При этом, тот факт, что в вышеприведенных законодательных нормах и судебной практики Верховного Суда РФ отсутствует условие, предопределяющее включение в таможенную стоимость товара всех сумм, поименованных в одном контракте. Иными словами, таможенная стоимость формируется не в зависимости от суммы контракта, а исходя из сумм, непосредственно связанных с товаром.

Из текста дополнительного соглашения видно, что дополнительные услуги связаны исключительно с подготовкой контейнеров и не касаются каким-либо образом самого товара.

Представленным на проверку внешнеэкономическим контрактом предусмотрено разделение общей стоимости на стоимость товаров (плитка) и работ, услуг (проверка контейнеров на предмет осуществления безопасной транспортировки различными видами транспорта, а также противодействие терроризму).

Исходя из приведенных норм права, а также правоприменительной практики следует, что расходы на проверку контейнеров на предмет осуществления безопасной транспортировки различными видами транспорта, а также противодействие терроризму не включаются в таможенную стоимость товара, поскольку рассматриваемые услуги, хотя и предусмотрены общим контрактом, но фактически выполняются не в отношении товара, а в отношении контейнеров. Кроме того, данные услуги оплачиваются в рамках отдельно выделенной цены.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что приведенные в оспариваемом решении выводы относительно допущенной в декларации неполноты и недостоверности не согласуются с содержанием коммерческих документов, представленных Обществом в ходе таможенного контроля.

Поскольку таможенным органом не представлены доказательства правомерности отступления от правила пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования Общества, признав решение Таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорной ДТ, недействительным и в качестве восстановления нарушенного права Общества обязал Таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 394 423,53 руб.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 января 2022 года по делу № А56-81358/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Г.В. Лебедев

О.В. Фуркало