039/2022-64317(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Баженовой Ю.С.,
ФИО1,
при участии от администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области ФИО2 (доверенность от 10.01.2022 № 5), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга ФИО3 (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по делу № А56-82722/2021,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188502,
<...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация Ломоносовского района), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), об обязании принять в государственную собственность Санкт-Петербурга жилое здание площадью 693,4 кв. м с кадастровым номером 78:40:2053101:3002, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, и земельный участок площадью 884 кв. м с кадастровым номером 78:40:2053101:3515, расположенный по адресу: Санкт- Петербург, <...> участок 9, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга, адрес: 198510, Санкт-Петербург, Петергоф, Калининская ул., д. 7, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация Петродворцового района);
[A1] Жилищный комитет Санкт-Петербурга, адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее – Жилищный комитет).
Решением от 16.03.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 данное решение оставлено без изменения.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, Администрация Ломоносовского района не представила документы в необходимом объеме для вынесения Жилищным комитетом и Администрацией Петродворцового района после согласования с их стороны вопроса о передаче здания общежития и земельного участка в государственную собственность Санкт-Петербург на рассмотрение Комиссии по вопросам безвозмездной передачи государственного и муниципального имущества при Правительстве Санкт- Петербурга (далее – Комиссия) в соответствии с действующим в Санкт-Петербурге порядком.
Администрация Петродворцового района также просит отменить те же судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоблюдение Администрацией Ломоносовского района установленного порядка безвозмездной передачи имущества, несогласование данного вопроса Администрацией Петродворцового района ввиду непредставления требуемых документов, необходимость рассмотрения данного вопроса Комиссией.
Администрация Ломоносовского района в отзыве на кассационные жалобы просит оставить их без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы, а также поддержал доводы Администрации Петродворцового района. Представитель Администрации Ломоносовского района против удовлетворения кассационных жалоб возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области находятся жилое здание общежития площадью 693,4 кв. м с кадастровым номером 78:40:2053101:3002, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, и земельный участок площадью 884 кв. м с кадастровым номером 78:40:2053101:3515 под указанным зданием. Право муниципальной собственности на здание зарегистрировано 19.10.2011, на земельный участок – 27.07.2017.
Администрация Ломоносовского района направила в адрес Администрации Петродворцового района письмо от 23.05.2018, в котором сообщила о готовности передать здание и земельный участок, находящиеся в
[A2] административных границах субъекта Российской Федерации – города Санкт- Петербурга, в собственность города Санкт-Петербурга.
Письмом от 06.07.2018 Комитет сообщил, что оснований для передачи в государственную собственность Санкт-Петербурга помещений первого этажа здания, используемых Администрацией Ломоносовского района для размещения ведомственных служб, не имеется, а жилые помещения второго этажа, в которых проживают граждане, подлежат передаче в собственность Санкт-Петербурга, для чего необходимо осуществить раздел здания на вторичные объекты недвижимости.
В дальнейшем стороны вели длительную переписку по вопросу передачи необходимых документов.
Решением Совета депутатов муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее – Совет депутатов) от 26.02.2020 № 51 (далее – решение № 51) постановлено безвозмездно передать в государственную собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга - здание общежития с кадастровым номером 78:40:2053101:3002.
Решением Совета депутатов от 19.05.2021 № 20 внесены изменения в решение № 51; постановлено передать безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга – здание с кадастровым номером 78:40:2053101:3002 и земельный участок с кадастровым номером 78:40:2053101:3515.
Письмами от 11.02.2021 и 15.06.2021 Администрация Ломоносовского района направила в Комитет документы, необходимые для рассмотрения вопроса о передаче имущества.
Письмом от 22.07.2021 Комитет сообщил о том, что в целях рассмотрения вопроса о передаче в государственную собственность Санкт-Петербурга здания и земельного участка направлены запросы в адрес Жилищного комитета и Администрации Петродворцового района.
Администрация Ломоносовского района, ссылаясь на неправомерное уклонение Комитета от принятия имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга, на отсутствие иной возможности разрешить данный вопрос, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.
Имущество, принадлежащее на право собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 215 ГК РФ).
Порядок передачи имущества из одного уровня публичной собственности в другой в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
[A3] государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ).
Согласно указанной норме находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ установлена специальная процедура передачи имущества из одного уровня собственности в другой, предусматривающая в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации направление органами местного самоуправления уполномоченному исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложений о передаче имущества и принятие уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего решения.
Во исполнение названной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 (далее – постановление № 374) утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из одного уровня собственности в другой, в том числе из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации (пункт 2).
В ходе рассмотрения дела ответчик не оспаривал, что здание, учтенное как здание общежития, и земельный участок под ним относятся к имуществу, вопрос о передаче которого в государственную собственность Санкт-Петербурга может быть рассмотрен в установленном порядке. Однако, по мнению Комитета и Администрации Петродворцового района, Администрация Ломоносовского района не представила в полном объеме документы, необходимые для соблюдения процедуры рассмотрения этого вопроса.
Суды, всесторонне и полно исследовав собранные по делу доказательства, правомерно пришли к выводу, что Администрация Ломоносовского района направила в Комитет все документы, указанные в пункте 2 постановления № 374, за исключением не относящихся к данному случаю.
Необходимость соблюдения уполномоченным органом исполнительной власти Санкт-Петербурга установленного нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга порядка рассмотрения вопроса о безвозмездной передаче государственного и муниципального имущества не может служить обоснованием непринятия решения по обращению Администрации Ломоносовского района, представившей все необходимые документы, предусмотренные федеральным законодательством.
При таком положении суды правомерно удовлетворили требования Администрации Ломоносовского района.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.08.2022 по ходатайству Комитета исполнение решения от 16.03.2022 и постановления от 20.06.2022 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением
[A4] рассмотрения кассационных жалоб и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по делу № А56-82722/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга – без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 16.03.2022 и постановления от 20.06.2022 по настоящему делу отменить.
Председательствующий И.В. Сергеева
Судьи Ю.С. Баженова
ФИО1