ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-82730/2021 от 30.05.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 мая 2022 года

Дело №

А56-82730/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «5 Парк» Овчаренко Г.В. (доверенность от 01.09.2021 № 07), Петрова Д.А. ( доверенность от 01.09.2021 № 09),

рассмотрев 25.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «5 Парк» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 04.03.2022 по делу № А56-82730/2021,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «5 Парк», адрес: 195279, Санкт-Петербург, Ириновский пр., д.24, корп. 1, лит. А, пом. 1-Н, комн. 9,       ОГРН 1097847227774, ИНН 7806415814, (далее – ООО «5 Парк», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, адрес: 190031, г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 105, литера Б (далее – МУГАДН, Управление) о признании незаконным постановления от 26.08.2021 № 02364 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 300 000 руб. штрафа.

Решением суда первой инстанции от 11.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2022, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить в связи с существенным нарушением судами норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что действующее законодательство не предусматривает наличие карты маршрута регулярных перевозок при осуществлении перевозки пассажиров и багажа по заказу - на основании договора фрахтования; указывает на то, что в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок отсутствует муниципальный маршрут регулярных перевозок «Московская площадь» (ст.м. Московская) –ЖК «Зеленый квартал».

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы  кассационной жалобы.

Представители Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, 13.07.2021 по адресу:  Санкт-Петербург, Московский пр., д. 212 (остановка Московская площадь) Управлением при осуществлении государственного транспортного контроля выявлено нарушение требований части 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), а именно: осуществление перевозки пассажиров на транспортном средстве марки МАЗ, модель 203067, государственный регистрационный знак В170КТ178, по маршруту «Московская площадь (ст.м. «Московская») - ЖК «Зеленый квартал», который относится к муниципальному маршруту регулярных перевозок в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ, без карты маршрута регулярных перевозок.

Согласно путевому листу автобуса от 13.07.2021 № 10394, указанная выше перевозка пассажиров организована ООО «5 Парк».

Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.08.2021 АДН-№ 01939 применительно к части 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

Постановлением МУГАДН от 26.08.2021 № 02364 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ в виде               300 000 руб. штрафа.

Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, проверили полномочия административного органа, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных Управлением событии и составе совершенного Обществом  административного правонарушения по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ. Суд не установил существенных нарушений в рамках административной процедуры.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.

Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.

Частью 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 названного Закона).

При этом в силу части 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

На основании пункта 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 указанной статьи Кодекса).

Так, согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Закон № 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Определение вида перевозки (регулярные перевозки или перевозки по заказам) имеет существенное значение для квалификации совершенного Обществом деяния и решения вопроса о наличии в его действиях события и состава вменяемого ему административного правонарушения.

Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены главой 3 Закона № 259-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 19 названного Закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

В статье 2 Закона № 259-ФЗ даны следующие определения понятиям: - маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; - остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

Положениями раздела второго Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586 (далее - Правила № 1586), предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что необходимым условием при осуществлении регулярных перевозок является наличие публичного договора как основания перевозки, системность деятельности по перевозке, наличие расписания движения.

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Закона № 259-ФЗ расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Согласно пункту 9 статьи 2 Закона № 259-ФЗ маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Порядок установления, изменения межмуниципального маршрута регулярных перевозок определен в статье 4 этого же Закона, выдача карт межмуниципального маршрута регулярных перевозок производится в соответствии с частью 3 статьи 17 упомянутого Закона.

Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.

В свою очередь, вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Закона № 259-ФЗ.

В силу статьи 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Частью 1 статьи 27 Закона № 259-ФЗ предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Согласно части 2 и части 3 статьи 27 Закона № 259-ФЗ договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, должен включать в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, может включать в себя иные не содержащиеся в части 2 этой статьи условия согласно части 2 и части 3 статьи 27 Закона № 259-ФЗ.

При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (часть 4 статьи 27 Закона № 259-ФЗ).

Перевозка пассажиров и багажа по заказу регулируется разделом третьим Правил № 1586.

Применительно к рассматриваемому случаю, судами установлено, что предоставляемые условия перевозки характерны для регулярных перевозок.

Означенный вывод сделан на основании следующей информации.

Информация о маршруте «Московская площадь»- ЖК «Зеленый квартал» и  информация о расписании отправления транспортных средств по указанному рейсу размещена на сайте https://wikiroutes.info/ru/, на данном сайте также имеется информация о виде и номере маршрута (маршрутка б/н (метро Московская - ЖК «Зеленый квартал»), стоимость проезда (45 рублей), маршрут следования (демонстрационный проезд - улица Типанова - Московский проспект - площадь Победы - Пулковское шоссе - улица Струве* - улица Георгия Гречко* (обратно улица Георгия Гречко* - Орбитальная улица* - Пулковское шоссе - Волконское шоссе - Усть Славянское - Волконское шоссе - Пулковское шоссе)) (* - проектные названия улиц, не присвоены), компания перевозчик (ООО                           «5 Парк»).

Согласно распечатке из автоматизированной системы «Контроль передвижения автотранспорта АПК «Безопасный город» (полученной от Комитета по транспорту Санкт-Петербурга 24.08.2021) транспортное средство марки МАЗ, модель 203067, г.р.з. В170КТ178, 13.07.2021 совершило не один рейс по маршруту «ст. м. Московская - ЖК «Зеленый квартал» (ЖК «Зеленый квартал» - ст. м. Московская), при этом время отправления автобуса не соответствует времени отправления, заявленному в приложении № 2 к договору об оказании услуг по перевозке пассажиров от 24.02.2021 (согласно приложению № 2 отправление автобуса из ЖК «Зеленый квартал» осуществляется с 08 час. 00 мин., согласно распечатки с сайта https://wikiroutes.info/ru/ отправление с 06 час. 30 мин., фактическое отправление - 06 час. 08 мин.).

Означенное несоответствие подтверждается также копией путевого листа от 13.07.2021 № 10394, в котором указано, что прибытие транспортного средства в ЖК «Зеленый квартал» должно осуществиться в 06 час. 00 мин.

При осуществлении заказной перевозки пассажиров на основании договора об оказании услуг по перевозке пассажиров от 24.02.2021, на который ссылается Общество, посадка в транспортное средство, предусмотренное для перевозки пассажиров и багажа, осуществлялась без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд на данном транспортном средстве, следует признать, что данная перевозка пассажиров является не по заказу, а регулярной перевозкой по маршруту ст. м «Московская» - ЖК «Зеленый квартал».

Также регулярность выполнения перевозок пассажиров ООО «5 Парк» по данному маршруту подтверждается указателем маршрута, размещенном на лобовом стекле транспортного средства, который используется при регулярных перевозках пассажиров и багажа в соответствии с пунктом 17 Постановления               № 1586.

При этом, суд отмечает, что составленные договоры фрахтования, по сути, являются лишь намерением, а не формой договорных отношений, поскольку установить фактическое их исполнение не представляется возможным в связи с тем, что невозможно отследить движение денежных средств за полученную услугу по перевозке. Документы, подтверждающие оказание услуги по перевозке, в материалах дела отсутствуют.

В виду изложенного, поскольку Общество использовало транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров, на него возложена обязанность по соблюдению положений части 2 статьи 17, части 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ.

При этом у Общества отсутствовала карта маршрута регулярных перевозок по маршруту ст. м «Московская» - ЖК «Зеленый квартал». Следовательно, водитель используемого для осуществления регулярных перевозок транспортного средства модель 203067, (регистрационный знак170КТ178), также не мог иметь и не имел при себе карты маршрута регулярных перевозок.

Наличие в рассматриваемом случае объективных признаков административного правонарушения (использования для регулярных перевозок пассажиров транспортного средства 203067, регистрационный знак 170КТ178 без обязательной карты маршрута регулярных перевозок) обусловлено требованиями пункта 20 части 1 статьи 3, части 3 статьи 17 и части 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ, а также предъявленным путевым листом от 13.07.2021                       № 10394.

Поскольку в нарушение пункта 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ Общество использовало автобус для осуществления регулярных перевозок пассажиров при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, вывод судов о том, что им совершено правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, вопреки доводам подателя жалобы является правильным.

Вина заявителя установлена судами в соответствии с критериями виновности юридического лица согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Суды учли, что, нарушение установленного порядка использования автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в том числе использование автобуса для таких перевозок без карты маршрута по произвольному (не зарегистрированному) маршруту регулярных перевозок, нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

На основании вышеизложенных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу о доказанности в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 № 310-ЭС19-10668.

Имеющиеся в деле доказательства оценены судами в совокупности и взаимной связи с учетом критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности; фактическая сторона дела установлена судами с должной полнотой и объективностью (статья 71 АПК РФ).

Судами не выявлено процедурных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).

Оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, судами не установлено.

Назначение Обществу штрафа не сопряжено с нарушением процедурных требований (раздел IV КоАП РФ), отвечает превентивным целям административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), положениям статей 2.4, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                                 п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу № А56-82730/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «5 Парк» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Е.А. Аникина

 А.Г. Кудин