ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-83528/2021 от 19.05.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 мая 2022 года

Дело №

А56-83528/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,

при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга ФИО1 (доверенность от 30.12.2021), от товарищества собственников жилья «Сосновка-2» ФИО2 (доверенность от  01.01.2022),

рассмотрев 18.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу № А56-83528/2021,

                                                у с т а н о в и л:

Товарищество собственников жилья «Сосновка-2», адрес: 195427, Санкт-Петербург, ул. Веденеева д.2, ИНН <***> (далее – ТСЖ «Сосновка-2», Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН <***>,                 ИНН <***> (далее - ГЖИ, Инспекция) от 28.06.2021 № 07/21/422-р.

Решением суда от 02.12.2021 в удовлетворении заявленных требований Товариществу отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 09.03.2022, решение суда от 02.12.2021 отменено, оспариваемое предписание ГЖИ от 28.06.2021                           № 07/21/422-р признано недействительным.

В кассационной жалобе ГЖИ просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, ссылка суда на пункт 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491)является неправомерной, поскольку полномочия ТСЖ по определению размера взносов для членов Товарищества и размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членом ТСЖ, не освобождают ТСЖ от обязанности разработать и представить на утверждение общего собрания собственников помещений план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме (МКД) на год (с указанием перечня работ и расчетом размера их финансирования) в соответствии с требованиями пункта 17 Правил № 491 и пункта 4Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (Порядок № 416).

В судебном заседании представитель ГЖИ доводы жалобы поддержал, а представитель Товарищества - их отклонил.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, по факту поступившего обращения (вх. № ОБ-9368/2/21-0-0 от 26.05.2021) Инспекцией на основании распоряжения от 24.06.2021 № 07/21/606-Р проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ «Сосновка-2», осуществляющего управление МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Веденеева, д. 2, лит.А, на предмет соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, по результатам которой составлен акт проверки от 28.06.2021 № 07/21/606-р.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что общим собранием членов ТСЖ «Сосновка-2» утверждены сметы доходов и расходов названного МКД на 2019, 2020, 2021 годы. При этом, Инспекция пришла к выводу о нарушении Товариществом пунктов 17, 35 Правил № 491, пунктов 5, 6, 7, 8 Порядка № 416.

Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи ГЖИ предписания от 28.06.2021 № 07/21/422-р, которым Товариществу предписано в срок до 28.10.2021 устранить вышеуказанные нарушения и представить собственникам помещений в МКД для утверждения на общем собрании перечень работ и услуг, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования на 2019, 2020, 2021 годы.

Не согласившись с означенным предписанием, ТСЖ обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанций отказал в признании предписания ГЖИ от 28.06.2021 № 07/21/422-р недействительным.

Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела, исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и указал на отсутствие в данном случае у ГЖИ правовых и фактических оснований для выдачи предписания.

Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).

При рассмотрении спора апелляционный суд правомерно исходил из следующего.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации ; далее - ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещения и коммунальные услуги.

Согласно пункту 28 Правил № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.

С учетом изложенных норм, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья (пункт 2 части 3 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 154 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса

Не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 155 ЖК РФ).

Исходя из перечисленных норм Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации у собственника нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, независимо от того, является ли этот собственник членом товарищества или не является, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги предоставляет. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом либо членства собственника нежилого помещения в товариществе.

Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

В силу пункта 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Пунктом 4 Порядка № 416 предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

в) подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:

разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 33 Правил № 491 установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Согласно части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели (пункт 2), устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункт 3); выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги (пункт 4).

При этом, высшим органом управления товарищества является общее собрание членов товарищества собственников жилья, которое созывается в порядке, установленном уставом товарищества (часть 1 статьи 145 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 4); утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) (пункт 8.1)

Таким образом, учитывая приведенные нормативные положения, подлежат отклонению доводы Инспекции о том, что перечень услуг и работ, предоставляемых собственникам многоквартирного дома, в котором образовано товарищество собственников жилья, должен утверждаться на общем собрании собственников многоквартирного дома.

Исходя из приведенных нормативных положений, собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, обязаны вносить плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, размер которой определяется органами управления товарищества собственников жилья.

Судом установлено и подтверждается материалами дела (протоколы общих собраний от 06.05.2019 № 18, от 08.05.2020 № 19, от 07.05.2021 № 20), что общим собранием членов ТСЖ «Сосновка-2» (высшим органом управления Товарищества) утверждены в установленном порядке сметы доходов и расходов МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Веденеева, д. 2, лит. А, на 2019, 2020, 2021 годы. В означенных протоколах отражен перечень услуг и работ по содержанию и обслуживанию МКД, а также размер их финансирования, тарифы на оказываемые услуги, что свидетельствует о соблюдении Товариществом подпункта «в» пункта 4 Порядка № 416 в части формирования годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

С учетом изложенного, вывод апелляционного суда о том, что Товариществом не допущено нарушения положений жилищного законодательства, как следствие, отсутствие законных оснований для вынесения предписания ГЖИ от 28.06.2021 № 07/21/422-р, является правильным.

Суд также обратил внимание на то, что при наличии у собственников помещений МКД, не являющихся членами Товарищества, право обжаловать в судебном порядке решения органов управления ТСЖ (часть 1 статьи 143.1 ЖК РФ), решения общего собрания членов ТСЖ (оформленные протоколами от 06.05.2019 № 18, от 08.05.2020 № 19 и от 07.05.2021 № 20), в установленном законом порядке обжалованы не были.

Основания для иной оценки выводов суда по существу спора, изменения либо отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                          п о с т а н о в и л:

        постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу № А56-83528/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Е.А. Аникина

В.М. Толкунов