ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-83879/2021 от 09.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 февраля 2022 года

Дело №А56-83879/2021

Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41834/2021) ООО "ВЕВЕРИЦА" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2021 по делу № А56-83879/2021 (судья Лебедева И.В.), принятое

по заявлению ООО "ВЕВЕРИЦА"

к Комитету Ленинградской области по транспорту

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ВЕВЕРИЦА» (далее – заявитель, Общество, ООО «ВЕВЕРИЦА») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета Ленинградской области по транспорту (далее – заинтересованное лицо, Комитет) от 25.03.2021 № 0411 449 300 2904 2021 264 2291 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 11.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Решением суда от 06.12.2021, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Податель жалобы указывает, что при вынесении постановления административным органом не учтены положения пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ; постановление вынесено с нарушением пункта 2 статьи 4.4 КоАП РФ. Указывает, что протокол об административном правонарушении и постановление составлены с нарушением административного регламента. Ссылается на то, что собственником автомобиля является ООО «АК-ИНВЕСТ». Указывает, что протоколы в отношении юридического лица составлены без уведомления о проведении проверки, без вызова должностного лица, акт после проведения проверки в нарушение Федерального закона № 294 не составлялся, предписание не выносилось. Указывает, что протокол об административном правонарушении и постановление вынесены в отсутствие Общества и в отсутствие сведений о его надлежащем извещении.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,в ходе проверочных мероприятий Межведомственной транспортной комиссии Ленинградской области, проведенных на основании Распоряжения Губернатора Ленинградской области от 15.11.2013 №830-рг «Об образовании межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области», установлено, что Общество, осуществляя деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ленинградской области на основании разрешения №19412.20 от 14.07.2020, выданного Гостехндзором Ленинградской области (далее – разрешение), на транспортное средство RENAULT LOGAN, гос. номер <***> (далее – транспортное средство), используемое в качестве легкового такси под управлением водителя ФИО1, 27.01.2021 в 15 ч. 56 мин. в <...>, в нарушение требований, установленных подп. "г" п. 1 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №69-ФЗ), п. 89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ №1586 от 01.10.2020, допустило отсутствие на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси оранжевого цвета на крыше транспортного средства.

По данному факту 25.02.2021 Комитетом в отношении Общества составлен протокол № 22-ПР-000560-2/21 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 11.14.1 КоАП РФ.

Постановлением Комитета от 25.03.2021 № 0411 449 300 2904 2021 264 2291 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.14.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением Комитета, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Частью 1 статьи 11.14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.14.1 КоАП РФ является лицо, использующее транспортное средство, находящееся в его собственности или на праве хозяйственного ведения либо во владении на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, то есть лицо, в установленном порядке получившее соответствующее разрешение.

Объективная сторона указанного правонарушения заключается в отсутствии в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 №1586 (далее – Правила №1586).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси (части 2 и 3 статьи 9 Закона № 69-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 Правил № 1586 настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры и условия таких перевозок и условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Согласно пункту 89 Правил № 1586 легковое такси оборудуется фрахтовщиком опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства.

В силу подпункта "г" пункта 1 части 16 статьи 9 Закона № 69-ФЗ в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета.

Факт нарушения требований пункта 89 Правил перевозок, подпункта "г" пункта 1 части 16 статьи 9 Закона № 69-ФЗ, а именно отсутствие на транспортном средстве RENAULT LOGAN, гос. номер <***> опознавательного фонаря легкового такси оранжевого цвета на крыше транспортного средства, используемого в качестве легкового такси (разрешение №19412.20 от 14.07.2020, выданное ООО «Веверица»), установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела: разрешением на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси № 19412.20 от 14.07.2020, выданным ООО «Веверица»; путевым листом легкового автомобиля RENAULT LOGAN, гос. номер <***> (водитель ФИО1) от 27.01.2021, фотоматериалы.

При таких обстоятельствах Комитет пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества объективной стороны состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.14.1 КоАП РФ.

Вопреки доводам Общества, в данном случае именно Общество, получившее разрешения на осуществление деятельности, связанной с использованием транспортных средств RENAULT LOGAN, государственный регистрационный знак <***>, для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа является лицом, ответственным за оборудование легкового такси опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного. Указанная обязанность также следует из пункта 89 Правил № 1586.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о его вине применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Таким образом, следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.14.1 КоАП РФ.

Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Комитетом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.

Доводы Общества о наличии нарушений Комитетом Федерального законом № 294-ФЗ рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены.

Порядок осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси в форме проведения плановых/внеплановых проверок, а также иных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, регламентирован Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Областным законом Ленинградской области от 20.06.2018 № 59-оз «О порядке осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Ленинградской области».

Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов, Приказом Управления Ленинградской области по транспорту от 06.05.2020 № 16 утвержден Административный регламент исполнения управлением Ленинградской области по транспорту государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Ленинградской области деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, установленных частями 1.4 и 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением правоотношений, возникающих при осуществлении контроля за соблюдением требований, установленных частью 16 статьи 9, непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси»), а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси» (далее - Административный регламент).

Согласно абзацу 1 Административного регламента Административный регламент определяет порядок исполнения государственной функции управлением Ленинградской области по транспорту по осуществлению регионального государственного контроля за исключением правоотношений, возникающих при осуществлении контроля за соблюдением требований, установленных частью 16 статьи 9, непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси.

Таким образом, Положения вышеуказанных норм подлежат применению лишь в случае исполнения Комитетом государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси в форме проведения плановых/внеплановых проверок, а также иных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ.

Из положений статьи 17 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»следует, что при осуществлении контроля за соблюдением указанных требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси положения Федерального закона № 294-ФЗ не применяются.

Указанный контроль, на основании пункта 19 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Вместе с тем, порядок проведения мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением указанных требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси регламентирован нормами КоАП РФ и осуществляется на территории Ленинградской области в соответствии с Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 15.11.2013 года № 830-РГ «Об организации межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области».

Так, мероприятия по осуществлению контроля за соблюдением требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси проводятся комиссионно, в составе, определенном приложением к Распоряжению Губернатора Ленинградской области от 15.11.2013 года № 830-РГ «Об организации межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области». В состав межведомственной транспортной комиссии входят должностные лица Комитета, ГИБДД, иных органов исполнительной власти.

При проведении указанных мероприятий правонарушения в части легковых такси выявляются инспектором ГИБДД при остановке легкового такси, а также при анализе документов, полученных от водителя легкового такси. В случае выявления правонарушения, инспектор ГИБДД непосредственно на месте совершения правонарушения передает должностным лицам Комитета, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушения, копии документов, а также иных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в действиях водителя легкового такси.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поступившие из правоохранительных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении.

Должностные лица Комитета, при получении от инспектора ГИБДД достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения возбуждают дело об административном правонарушении на основании норм КоАП РФ.

Исходя из указанного, мероприятия, проводимые должностными лицами Комитета совместно с должностными лицами иных органов государственной власти непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси не подпадают под правоотношения, которые регулируются нормами Федерального закона № 294-ФЗ, соответственно к таким мероприятиям не применяются также положения Областного закона Ленинградской области от 20.06.2018 № 59-оз и Административного регламента.

Доводы Общества о ненадлежащем уведомлении законного представителя Общества о совершении процессуальных действий также не нашли своего подтверждения в материалах дела.

Уведомлениями от 27.01.2021 №№ 083/21-Изв-АВ, 178/21-УВ, Общество уведомлено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Указанные уведомления направлены Обществу по юридическому адресу 05.02.2021 (с присвоенным почтовым идентификатором N 19106049150657), что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 13, имеющимся в материалах дела (л.д. 86). Письмо прибыло в место вручения 08.02.2021, 16.02.2021 почтовое отправление возвращено отправителю.

В соответствии с частью 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.

Неполучение корреспонденции по месту нахождения организации, определенному согласно сведениям о его государственной регистрации, в связи с отсутствием по данному адресу или несовершение этим лицом действий по получению почтовой корреспонденции является риском юридического лица, все неблагоприятные последствия которого несет Общество.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводами административного органа и суда первой инстанции о надлежащем извещении Общества о составлении протокола об административном правонарушении.

Так же судом установлено, что должностное лицо Комитета отложило рассмотрение дел об административных правонарушениях на 23.03.2021 в целях обеспечения прав Общества на ознакомление с протоколами об административных правонарушениях. Общество было повторно уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях, о чем было указано в протоколах об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении, содержащий сведения о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлен Обществу 01.03.2021 (с присвоенным почтовым идентификатором № 80080658651096), что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 10, имеющимся в материалах дела (л.д.92) и получен Обществом 13.03.2021.

Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводами административного органа и суда первой инстанции о надлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исключительных обстоятельств, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности суд апелляционной инстанции не установил.

Наказание назначено в минимальном размере санкции инкриминируемой статьи, при этом Комитетом при назначении наказания учтен характер совершенного административного правонарушение, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 декабря 2021 года по делу № А56-83879/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Н.И. Протас