АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 октября 2023 года
Дело №
А56-8449/2023
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Эко Спектр» ФИО1 (доверенность от 01.09.2022), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО2 (доверенность от 28.12.2022),
рассмотрев 09.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эко Спектр» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу № А56-8449/2023,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Эко Спектр», адрес: 184209, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124,
Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление), от 19.12.2022 по делу № 047/06/42-3588/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спор, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области «Сланцевская межрайонная больница», адрес: 188560, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер», адрес: 121151, Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23 А, эт. 25, пом. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.07.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить судебные акты, заявление удовлетворить.
Податель кассационной жалобы указывает, что в электронном аукционе заказчик объединил в один лот услуги и поставку товара, функционально и технологически не связанные между собой, поскольку непосредственно сбор и перемещение медицинских отходов с подразделений по территории медицинской организации к месту их дальнейшей погрузки в транспортное средство исполнителя, осуществляются заказчиком самостоятельно. По мнению Общества, такое объединение может привести к ограничению числа участников закупки.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы; представитель Управления, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против ее удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09.12.2022 размещено извещение № 0345300032422000176 о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по централизованному сбору, временному хранению, транспортированию и термическому обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов класса «Б», «В» и их последующему размещению на объекте, включенном в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), с обязательной сменой и дезинфекцией специализированных многоразовых контейнеров для нужд Учреждения.
Общество направило в Управление жалобу (вх. № 5873-ИП/22 от 12.12.2022) на положение извещения в части описания объекта закупки и положений проекта контракта.
Управление рассмотрело жалобу Общества, провело внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент), и признало жалобу необоснованной, о чем 19.12.2022 вынесло решение № 047/06/42-3588/2022.
Не согласившись с вынесенным решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу о соответствии решения Управления нормам действующего законодательства и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон № 44-ФЗ.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).
Электронный аукцион является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).
На основании части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое, если иное не предусмотрено указанным законом, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).
В рассматриваемом случае объектом закупки является «оказание услуг по централизованному сбору, временному хранению, транспортированию и термическому обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов класса «Б», «В» и их последующему размещению на объекте, включенном в ГРОРО, с обязательной сменой и дезинфекцией специализированных многоразовых контейнеров для нужд Учреждения».
При описании объекта закупки заказчик указал, что «исполнитель организует централизованный сбор на территории заказчика, транспортирование отходов с адресов заказчика на участок по обращению с отходами, расположенный в пределах территориальных границ
Санкт-Петербурга и Ленинградской области, производит их обеззараживание/обезвреживание, осуществляет последующую транспортировку отходов для размещения на объекте, включенном в ГРОРО Ленинградской области».
Кроме того, проектом контракта в пункте 4.3.3 предусмотрено: «исполнитель на безвозмездной основе, предоставляет заказчику специализированные сменные многоразовые контейнеры, изготовленные из материалов, устойчивые к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих, средств, с плотно закрывающимися крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания, предназначенные для сбора, накопления и последующего вывоза отходов заказчика в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»). Количество и характеристики контейнеров указаны по позиции 2 пункта 7 настоящего описания объекта закупки (пункт 4.3.3.1). Передача контейнеров осуществляется по акту приема-передачи оборудования (по форме Приложения № 1 к описанию объекта закупки; пункт 4.3.3.2). Исполнитель на время действия договора при оказании услуг в части централизованного сбора, временного хранения отходов на территории заказчика должен предоставить в безвозмездное пользование морозильное оборудование для сбора и временного хранения медицинских отходов класса «Б», одноразовые непрокалываемые влагостойкие контейнеры для сбора острых отходов класса «Б» (пункт 4.3.4). В течение 5 рабочих дней с момента получения заявки от заказчика исполнитель обязан поставлять заказчику расходные материалы, а именно одноразовые специализированные пакеты желтого и красного цвета, обеспечивающие возможность безопасного сбора отходов класса «Б» и «В» (с маркировкой «Отходы. Класс Б» и «Отходы. Класс В») с бирками-стяжками или другими приспособлениями для закрытия и герметизации пакетов (пункт 4.3.5).
Доводы Общества о необоснованном объединении заказчиком в электронном аукционе в один лот услуг и поставки товара, функционально и технологически не связанных между собой, суды отклонили, поддержав позицию антимонопольного органа о том, что при проведении закупки заказчиком не было допущено ограничения конкуренции, а требования к используемому при оказании услуг товару установлены таким образом, чтобы получить товар с теми характеристиками, которые необходимы заказчику и соответствуют его потребностям.
Из содержания статьи 33 Закона № 44-ФЗ следует, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона № 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона № 44-ФЗ.
При осуществлении закупки Заказчик наделен правом объединения в составе одного лота функционально связанных между собой объектов; в данном случае это оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов с обязательной сменой и дезинфекцией специализированных многоразовых контейнеров; организации мест сбора предполагает предоставление специального оборудования и расходных материалов, необходимых в соответствии с установленной санитарными правилами технологией (СанПиН 2.1.3684-21).
Суды посчитали, что, вопреки доводам Общества, все требования, установленные заказчиком в документации, направлены на обеспечение порядка обращения с медицинскими отходами, в том числе в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, на поддержание надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния в лечебном учреждении и связаны между собой единой технологической цепью и функциональным назначением.
Организация временного хранения, транспортировки необеззараженных медицинских отходов и термического обезвреживания их централизованным способом выполняется в лечебных учреждениях в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, в которой участок по обезвреживанию медицинских отходов находится за территорией медицинского учреждения, а места накопления, временного хранения медицинских отходов оборудуются в специальном холодильном оборудовании, которое принадлежит специализированной организации, осуществляющей оказание услуг.
Холодильное оборудование и контейнеры обеспечивают безопасное накопление, хранение и сбор медицинских отходов вне лечебных корпусов медицинских учреждений. Наличие морозильного оборудования технологически и функционально связано с объектом закупки, т.к. без него невозможно оказать закупаемую услугу качественно в соответствии с санитарными нормами, то есть морозильное оборудование и многоразовые контейнеры не поставляются заказчику, а предоставляются в безвозмездное временное пользование в целях оказания услуг и подлежат возврату по истечении срока оказания услуги.
Кроме того, как установили суды, на участие в закупке подано 3 заявки, что также свидетельствует о том, что действия Учреждения не привели к ограничению конкуренции.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение является законным и обоснованным и в действиях Учреждения отсутствуют нарушения Закона № 44-ФЗ, в связи с чем отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу № А56-8449/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эко Спектр» – без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А. Аникина
Судьи
О.А. Алешкевич
Л.Б. Мунтян