АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 декабря 2017 года | Дело № | А56-8800/2017 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Журавлевой О.Р., при участии от общества с ограниченной ответственностью «ДВ Импекс» ФИО2 (доверенность от 27.03.2017), ФИО3 (от 27.03.2017), рассмотрев 14.12.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2017 (судья Калайджян А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 (судьи Протас Н.И., Семенова А.Б., Юрков И.В.) по делу № А56-8800/2017, установил: Общество с ограниченной ответственностью «ДВ Импекс», место нахождения: 115230, Москва, Хлебозаводский пр., д. 7, стр. 9, пом. XII, оф. 502, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Выборгской таможни, место нахождения: 188800, <...>, Определением от 26.04.2017 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство экономического развития Российской Федерации, место нахождения: 123100, Москва, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство). Решением суда первой инстанции от 31.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.09.2017, действия Таможни, выразившиеся в возвращении без рассмотрения заявления Общества о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, бездействие таможни, заключавшееся в невозврате Обществу 4 761 815 руб. 97 коп. таможенных платежей, признаны незаконными; суд обязал Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата ему 4 761 815 руб. 97 коп. излишне уплаченных таможенных платежей. В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 31.05.2017 и постановление от 15.09.2017, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. По мнению подателя жалобы, в данном случае применению подлежат положения Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), который, по мнению таможенного органа, имеет преимущество перед Протоколом от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1995» (далее – Протокол); каждый член Всемирной торговой организации (далее - ВТО) вправе самостоятельно определять инструменты, необходимые для выполнения своих обязательств, а также определять пределы такого исполнения исходя из собственных интересов - он вправе не выполнять обязательства по соглашениям, если готов осуществить соответствующую компенсацию другим членам или на применение к нему ответных мер другими членами ВТО. Таможня считает, что при исчислении ввозной таможенной пошлины правомерно применила ставку в размере 15%. Кроме того, Таможня указывает, что приложенные к заявлению Общества о возврате таможенных платежей бланки корректировки декларации на товары без отметок таможенного органа не являются документом, подтверждающим факт излишней уплаты Обществом таможенных платежей. В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Таможни – без удовлетворения. В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы. Таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие, что не противоречит требованиям части 3 статьи 284 АПК РФ. Министерство представило письменные пояснения, в которых поддержало позицию Таможни, ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество в 2014 – 2015 годах по различным декларациям на товары (далее – ДТ) ввозило на территорию Российской Федерации товары – бумагу чистоцеллюлозную с многослойным мелованным и глянцевым покрытием, картон мелованный, в отношении которых в графе 33 ДТ указаны коды 4810 19 900 0, 4810 13 800 9 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД), утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее – Решение № 54). Ставка ввозной таможенной пошлины по данным товарам – 15%. В дальнейшем Общество, полагая, что в соответствии с Протоколом таможенная ставка на ввезенный товар должна составлять 5%, обратилось в таможенный орган с заявлением от 13.12.2016 о внесении изменений в ДТ в части размера ставки ввозной пошлины, а также с заявлением о возврате 4 761 815 руб. 97 коп. излишне уплаченных таможенных платежей. Таможня письмом от 22.12.2016 № 11-01-64/34789 оставила заявление Общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей без рассмотрения и возвратила ему документы. При этом Таможня указала, что Марракешским соглашением об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 (далее – Соглашение об учреждении ВТО) и Протоколом не предусмотрена возможность их прямого действия, они не содержат норм, которые обязывали бы таможенные органы государств-членов Таможенного союза совершать какие-либо действия, таможенные органы для целей исчисления ввозных таможенных пошлин обязаны применять ставки, предусмотренные в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза, утвержденным Решением № 54). Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о том, что Таможня необоснованно не возвратила Обществу излишне уплаченные таможенные платежи, поскольку в соответствии с Протоколом в отношении товаров, классифицируемых по кодам 4810 19 900 0, 4810 13 800 9 ТН ВЭД, таможенная пошлина подлежит уплате в размере 5%, а не 15%, удовлетворили заявленные Обществом требования, обязали таможенный орган возвратить Обществу 4 761 815 руб. 97 коп. излишне уплаченных таможенных платежей. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норма материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Таможни. В соответствии со статьей 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1). Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 2). Ставка ввозной таможенной пошлины для спорного товара, установленная Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденного решением № 54, составляла 15%. Как видно из материалов дела, спор между сторонами о правильности классификации товара в соответствии ТН ВЭД отсутствует. Таможня при расчете подлежащих уплате таможенных пошлин в отношении спорных товаров, которые классифицированы по кодам 4810 19 900 0, 4810 13 800 9 ТН ВЭД, применила ставку ввозной таможенной пошлины в размере 15%. По мнению Общества, примененная Таможней ставка ввозной таможенной пошлины противоречит Перечню CXLV Секции II Приложения 1 к протоколу от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1995» Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичные положения содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее - Закон № 101-ФЗ). Из пункта 2 статьи 3 названного Закона следует, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера). В статье 6 Закона № 101-ФЗ предусмотрено, что выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, может осуществляться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (пункт 1). Странами участниками Таможенного союза 19.05.2011 в городе Минске подписан международный договор «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» (далее - Договор), ратифицированный на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 № 282-ФЗ, который в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 11 вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к ВТО. Протокол о присоединении Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Договора, с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза (пункт 1). С момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО (пункт 2). Пункты 1 и 2 статьи 2 Договора предусматривают, что стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с соглашением ВТО, как это зафиксировано в протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами (пункт 1). Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения об учреждении ВТО, как они определены в протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов таможенного союза, включая Суд Евразийского экономического союза, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2). Согласно приложению № 1 к Протоколу ставки ввозных таможенных пошлин на товары, классифицируемые по кодам 4810 19 900 0, 4810 13 800 9 Однако в данном случае в нарушение приведенных выше положений Таможня применила к ввезенному Обществом товару ставку ввозной таможенной пошлины 15%. Суды при рассмотрении настоящего дела установили, что порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей, предусмотренный статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Обществом соблюден. Оснований не согласиться с выводами судов у кассационной инстанции не имеется. При таких обстоятельствах суды двух инстанций правомерно признали незаконными действия таможенного органа в части применения таможенной ставки 15% в отношении ввезенного Обществом товара, обязали Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата 4 761 815,97 руб. излишне уплаченных таможенных платеже. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка. Ссылки Таможни на пункт 3 статьи 9 Соглашения ВТО в обоснование довода о праве Российской Федерации не соблюдать обязательства, вытекающие из названного Соглашения, кассационная инстанция считает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании нормативных положений таможенного законодательства, противоречат нормам международного права и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции. Кассационная инстанция считает, что обстоятельства для правильного разрешения настоящего дела установлены судами в полном объеме. Доводы Таможни, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые установили все фактические обстоятельства дела, объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки. Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 по делу № А56-8800/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Г.Е. Бурматова | |||
Судьи | О.Р. Журавлева ФИО1 | |||