ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
13 сентября 2018 года
Дело №А56-88201/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 – доверенность от 16.03.2018
от заинтересованного лица: ФИО3 – доверенность от 18.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12565/2018) МП «Всеволожское предприятие электрических сетей» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2018 по делу № А56-88201/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей»
к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Муниципальное предприятие «Всеволожское предприятие электрических сетей» (188644, <...>; далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (191124, <...>; далее – Управление) от 23.10.2017 № 124-05-Ш/17, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением от 28.04.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Предприятию отказал.
Не согласившись с решением суда, Предприятие обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что Предприятие четырежды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, ФИО4, представляющий интересы ФИО5 на основании доверенности от 12.08.2016 № 78 АБ 1200250, подал в Ленинградское УФАС России заявление о нарушении Предприятием требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).
Между гр. ФИО5 и МП «ВПЭС» 18.07.2016 заключен договор №ОД-16/Д-216 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Гр. ФИО5 06.07.2017 уведомил (вх. № 17/П-618 от 06.07.2017) Предприятие о выполнении по договору № ОД-16/Д-216 технических условий со своей стороны.
Предприятие обратилось в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке гр. ФИО5, только 28.08.2017 (исх. № 17/ОТП-404), в то время как должно было осуществить такое обращение не позднее 20.07.2017г.
Таким образом, Предприятием превышен срок направления в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке гр. ФИО5, копии подписанного с заявителем договора и копии документов гр. ФИО5, предусмотренных пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, имеющихся у МП «ВПЭС» на дату направления, на 27 рабочих дней.
Предприятие на основании уведомления (вх. № 17/П-618) от гр. ФИО5 вышло на осмотр.
Установлено, что по результатам осмотра выполнения гр. ФИО5 технических условий, МП «ВПЭС» выдало гр. ФИО5 акт проверки соблюдения потребителем условий технологического присоединения к электрическим сетям от 26.07.2017, б/н, подписанный сторонами без замечаний.
МП «ВПЭС» в день проведения осмотра выполнения заявителем технических условий (26.07.2017) не составило акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению № 15 Правил присоединения, что является нарушением пункта 88 Правил присоединения.
Невыдача гр. ФИО5 акта о выполнении технических условий в день проведения осмотра выполнения заявителем технических условий (26.07.2017) по форме согласно приложению № 15 Правил присоединения, а также обращение МП «ВПЭС» в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке гр. ФИО5 только 28.08.2017 (исх. № 17/ОТП-404), повлекло за собой невыдачу 2 экземпляра подписанного гарантирующим поставщиком проекта договора энергоснабжения, что является нарушением пункта 88 Правил присоединения.
По факту выявленных нарушений в отношении МП «ВПЭС» должностным лицом Ленинградского УФАС 04.10.2017 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС по Ленинградской области от 23.10.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 124-05-Ш/17 МП «ВПЭС» привлечено к административной ответственности по вышеуказанной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Предприятию административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения Предприятия к административной ответственности, не установил, оснований для признания правонарушения малозначительным, и освобождения Предприятия от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не выявлено.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В пункте 3 Правил № 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Пунктом 16 Правил № 861 определены существенные условия, которые должен содержать договор технологического присоединения, в том числе: перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению (подпункт «а»); срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению (подпункт «б»).
Пунктом 18 Правил № 861 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (подпункт «д»).
Таким образом, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору технологического присоединения (6 месяцев с момента заключения договора до составления и направления заявителю акта об осуществлении технологического присоединения) включает в себя 10-дневный срок на проверку выполнения потребителем технических условий и допуск к эксплуатации прибора учета, установленного в процессе технологического присоединения. Это указано, в том числе в пункте 6 типовой формы договора присоединения (приложение № 8 к Правилам технологического присоединения).
Как указывалось ранее, в связи с невыдачей МП «ВПЭС» при проведении проверки выполнения технических условий одновременно с актом о выполнении технических условий 2-х экземпляров ранее полученных от гарантирующего поставщика (ООО «РКС-энерго») подписанных проектов договоров энергоснабжения по Договору присоединения № ОД-16/Д-216 от 18.07.2016, заключенному с гр. ФИО5, постановлением по делу № 124-05-Ш/16 МП «ВПЭС» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение порядка технологического присоединения.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что в нарушение п.82(1), 16, 90 в связи с невыдачей гр.ФИО5 в ходе проверки выполнения технических условий акта о выполнении технических условий, невыполнением мероприятий, предусмотренных техническими условиями в установленный срок (6 месяцев), превышением 10-дневного срока на проведение проверки выполнения технических условий; недопуском прибора учета в эксплуатацию и невыдачей акта допуска прибора учета в эксплуатацию одновременно с актом о выполнении технических условий МП «ВПЭС» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ еще три раза отдельными постановлениями № 125-05-Ш/17, № 121-05-Ш/17, № 123-05-Ш/17 за нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, выявленное УФАС, в ходе той же проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Согласно пункту 18 д) Правил технологического присоединения «мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил».
В соответствии с пунктом 81 настоящих Правил проверка выполнения технических условий проводится в отношении каждых технических условий, выданных заявителям.
В отношении заявителей, чьи технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), проверка выполнения технических условий осуществляется в соответствии с пунктами 82 - 90 настоящих Правил.
Согласно пункту 90 Правил «срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний».
В соответствии с пунктом 82(1) настоящих Правил одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с пунктом 88 Правил присоединения сетевая организация вместе с актом о выполнении технических условий обязана предоставить заявителю ранее полученные от гарантирующего поставщика 2 экземпляра подписанного гарантирующим поставщиком проекта договора энергоснабжения.
Как следует из оспариваемого постановления, Управлением отклонено ходатайство Предприятия об объединении в одно производство одновременно рассматриваемых дел об административных правонарушениях № 121-05-Ш/17, 123-05-Ш/17, 125-05-Ш/17 и данного дела 124-05-Ш/17, ввиду того, что заявлениях гр. ФИО5 речь идет о разных событиях административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 по делу № А56-88657/2017, в удовлетворении заявления об оспаривании постановления УФАС от 23.10.2017 о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении № 123-05-Ш/17 Предприятию отказано.
В постановлении от 31.08.2018 по делу № А56- 88657/2017 Арбитражный суд Северо-Западного округа указал, что выявленные Управлением в деянии Предприятия нарушения Правил № 861 связаны с одной процедурой, с одним Договором и выводы о них основаны на результатах одной проверки, данные нарушения Правил № 861 не являются совокупностью административных правонарушений, а лишь указывают на различные эпизоды одного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, являются обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что постановлением от 23.10.2017 по делу об административном правонарушении № 124-05-Ш/17 Предприятие повторно привлечено к административной ответственности за нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, установленного Правилами технологического присоединения, выразившееся в невыполнении мероприятий технологического присоединения к электрическим сетям в отношении одного и того же потребителя и по одному Договору присоединения.
Поскольку одним из основополагающих принципов административного права является принцип однократности привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ), апелляционный суд усматривает наличие обстоятельства, исключающего привлечение Предприятия к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение порядка технологического присоединения.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба Предприятия – удовлетворению, постановление Управления от 23.10.2017 по делу об административном правонарушении № 124-05-Ш/17 о привлечении МП «Всеволожское предприятие электрических сетей» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2018г. по делу № А56-88201/2017 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23.10.2017г. № 124-05-Ш/17.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б. Лопато
Судьи
Л.В. Зотеева
А.Б. Семенова