АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 декабря 2021 года | Дело № | А56-89049/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М., при участии отобщества с ограниченной ответственностью «Ювен» ФИО1 (доверенность от 25.10.20210), рассмотрев 22.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ювен» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу № А56-89049/2020, установил: Общество с ограниченной ответственностью «Ювен», адрес: 197110, Санкт-Петербург, Корпусная ул., д. 9, лит. А, пом. 70-Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, ООО «Ювен»), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными градостроительных планов, выданных Администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 198412, Санкт-Петербург, <...> (далее - Администрация), в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:0303009:282, 47:14:0303009:285, 47:14:0303009:287, 47:14:0303009:288, 47:14:0303009:289, а также понуждении Администрации выдать градостроительные планы земельных участков (далее – ГПЗУ) в соответствии с Проектом планировки и проектом межевания земельных участков, утвержденным Распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 04.09.2019 № 272 и Распоряжением Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 20.03.2020 № 88 (далее – Проект планировки), Генеральным планом муниципального образования Низинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее – Генеральный план), Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования Низинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 11.11.2010 № 101 (далее – Правила землепользования и застройки). Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021, в удовлетворении заявления Обществу отказано. В кассационной жалобе ООО «Ювен», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что принадлежащие ему земельные участки находятся в зоне малоэтажной жилой застройки; при утверждении заданий на подготовку проекта планировки и проекта межевания соответствующей территории никаких замечаний, комментариев или запретительных документов относительно невозможности возведения объектов капитального строительства ни органами государственной власти Ленинградской области, ни органами местного самоуправления Ленинградской области сделано не было. Таким образом, как считает Общество, выданные ему ГПЗУ, в которых отражено расположение земельных участков полностью в защитной зоне р. Черная, входящей в объект культурного наследия федерального значения (далее – ОКН ФЗ) «Река Стрелка с притоками», являются незаконными. В судебном заседании представитель ООО «Ювен» поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Администрация, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 12.05.2020 и 14.05.2020 ООО «Ювен» принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 47:14:0303009:282, 47:14:0303009:285, 47:14:0303009:287, 47:14:0303009:288, 47:14:0303009:289, расположенные по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Низинское сельское поселение. Разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:0303009:282, 47:14:0303009:287, 47:14:0303009:288, 47:14:0303009:289 - для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов), разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 47:14:0303009:285 - для размещения объектов дошкольного, начального и среднего общего образования. Обществу выданы ГПЗУ №№ РФ-47-4-11-2-09-2020-0239, РФ-47-4-11-2-09-2020-0242, РФ-47-4-11-2-09-2020-0240, РФ-47-4-11-2-09-2020-0243 и РФ-47-4-11-2-09-2020-0264, в которых отражено расположение земельных участков в защитной зоне р. Черная, которая является частью ОКН ФЗ «Река Стрелка с притоками», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Полагая, что выданные Администрацией ГПЗУ не соответствуют положениям статей 41 – 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), поскольку содержат характеристики, которые не были отражены в ранее выданных Обществу документах (Проект планировки, Генеральный план и Правила землепользования и застройки), а именно информацию о том, что земельные участки расположены в защитной зоне, ООО «Ювен» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего. В силу положений статьи 51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Порядок выдачи градостроительного плана земельного участка регулируется в статье 57.3 ГрК РФ. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 статьи 57.3 ГрК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для его подготовки являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 названной статьи. Информация, которая должна содержаться в градостроительном плане земельного участка, определена в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ, к которой в частности относится информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются нормами Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 34.1 Закона № 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 названной статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. Согласно части 3 статьи 34.1 Закона № 73-ФЗ границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются: 1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника; 2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля. В силу части 4 статьи 34.1 Закона № 73-ФЗ, в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В оспариваемых ГПЗУ отражено, что земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно защитной зоны р. Чёрная, которая является частью ОКН ФЗ «Река Стрелка с притоками», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального значения, находящихся в г. Санкт-Петербурга» объект культурного наследия федерального значения «Водоподводящая система парков Стрельна» включен в Перечень объектов культурного наследия федерального значения с уточнением состава объектов гидросистемы. Компонентом «Водоподводящей системы парков Стрельны» является «Река Стрелка с притоками». Река Черная является частью ОКН ФЗ «Река Стрелка с притоками» (номер в реестре 781721203230076), входящего в состав ОКН ФЗ «Водоподводящая система парков Стрельны». «Водоподводящая система парков Стрельна» является компонентом объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 03.03.2020 № 07-19-77/20 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца ОКН ФЗ «Река Стрелка с притоками», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Расположение спорных земельных участков в охранной зоне объекта культурного наследия установлено судами и подтверждается материалами дела, в том числе письмом Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу от 23.06.2020 № 214-412-78, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 47:14:0303009:282, 47:14:0303009:285, 47:14:0303009:287, 47:14:0303009:288, 47:14:0303009:289 находятся в защитной зоне Ансамбля Водоподводящей системы Петергофа и реки Черная речка, входящей в Ансамбль Водоподводящей системы Стрельны, а именно: - земельные участки с кадастровыми номерами 47:14:0303009:282, 47:14:0303009:285, 47:14:0303009:287, 47:14:0303009:288, 47:14:0303009:289 в защитной зоне ОКН ФЗ «Речка Стрелка с притоками», включая речку Черная речка; - земельные участки с кадастровыми номерами 47:14:0303009:282, 47:14:0303009:285, 547:14:0303009:287, 47:14:0303009:289 также расположены в защитной зоне ОКН ФЗ «Водоподводящая система Петергофа»; - земельные участки с кадастровыми номерами 47:14:0303009:282, 47:14:0303009:287, 47:14:0303009:288, 47:14:0303009:289 расположены также в Водоохранной зоне всех прудов, каналов, рек, речек и приток, входящих в ОКН ФЗ «Петергоф, Стрельна, Ропша»); - земельный участок с кадастровым номером 47:14:0303009:282 расположен также в границах компонента 540-014а ЮНЕСКО «Исторический центр поселка, включая Стрельнинский дворцово-парковый ансамбль». Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии информации, отраженной в оспариваемых ГПЗУ, информации, содержащейся в официальных информационных ресурсах в отношении территории, на которой расположены земельные участки Общества. Отсутствие в ЕГРН сведений о нахождении указанных земельных участков в границах защитной зоны объекта культурного наследия не влияет на факт существования защитной зоны объекта культурного наследия в соответствующих границах, что влечет использование данной территории земельного участка с учетом ограничений, установленных законодательством. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу № А56-89049/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ювен» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | И.Г. Савицкая | |||
Судьи | О.А. Алешкевич В.М. Толкунов | |||