ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-92108/2021 от 11.08.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 августа 2022 года

Дело №

А56-92108/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,

при участии от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго»  ФИО1 (доверенность от 12.11.2020 № 321-20),

рассмотрев 10.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобупубличного акционерного общества «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 по делу № А56-92108/2021,    

                                               у с т а н о в и л:

публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго», адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ПАО «Россети Ленэнерго», Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург,                           ул. Смольного, д. 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление, УФАС) от 13.09.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-1796/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –              КоАП РФ) в виде 600 000 руб. штрафа.

Решением суда от 14.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2022, оспариваемое постановление УФАС признано незаконным и изменено в части назначенного обществу административного наказания; размер штрафа снижен судом до      300 000 руб.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неверную судебную оценку вины сетевой организации относительно невозможности (ввиду большого объема) осуществить мероприятия по технологическому присоединению в пределах установленного в договоре срока. Ссылаясь на обстоятельства дела податель жалобы также полагает, что судами необоснованно исключено применение статьи 2.9 КоАП РФ, признание рассматриваемого правонарушения малозначительным.

Представители УФАС, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи с обращением ФИО2 (от 05.07.2021 № 7599) в УФАС о неисполнении ПАО «Россети Ленэнерго» в установленный срок обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, кадастровый номер земельного участка 47:26:0108001:6563 (далее - Объект) к электрическим сетям Общества антимонопольный орган  10.08.2021 возбудил дело об административном правонарушении                                № 047/04\9.21-1796/2021 и затем провел административное расследование по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Управлением в отношении заявителя (в присутствии его представителя) составлен протокол от 23.08.2021 № 047/04/9.21-1796/2021 об административном правонарушении применительно к части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, согласно которому Обществом нарушен пункт 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила № 861, Правила); нарушение выразилось в несоблюдении предельных сроков технологического присоединения Объекта, принадлежащего ФИО2 Объекта по договору от 10.11.2020                         № ОД-ЮЭС-520812-20/536043-Э-10.

Постановлением УФАС от 13.09.2021 № 047/04/9.21-1796/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде 600 000 руб. штрафа.

Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных административным органом событии и составе вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным, освобождения Общества от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.

Вместе с тем суды сочли возможным применение в данном случае положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижение назначенного обществу административного штрафа до 300 000 руб.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении нормам материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).

        В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

        Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

        Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003      № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

         Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).

        Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил).

        Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил).

Общество не оспаривает, что является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям.

По результатам административного расследования антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении сетевой организацией требований Правил № 861.

Согласно пункту 16 Правил договор технологического присоединения должен содержать ряд существенных условий, в частности: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон (подпункты «а» и «г»).

        Кроме того, в силу подпункта «б» пункта 16 Правил  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Именно это требование, как правомерно сочли УФАС и суды, нарушено сетевой организацией в рассматриваемой ситуации.

Суды констатировали следующее.

На основании оплаченного ФИО2 счета от 09.11.2020                         № 20-536043 между ПАО «Россети Ленэнерго» и заявителем 10.11.2020 заключен договор № ОД-ЮЭС-520812-20/536043-Э-10 (далее- Договор) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, кадастровый номер земельного участка 47:26:0108001:6563 (далее - Объект), в связи с новым присоединением, со следующими характеристиками: мощность 15 кВт по III категории надежности при напряжении 0,4 кВ. Неотъемлемой частью Договора являются Технические условия от 31.10.2020 №20-536043.

В соответствии с пунктом 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

        Согласно пункту 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

         Как установлено судами, в соответствии с пунктом 10 Технических условий к договору ПАО «Россети Ленэнерго» для подключения энергопринимающих устройств заявителя необходимо было выполнить следующие мероприятия по строительству новых объектов электросетевого хозяйства:

        1. Построить и оборудовать новую ТП-10/0,4кВ с установкой трансформатора необходимой мощности, напряжением 10/0,4 кВ. Выполнить подъездные пути к ТП. Место установки ТП согласовать с землевладельцем.

        2. Построить новую ЛЭП-10 кВ направлением от ближайшей опоры от              ВЛ-10 кВ ф. 211-11 Л-1905-1906 до проектируемой ТП. Трассу новой ЛЭП согласовать с землевладельцем.

        3. Построить новую ЛЭП-0,4 кВ направлением от проектируемой ТП до границ земельного участка Заявителя. Трассу новой ЛЭП согласовать с землевладельцем.

        4. Смонтировать систему учета электрической энергии на ближайшей опоре новой ВЛИ-0,4 от проектируемой ТП с установкой трехфазного прибора учета прямого включения без трансформаторов тока (1 прибор учета).

          В связи с отсутствием возможности пересечения существующей ВЛ110 кВ проектируемой ВЛ-10/0,4 кВ филиалом ПАО «Россети Ленэнерго» «ЮЭС» произведена корректировка технических решений в целях исполнения договора.

В личном кабинете клиента 22.09.2021 Обществом размещен комплект документов, завершающих процедуру технологического присоединения (акт о выполнении технических условий от 22.09.2021, акт об осуществлении технологического присоединения от 23.09.2021 № 381422, акт допуска прибора учета от 22.09.2021 №Д-153769).

Таким образом, УФАС установлено, что в нарушение пункта 16 Правил               № 861 Обществом не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств в срок, установленный Техническими условиями к договору от 10.11.2020 № ОД-ЮЭС-520812-20/536043-Э-10 (6 месяцев с даты заключения договора).

Общество в ходе административного расследования пояснило, что задержка срока выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению вызвана объективными причинами, включая существенный объем строительных работ, выполняемых сетевой организацией согласно Техническим условиям к договору, а также в связи с необходимостью корректировки технических решений по причине отсутствия возможности пересечения существующей ВЛ-110 кВ проектируемой ВЛ-10/0,4 кВ и отсутствия в период срока исполнения договора альтернативного коридора для прокладки ВЛ-0,4 кВ и ВЛ-6(10).

Между тем, объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным суды не установили. Доводы кассационной жалобы по данному вопросу сводятся к необходимости переоценки установленных судами обстоятельств, их выводов по делу. Оснований для переоценки таких выводов в силу статьи 288 АПК РФ, у суда округа не имеется.

Суд округа отмечает, что договор технологического присоединения, будучи публичным договором, должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861; данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре перед гражданином - потребителем услуги.

Вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для  соблюдения требований публичного правопорядка.

Квалификация Управлением и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в рамках кассационного производства повторность деяния не оспаривается.

Довод общества о малозначительности правонарушения оценен и отклонен судами. Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность административного правонарушения).

Назначенное Обществу и измененное судами административное наказание  отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ и согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

         решение Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 по делу № А56-92108/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

А.Г. Кудин

В.М. Толкунов