ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-95106/2021 от 28.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 мая 2022 года

Дело №А56-95106/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Денисюк М.И., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 29.12.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6492/2022) Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

от 25.01.2022 по делу № А56-95106/2021 (судья Сундеева М.В.), принятое

по заявлению ООО "АТЛАНТ"

к Северо-Западной электронной таможне

о признании незаконными требований, об обязании

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными требований Северо-Западной электронной таможни (далее – Таможня) от 02.09.2021 и от 03.09.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ 10228010/020921/0404042, об обязании внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в ДТ 10228010/020921/0404042, указав коды маркировки товаров в графе 31 под номером 13 (31_13).

Решением суда от 25.01.2022 требования Таможни признаны недействительным, суд обязал Таможню внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в декларации на товар № 10228010/020921/0404042, указав коды маркировки товаров в графе 31 под номером 13 (31_13).

Не согласившись с указанным решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что таможенный орган применяет формы таможенного контроля только в отношении товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, то есть, при декларировании в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) исключительно шин в качестве товара. Поскольку в рассматриваемой ситуации ввезенный Обществом товар таковым не является, указание сведений под номером 13 в графе 31 ДТ № 10228010/020921/0404042 свидетельствует о нарушении декларантом требований Порядка.

От Таможни поступило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта Верховного Суда Российской Федерации по делу N А56-4446/2021.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом.

Ходатайство Таможни о приостановлении рассмотрения дела отклонено судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае предусмотренные статьей 143 АПК РФ основания для приостановления производства по делу отсутствуют.

В судебном заседании представитель Таможни поддерживал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

От Общества поступило ходатайство об участии в судебном заседании посредством онлайн-связи. Поскольку представитель Общества не присоединился к онлайн-заседанию, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, учитывая, что Обществом извещено надлежащим образом.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 08.06.2018 г. между ООО «Атлант» (Заявитель) и компанией TRADEFININVEST SA был заключен внешнеэкономический контракт № 36/2- 2018 (далее - контракт), в соответствии с условиями которого компания TRADEFININVEST SA (Швейцария) обязалась поставлять в адрес Заявителя автомобильные шины (покрышки), колеса ходовые из стали в сборе с шинами в количестве, ассортименте, на условиях и по ценам, оговоренных в Контракте и/или Приложениях к нему.

Согласно условиям контракта поставка товаров осуществляется на условиях СРТ Кингисепп, СРТ Усть-Луга, СРТ Выборг, FCA Котка, DAP Котка в соответствии с INCOTERMS 2020 (п. 1.2 Контракта в редакции дополнительного соглашения № 2.1 от 23.11.2020 г.).

03.08.2021 между Обществом и компанией TRADEFININVEST SA на основании заказа № 364 от 02.08.2021 г. было заключено Приложение № 364 к Контракту, согласно условиям которого продавец обязался поставить в адрес Заявителя товар колеса ходовые из стали в сборе с шипами па условиях DAP Котка.

Во исполнение Приложения № 364 от 03.08.2021 г. к Контракту на основании счета (инвойса) № 1I80624-R-300 от 09.08.2021 г. компания TRADEFININVEST SA поставила в адрес Общества товар колеса ходовые из стали в сборе с шинами в количестве 182 единицы на общую сумму 2 457 000 руб.

02.09.2021 Общество подало в таможенный орган (Северо-Западный таможенный пост (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни) декларацию на товары № 10228010/020921/0404042 в форме электронного документа с приложением всех предусмотренных законодательством Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации документов.

В графе 31 ДТ под номером 13 (графа 31_13) Общество указало коды маркировки (коды средств идентификации) товаров, предусмотренные в отношении шин Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1958 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р.

По результатам таможенного контроля в форме проверки таможенных и иных документов 02.09.2021 таможенный орган направил Обществу требование о внесении изменений в ДТ. Таможенный орган требовал перенести коды маркировки (коды средств идентификации) из графы 31_13 в графу 31_1. 03.09.2021 таможня повторно направила аналогичное требование.

Общество требование исполнило, однако, посчитав, что действия таможенного органа незаконны, оспорило их в арбитражном суде.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.

Выслушав представителя Таможни, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 этой статьи, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа либо одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 этой статьи, наступило менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, - в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.

Подпунктом 2 пункта 4 статьи 119 ТК ЕАЭС предусмотрено, что срок выпуска товаров, указанный в пункте 3 этой статьи, может быть продлен на время, необходимое для выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 2 статьи 112 ТК ЕАЭС в случае если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 настоящего Кодекса при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 настоящего Кодекса.

Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).

При невыполнении требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

Формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза (пункт 5 статьи 105 ТК ЕАЭС).

Порядок заполнения декларации на товары утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (далее – Порядок № 257).

Подпунктом 29 пункта 15 раздела II Порядка № 257предусмотрено, что в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.

Сведения, заявляемые в данной графе, указываются с новой строки с проставлением их порядкового номера.

Под номером 1 в графе 31 ДТ указываются:

- наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара;

Под номером 13 в графе 31 ДТ в Российской Федерации для товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации на территории Российской Федерации на дату вступления в силу Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018 (по состоянию на указанную дату вступил в силу нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий порядок маркировки соответствующего товара) или после его вступления в силу с учетом статьи 7 указанного Соглашения и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру реимпорта, указываются следующие сведения:

- общее количество кодов идентификации, содержащихся в средствах
идентификации, нанесенных на каждую единицу товара, на товарный ярлык или
потребительскую упаковку (а в случае ее отсутствия - на первичную упаковку);

- кодовое обозначение уровня маркировки («0» - средство идентификации
нанесено на товар, на товарный ярлык или потребительскую упаковку (а в случае ее
отсутствия - на первичную упаковку), «1» - средство идентификации нанесено на групповую упаковку, «2» - средство идентификации нанесено на транспортную упаковку), а также (через знак разделителя «/» при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе) коды идентификации товаров или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на групповую упаковку, или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на транспортную упаковку.

Сведения об общем количестве кодов идентификации товаров и кодовое обозначение уровня маркировки при подаче ДТ в виде электронного документа указываются в соответствующих реквизитах структуры ДТ, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через знак разделителя «:».

Коды идентификации товаров, коды идентификации групповой упаковки, коды идентификации транспортной упаковки при подаче ДТ в виде электронного документа указываются путем заполнения соответствующих реквизитов структуры ДТ по каждому коду идентификации, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через запятую.

При указании кодов идентификации товаров, кодов идентификации групповой упаковки или кодов идентификации транспортной упаковки, следующих подряд, указываются первый и последний номера соответствующего диапазона. При подаче ДТ в виде электронного документа эти сведения указываются путем заполнения соответствующих реквизитов структуры ДТ, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через знак разделителя «-».

Порядок маркировки товаров унифицированными в рамках ЕАЭС средствами идентификации определен Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 2 февраля 2018 года) (далее -Соглашение).

Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения его действие распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) оборот товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, а также на эмитентов.

Пунктом 1 статьи 3 Соглашения определено, что маркировка товаров в рамках ЕАЭС может быть введена по решению Совета Комиссии.

С даты введения маркировки товаров в рамках ЕАЭС на товары, маркируемые в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, такие государства - члены ЕАЭС обеспечивают маркировку таких товаров на своих территориях в соответствии с требованиями, предусмотренными Соглашением и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии (пункт 5 статьи 5 Соглашения).

Маркировка шин и покрышек пневматических резиновых новых средствами идентификации введена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.11.2019 № 129, пунктом 2 которого установлено, что маркировке подлежат товары, включенные в перечень, утвержденный данным решением. Указанный перечень содержит товары, классифицируемые в товарной позиции 4011 ТН ВЭДЕАЭС: шины и покрышки пневматические резиновые новые.

Правила маркировки шин средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1958 (далее - Правила маркировки).

Согласно Правилам маркировки "шины" - продукция, соответствующая кодам ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 и ОКПД 2 22.11.11, 22.11.12.110, 22.11.13.110, 22.11.14, 22.11.15.120, их ввод в оборот (то есть помещение под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) должен осуществляться с нанесенными средствами идентификации.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что ввезенный Обществом товар представляет собой колесо ходовое стальное в сборе с шиной. Товар является многокомпонентным и состоит из диска и шины.

В подпункте 29 пункта 15 раздела II Порядка № 257 не содержится запрета на указание в ДТ кодов идентификации составных частей многокомпонентных товаров.

В ДТ № 10228010/020921/0404042 в графе 31 под номером 13 указаны сведения о кодах маркировки шин, являющихся составной частью колеса ходового стального в сборе.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что шины являлись неотъемлемой составной частью задекларированного по ДТ № 10228010/020921/0404042 товара, суд первой инстанции правомерно согласился с доводами Общества об обоснованности указания в ДТ в графе 31 под номером 13 сведений о маркировке шин средствами идентификации.

Вопреки доводам таможенного органа отсутствие у декларанта в силу положений Порядка № 257, Соглашения от 02.02.2019, Решения от 18.11.2019 № 129 и Правил маркировки прямой обязанности приводить в ДТ соответствующую информацию исходя из заявленного им классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС, не свидетельствует, что декларантом были приведены избыточные сведения, не относимые к содержанию ДТ согласно требованиям статьи 106 ТК ЕАЭС, и нарушены правила заполнения декларации, установленные Порядком № 257.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительными требования от 02.09.2021 и от 03.09.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар № 10228010/020921/0404042, а так же обязал Таможню внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в декларации на товар № 10228010/020921/0404042, указав коды маркировки товаров в графе 31 под номером 13 (31_13).

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 января 2022 года по делу № А56-95106/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

О.В. Фуркало