ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-95607/17 от 03.10.2018 АС Северо-Западного округа

882/2018-48537(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А., 

при участии от Санкт-Петербургской таможни ФИО1 (доверенность 

от 11.04.2018), от общества с ограниченной ответственностью «Интеркарго»  ФИО2 (доверенность от 07.05.2018), 

рассмотрев 01.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интеркарго» на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 

от 19.02.2018 (судья Трощенко Е.И.) и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 (судьи Юрков И.В., 

ФИО3, ФИО4) по делу № А56-95607/2017,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Интеркарго», место  нахождения: 194292, Санкт-Петербург, промзона Парнас, 1-й Верхний пер., д. 4, 

ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением о признании незаконным отказа Санкт-Петербургской таможни,  место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, 

лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Таможня), в  проведении ведомственного контроля и отмене решения от 24.03.2016 о  внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары (далее –  ДТ) № 10210350/210316/0004419; обязании Таможни провести ведомственный  контроль, по результатам которого принять решение. 

Решением от 19.02.2018, оставленным без изменения постановлением  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018, заявленные  требования оставлены без удовлетворения. 

В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение  судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и  постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении  заявленных требований. 

По мнению подателя кассационной жалобы, проведение ведомственного  контроля является обязанностью Таможни в соответствии с положениями  Порядка проведения ведомственного контроля решений, действий  (бездействия) в области таможенного дела, утвержденного приказом  Федеральной таможенной службы от 01.07.2016 № 1310 (далее – Порядок №  1310); оспариваемое бездействие Таможни нарушает права и законные  интересы Общества. 

В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные 


акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а  кассационную жалобу Общества – без удовлетворения. 

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы,  изложенные в кассационной жалобе, а представитель Таможни возражал  против удовлетворения кассационной жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, Общество обратилось к Таможне с  заявлением от 02.10.2017 № 02/10/17880 о проведении ведомственного  контроля решения Парголовского таможенного поста от 24.03.2016 о внесении  изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ №  10210350/210316/0004419, и об отмене по результатам ведомственного  контроля указанного решения как не соответствующего требованиям права  Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). 

Письмом от 12.10.2017 № 21-24/3042 Таможня сообщила Обществу, что  проведение ведомственного контроля и отмена решения о внесении изменений  в сведения, указанные в ДТ, в порядке осуществления ведомственного контроля  являются правом, а не обязанностью Таможни. 

Ведомственный контроль спорного решения не проводился.

Считая отказ Таможни в проведении ведомственного контроля  незаконным, Общество обратилось в суд. 

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав обстоятельства  дела и представленные в материалы дела доказательства, отказали в  удовлетворении заявленных требований. 

Кассационная инстанция, изучив материалы рассматриваемого дела и  доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами двух  инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их  выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным  доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной  жалобы исходя из следующего. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные  лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой  акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно пункту 1 Порядка № 1310 ведомственный контроль - это  деятельность таможенных органов, направленная на устранение нарушений  требований права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о  таможенном деле, совершенных таможенными органами и (или) их  должностными лицами при реализации ими задач и функций в области  таможенного дела. Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее  должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке  ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее  требованиям права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о  таможенном деле решение, а также признать незаконным действие  (бездействие) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего 


должностного лица таможенного органа в области таможенного дела. 

В силу пункта 6 Порядка № 1310 проведение ведомственного контроля  осуществляется таможенными органами в связи с наличием поводов, к числу  которых относятся: исковые заявления (заявления) граждан и организаций,  определения (иные документы) судебных органов, поступившие в таможенные  органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных  органов и их должностных лиц в области таможенного дела; жалобы на  решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного  лица, в рассмотрении которых таможенным органом отказано в соответствии с  пунктами 1, 2, 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ  «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон 

 № 311-ФЗ); обращения граждан и организаций в таможенные органы; другое.

Согласно пункту 12 Порядка № 1310 подразделения таможенных органов  при возникновении поводов для проведения ведомственного контроля обязаны  проинформировать о них функциональное подразделение, к компетенции  которого отнесено проведение ведомственного контроля соответствующих  решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. В случае  принятия начальником функционального подразделения (лицом, его  замещающим) решения о проведении ведомственного контроля либо получения  письма вышестоящего таможенного органа о необходимости провести  ведомственный контроль начальник функционального подразделения (лицо, его  замещающее) дает должностному лицу функционального подразделения  поручение на проведение ведомственного контроля, которое оформляется по  форме согласно приложению № 2 к этому Порядку. 

Как следует из статьи 24 Закона № 311-ФЗ, вышестоящий таможенный  орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время  в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не  соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного  союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение  нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица  таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые  предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и  законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в  отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных  органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области  таможенного дела. 

Проанализировав вышеуказанные положения законодательства, суды  пришли к выводу, что ведомственный контроль проводится непосредственно по  инициативе самого таможенного органа (по поручению соответствующего  должностного лица) при установлении необходимости в проведении  ведомственного контроля. Основания или обстоятельства, требующие  обязательного проведения ведомственного контроля и принятия по его  результатам решения, Законом № 311-ФЗ и Порядком № 1310 не установлены. 

Оснований не согласиться с данным выводом судов кассационная  инстанция не находит. 

Изложенные в кассационной жалобе Общества доводы основаны на  ошибочном толковании норм материального права. 

Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе  полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств,  нормы материального права применены правильно, процессуальных  нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не  допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены 


обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 19.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 28.05.2018 по делу № А56-95607/2017 оставить без  изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Интрекарго» – без удовлетворения. 

Председательствующий С.В. Лущаев 

Судьи О.Р. Журавлева

Ю.А. Родин