ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-9651/14 от 13.02.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 февраля 2015 года

Дело №

А56-9651/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А.,           Марьянковой Н.В.,

рассмотрев 12.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Славянка» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2014 (судья Чекунов Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 (судьи Мельникова Н.А., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу № А56-9651/2014,

у с т а н о в и л:

Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга», место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42,        ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ) к открытому акционерному обществу «Славянка», место нахождения: 129110, Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), о взыскании 2 743 057 руб. 02 коп. задолженности за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по количеству и качеству за период с 01.08.2013 по 30.11.2013, а также 42 304 руб. 93 коп. пеней, начисленных за период с 20.09.2013 по 27.01.2014.

Решением суда первой инстанции от 22.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.09.2014, иск Предприятия удовлетворен.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, с 01.01.2013 распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.12.2012 № 169 «Об установлении лимитов водоотведения абонентов Санкт-Петербурга на 2013 год» (далее – Распоряжение № 169) не подлежит применению, так как отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2013. Общество считает необоснованным начисление платы за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по количеству и качеству за спорный период, поскольку в Законе № 416-ФЗ отсутствует такое понятие как «лимит водоотведения»; с 05.07.2013 действует постановление Правительства

Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 «Об утверждении правил осуществлении контроля состава и свойств сточных вод» (далее – Правила         № 525), которым предусмотрена разработка программы контроля состава и свойств сточных вод, не представленная суду и ответчику. Общество также указывает, что полномочия лиц, подписавших со стороны абонента акты отбора проб, документально не подтверждены.

Представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от20.10.2011 №12-62636/00-О (далее – Договор).

Условиями Договора в обязанности Предприятия включено, в частности, систематическое проведение контроля состава и свойств сточных вод в контрольных канализационных колодцах абонента (пункт 4.2), а в обязанности Общества - соблюдение условий и режимов приема (сброса) сточных вод, лимитов водоотведения (ограничений по предельному объему водоотведения), нормативов водоотведения, установленных Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами         (пункт 4.1.1); осуществление контроля за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Предприятия сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения; исключение сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами; исключение увеличения количества и концентрации загрязняющих веществ в отводимых сточных водах сверх установленных нормативов водоотведения (пункт 4.1.2).

В соответствии с разделом 5 договора расчеты абонента с Предприятием производятся по тарифам, устанавливаемым в порядке, определяемом органами исполнительной власти Санкт-Петербурга (пункт 5.3 Договора), по инкассо, путем выставления Предприятием платежного требования в банк, обслуживающий предприятие, и поручением ему получить от абонента платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет Предприятия. Денежные средства списываются со счета абонента в акцептном порядке (пункт 5.4 Договора).

Срок оплаты платежного требования после выставления его в банк составляет 10 календарных дней (пункт 5.5 Договора).

Предприятием в августе-октябре 2013 года произведены отборы проб сточных вод, отводимых абонентом в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, о чем составлены соответствующие акты. Отборы проб произведены из контрольных канализационных колодцев и выпусков Общества.

Пробы в соответствии с актами приема-передачи направлены для исследования в ЗАО «Центр Исследования и Контроля Воды». Результаты исследования проб отражены в протоколах, на основании которых Предприятие установило превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, о чем известило Общество.

Кроме того, ресурсоснабжающая организация установила превышение абонентом в спорный период лимитов водоотведения.

Предприятие выставило Обществу счета на оплату 2 743 057 руб. 02 коп. задолженности за превышение лимитов водоотведения и превышение ПДК по общесплавной канализации.

           Поскольку Общество не погасило задолженность, Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании долга и пеней.

Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.

Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.

Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации     (далее – ГК РФ)   предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулируются Законом №  416-ФЗ (с 01.01.2013), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167,  в части, не утратившей силу (далее – Правила № 167), и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644).

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и по объему сточных вод устанавливаются абоненту с учетом условий, предусмотренных Правилами № 644.

В соответствии с пунктом 70 Правил № 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Во исполнение названного постановления Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от19.10.2004 №1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее – Порядок             № 1677).

Согласно пункту 5 Порядка № 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.

Приказом Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от25.11.1996 №201 утверждены Условия приема сточных вод (далее - Условия приема) и Порядок контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок №201).

Нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга установлены распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 08.11.2012 № 148. Приложением № 3 к Правилам № 644, вступившим в силу 14.08.2013, установлены максимальные допустимые значения показателя и (или) концентрации в натуральной пробе сточных вод. Данные указанных нормативных актов использовало Предприятие в расчете удельной величины платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.

Распоряжением № 169 утверждены лимиты водоотведения для абонентов Санкт- Петербурга на 2013 год, с учетом распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 29.05.2013 № 74 «Об утверждении корректировки лимитов водоотведения абонентов Санкт-Петербурга на июль-декабрь 2013 года» (далее – Распоряжение № 74).

Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали документально подтвержденным факт превышения Обществом нормативов водоотведения по качеству и превышение лимитов водоотведения, установленных Распоряжением № 169, за  спорный период. Произведенный истцом расчет задолженности и пеней проверен судами и признан правильным.

Не оспаривая наличие задолженности за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по количеству и качеству, Общество считает необоснованным начисление платы после вступления в силу Закона       № 416-ФЗ.

По мнению Общества, у Предприятия отсутствовали полномочия производить отбор проб сточных вод, поскольку с 05.07.2013 действуют Правила № 525, которыми предусмотрена разработка программы контроля состава и свойств сточных вод. Кроме того, Общество считает, что с 01.01.2013 не подлежит применению Распоряжение №  169  в связи с отсутствием в Законе      № 416-ФЗ такого понятия как «лимит водоотведения».

Кассационная коллегия считает приведенные доводы несостоятельными. Согласно пункту 2 Правил № 525 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод возложен на организацию, осуществляющую водоотведение, при этом отсутствие разработанной программы не освобождает эту организацию от осуществления контрольных мероприятий путем производства отбора проб сточных вод у абонентов.

Подлежит отклонению и ссылка Общества на то, что с 01.01.2013 не применяется Распоряжение №  169.

Так, в пункте 6 статьи 42 Закона № 416-ФЗ указано, что до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Действительно, в Законе № 416-ФЗ вместо термина «лимит водоотведения» используется тождественное понятие «норматив по объему отводимых сточных вод». Однако до установлению абонентам нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод действуют утвержденные в установленном порядке лимиты водоотведения. В спорный период действовали Распоряжение № 169 и Распоряжение № 74, которыми установлены лимиты водоотведения в отношении объектов Общества на 2013 год.

Доводы подателя жалобы о том, что акты отбора проб сточных вод со стороны Общества подписаны неуполномоченными лицами, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. В актах отбора проб указано, кем, когда и где отобраны пробы; акты подписаны лицами, присутствовавшими при отборе. С учетом указанного в актах должностного положения представителей абонента, их полномочия на подписание актов явствовали из обстановки, в которой они действовали (абзац 2 пункта 1 статьи 182 ГК РФ).

Кроме того, участие абонента в отборе контрольных проб сточных вод не является обязательным. О прибытии представителя Предприятия на объект для отбора контрольных проб сточных вод Общество было извещено надлежащим образом. Нарушения Предприятием порядка отбора контрольных проб судами не выявлено.

Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела суды полно и объективно установили фактические обстоятельства, правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу № А56-9651/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Славянка» - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Боглачева

Судьи

С.А. Ломакин

 Н.В. Марьянкова