ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-12455/2021
17 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена – 14.12.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен – 17.12.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Пузиной Е.В., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2021 года по делу №А57-12455/2021 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению Центральной акцизной таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, 109028, <...>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Мировая техника» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 410017, <...>)
о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 900 000 рублей,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью «Мировая техника» - ФИО1, представитель по доверенности от 11.02.2019 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Центральная акцизная таможня (далее – таможня, таможенный орган) с заявлением о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 900 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2021 года с Общества с ограниченной ответственностью «Мировая техника» (далее – ООО «Мировая техника») взыскана в пользу Центральной акцизной таможни сумма неуплаченного утилизационного сбора в размере 600 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С ООО «Мировая техника» в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 15 000 рублей.
Таможенный орган не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания утилизационного сбора в сумме 600 000 рублей, принять новый судебный акт, которым заявленные таможней требования о взыскании с ООО «Мировая техника» утилизационного сбора в сумме 900 000 рублей удовлетворить в полном объеме.
ООО «Мировая техника» просит решение арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2021 отменить и отказать в удовлетворении требований Центральной таможни в полном объеме.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом возражений относительно взыскания с ООО «Мировая техника» утилизационного сбора в размере 600 000 руб., суд осуществляет проверку законности и обоснованности решения в полном объеме.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 07.10.2021, 16.11.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Мировая техника» 07.06.2018 на Южном акцизном таможенном посту (со статусом юридического лица) по декларации на товары (далее - ДТ) № 10009240/070618/0000922 задекларирован и помещен под процедуру выпуска для внутреннего потребления экскаватор одноковшовый колесный, марка DOOSAN, модель DХ190W 15.04.2018 г.в., полной массой 20 000 кг мощность силовой установки 157,71 л.с.
Код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 8429529000.
Указанный товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Центральная акцизная таможня письмом от 30.03.2021 № 48-01-08/0241, информировала плательщика - ООО «Мировая Техника» о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства (т. 1 л.д. 62-63).
В ответ на данное письмо ООО «Мировая Техника» информировало таможенный орган об отсутствии обязанности по уплате утилизационного сбора в виду того, что по массе данный экскаватор относится к категории «Средних» - 20000 кг, а по мощности силовой установки к категории «Легких» - 157,71 л.с. (т. 1 л.д. 67).
В связи с вышеизложенным, таможенный орган обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил взыскать утилизационный сбор в размере 900 000 рублей.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный экскаватор относится к категории «легкие», к уплате подлежит утилизационный сбор в размере 600 000 рублей (4х150000 рублей).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Судебной коллегией установлено, что ООО «Мировая техника» является плательщиком утилизационного сбора в связи с выпуском для внутреннего потребления товара, указанного в вышеназванной декларации № 10009240/070618/0000922.
Факт выпуска для внутреннего потребления товара и неуплаты утилизационного сбора ООО «Мировая техника» не оспариваются.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности и призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 № АКПИ12-1278).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 81).
Постановлением № 81 утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В силу пункта 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Закона 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II Постановления № 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 5 Правил № 81 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Таможенные органы в соответствии с пунктом 13 Правил № 81 осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
На момент выпуска данного транспортного средства в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (07.06.2018) постановление Правительства № 81 действовало в редакции от 26.05.2018.
В соответствии с пунктом 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении № 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС - 8429529000, установлены разделом III Перечня в зависимости от массы и мощности силовой установки.
Задекларированный код товара 8429 52 9000 согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» относится к экскаваторам, данный код предполагает обязательность уплаты сбора.
В соответствии с примечанием 4 Перечня, размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
Согласно разделу III Перечня экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры (классифицируемые по кодам 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0) (в редакции от 31.05.2018) с объемом двигателя менее 170 л.с. и массой менее 17 тонн, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, применяется коэффициент расчета размера утилизационного сбора – 17, к новым самоходным машинам применяется коэффициент расчета размера утилизационного сбора – 4.
Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры (классифицируемые по кодам 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0) с объемом двигателя не менее 170 л.с. и не более 250 л.с. и массой менее 17 тонн и не более 32 тонн, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, применяется коэффициент расчета размера утилизационного сбора – 25, к новым самоходным машинам применяется коэффициент расчета размера утилизационного сбора – 6.
Задекларированный экскаватор имеет массу 20 000 кг и мощность силовой установки 157,71 л.с.
Следовательно, по массе относился к виду и категории «средние», а по мощности – «легкие».
Таможенный орган отнес спорный экскаватор к категории средние. В связи с чем, указал, что к уплате подлежит утилизационный сбор в размере 900 000 рублей (6 х 150 000 руб.)
Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости отнесения спорного экскаватора к категории «легкие».
Суд принял во внимание, что в настоящий момент в Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» - внесены изменения, согласно которым Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры делятся на виды и категории только по мощности силовой установки.
Экскаваторы мощностью силовой установки менее 170 л.с. имеют коэффициент 4, т.е. относятся к категории «легкие», в т.ч. спорный экскаватор.
Доводы таможенного органа о том, что согласно пояснениям Минпромторга России от 15.08.2016 № 50997/07 в случае если по совокупности критериев одна самоходная машина относится по массе к легкой категории, а по мощности силовой установки к средней, то в этом случае, следует руководствоваться критерием массы такой самоходной машины, размер утилизационного сбора определяется на момент выпуска транспортного средства, отклоняются судебной коллегией.
Апелляционная коллегия, принимая аналогию регулируемых отношений с налоговыми, считает, что поскольку ни Закон № 89-ФЗ, ни принятые в его развитие Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не регулировали на момент выпуска транспортного средства порядок расчета коэффициента размера утилизационного сбора, в случае если по совокупности критериев одна самоходная машина относится по массе к категории «средние», а по мощности к категории «легкие», все неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу плательщика сбора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный экскаватор следует отнести к категории «легкие», к уплате подлежит утилизационный сбор в размере 600 000 рублей (4х150000 рублей).
При этом, ссылки ООО «Мировая техника» на разъяснения Саратовской таможни, суд апелляционной инстанции считает необоснованными, поскольку ни в одной из представленных в материалы дела консультаций от 04.10.2017 (т. 1 л.д. 103-104), от 17.08.2018 (т. 1 л.д. 107-110), от 08.08.2016 (т. 1 л.д. 112-113), таможенный орган не указывает на отсутствие обязанности по уплате утилизационного сбора на товар, ввезенный по ДТ № 10009240/070618/0000922 - экскаватор одноковшовый колесный, марка DOOSAN, модель DХ190W 15.04.2018 г.в., полной массой 20 000 кг мощность силовой установки 157,71 л.с.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Центральной акцизной таможни удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2021 года по делу №А57-12455/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Землянникова
Судьи Ю.А. Комнатная
Е.В. Пузина