ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-13821/18 от 15.01.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-13821/2018

22 января 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена «15» января 2019 года

Полный текст постановления изготовлен «22» января 2019 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,

судей Кузьмичева С.А., Степуры С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,

при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества «Саратовэнерго» Юрасовой М.А., действующей по доверенности от 01.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Саратовэнерго» (410005, г. Саратов, ул. Рахова, д. 181, ИНН 6450014808, ОГРН 1026402199636)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 ноября 2018 года по делу № А57-13821/2018 (судья Д.Р. Мамяшева)

по заявлению публичного акционерного общества «Саратовэнерго» (410005, г. Саратов, ул. Рахова, д. 181, ИНН 6450014808, ОГРН 1026402199636)

заинтересованные лица: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (400074, г. Волгоград, ул. им. Огарёва, д.15, ИНН 3444046034 ОГРН 1023403462488, 410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 94), сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив «Октябрьский» (412346, Саратовская область, Балашовский район, п. Октябрьский, ул. Ленинская д. 20, ИНН 6440030303, ОГРН 1156451021210)

об отмене решения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.06.2018,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Саратовэнерго» (далее – ПАО «Саратовэнерго», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене решения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора) от 06.06.2018.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив «Октябрьский» (далее - СПОК «Октябрьский»).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ПАО «Саратовэнерго», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель ПАО «Саратовэнерго» поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 13 декабря 2018 года.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Нижне-Волжского управлением Ростехнадзора, СПОК «Октябрьский», надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей ПАО «Саратовэнерго», проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, СПОК «Октябрьский» является социально значимой организацией, осуществляющей оказание коммунальных услуг по водоснабжению для жителей и социальных объектов, расположенных на территории поселков Октябрьский, Ириновской, Садовой, сел Пады, Репная Вершина Балашовского района Саратовской области, действующий на основании устава, принятого общим собранием членов кооператива от 20.05.2015.

В соответствии с постановлением администрации Октябрьского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области от 17.09.2015 № 26-п гарантирующей организацией водопроводно-канализационного хозяйства определен СПОК «Октябрьский».

СПОК «Октябрьский» обеспечивает водоснабжение по подъему воды из артезианских скважин и поставки населению и организациям поселков Октябрьский, Ириновской, Садовой, сел Пады, Репная Вершина Балашовского района за счет работы насосных станций скважин; водоотведение канализационных вод обеспечивается работой, эксплуатирующийся СПОК «Октябрьский», канализационно-насосной станции в поселке Пады Балашовского района Саратовкой области, через их подключение к электроснабжению.

СПОК «Октябрьский» относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям (в соответствии с пунктом 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012).

Между ПАО «Саратовэнерго» и СПОК «Октябрьский» заключен договор энергоснабжения (контракт) от 01.01.2016 № 64120220002081. В соответствии с договором заявленная мощность установленного оборудования - 110,5 кВт.

На 29.03.2018 у СПОК «Октябрьский» сложилась задолженность по уплате за потребленную электроэнергию по выставленным счетам-фактурам за периоды с 01.02.2016 по 28.02.2018 и обязательствам по предварительной оплате в размере 395 442 рубля 02 коп.

ПАО «Саратовэнерго» направлено в адрес СПОК «Октябрьский» уведомление от 29.03.2018 № 130 о необходимости выполнения действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони по истечении 10 дней после дня получения уведомления, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони ввести частичное ограничение до уровня аварийной брони. Уведомление доставлено потребителю почтовым отправлением с уведомлением 04.04.2018.

Поскольку СПОК «Октябрьский» не исполнил обязанности по оплате электрической энергии (мощности) и не представил инициатору введения ограничения - ПАО «Саратовэнерго» в установленный законом срок утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, ПАО «Саратовэнерго» 28.04.2018 обратилось в Ростехнадзор с заявлением о привлечении потребителя к административной ответственности по части 3 статьи 9.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Не усмотрев в действиях СПОК «Октябрьский» признаков состава административного правонарушения по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ, Нижне-Волжское управление Ростехнадзора определением 18.05.2018 отказало в возбуждении дела об административном правонарушении.

Решением Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 06.06.2018, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по заявлению ПАО «Саратовэнерго» в отношении СПОК «Октябрьский» по части 3 статьи 9.22. КоАП РФ от 18.05.2018 оставлено в силе.

ПАО «Саратовэнерго», не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено доказательств наличии в действиях СПОК «Октябрьский» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными в силу следующего.

Частями 3 и 4 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Частью 1 статьи 30.9 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10), порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.

Нормами КоАП РФ предусмотрено, что заявление физического и юридического лица об административном правонарушении подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями действующего законодательства об административных правонарушениях, состоящего из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 1.1); если такое заявление содержит данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, оно может являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт3 части 1 статьи 28.1); при наличии заявления и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом возбуждается дело об административном правонарушении (части 2 и 3 статьи 28.1).

Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5).

Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №2315-О).

Частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, -

Абзацем 1 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями-участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (абзац 9 пункта 7 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ, далее - потребители особой категории)).

Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (абзац 10 пункта 7 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ).

Пунктом 7.1 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ установлено, что в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Из этой же нормы права следует, что состав указанных в абзаце первом данного пункта мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно подпунктам «в», «н» пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861) при исполнении договора потребитель услуг обязан, в том числе обеспечивать поддержание установленных автономных резервных источников питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики; обеспечивать соблюдение установленного актом согласования технологической и (или) аварийной брони режима потребления электрической энергии (мощности), а также уровня нагрузки технологической и (или) аварийной брони и сроков завершения технологического процесса при введении ограничения режима потребления электрической энергии.

При рассмотрении проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони сетевая организация вправе осуществить проверку представленных сведений с целью определения величины наименьшей потребляемой мощности и продолжительности времени, необходимых потребителю электрической энергии для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, а также минимального расхода электрической энергии (наименьшей мощности), обеспечивающего безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние энергопринимающего устройства с полностью остановленным технологическим процессом. При необходимости сетевая организация вправе осуществить осмотр (обследование) энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, объектов электроэнергетики на соответствие требованиям, предусмотренным правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.

Указанные мероприятия, проводимые потребителем, относятся и к числу обеспечивающих готовность потребителя к введению ограничения (например, уровня нагрузки технологической и (или) аварийной брони и сроков завершения технологического процесса при введении режима потребления электроэнергии, а также поддержание установленных автономных резервных источников питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений)).

Возложение на потребителя обязанности по выполнению этих мероприятий согласуется и с общим подходом, сформированным в пункте 7.1 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ, возлагающим на потребителя по выполнению мероприятий, обеспечивающих его готовность к введению ограничения и предотвращение наступления последствий введение такого ограничения. Самостоятельное определение таких мероприятий не исключает обязанность их выполнения.

Согласно пункту 2 приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила № 442) к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима электропотребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Таким образом, СПОК «Октябрьский» относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима электропотребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Как отмечено выше, в соответствии с постановлением администрации Октябрьского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области от 17.09.2015 № 26-п гарантирующей организацией водопроводно-канализационного хозяйства определен СПОК «Октябрьский».

СПОК «Октябрьский» обеспечивает водоснабжение по подъему воды из артезианских скважин и поставки населению и организациям поселков Октябрьский, Ириновской, Садовой, сел Пады, Репная Вершина Балашовского района за счет работы насосных станций скважин; водоотведение канализационных вод обеспечивается работой, эксплуатирующийся СПОК «Октябрьский», канализационно-насосной станции в поселке Пады Балашовского района Саратовкой области, через их подключение к электроснабжению.

Пунктом 16 Правил № 442 предусмотрено, что потребитель, особой категории обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.

Порядок и перечень мероприятий, которые должен выполнить потребитель особой категории, установлен пунктом 16 (1) Правил № 442.

Так, в соответствии с названным пунктом потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):

в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 Правил ограничения.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Судом апелляционной инстанции установлено, что потребитель основания для введения ограничения режима потребления не устранил (задолженность не оплатил), в связи с чем был обязан после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления выполнить предусмотренные пунктом 16 (1) Правил № 442 мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

СПОК «Октябрьский» в течение 3 дней с момента дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - 13.04.2018 не представил в адрес ПАО «Саратовэнерго» утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления.

Вместе с тем из материалов дела следует, что на момент обращения заявителя в уполномоченный орган с заявлением о привлечении потребителя к административной ответственности по части 3 статьи 9.22. КоАП РФ двухмесячный срок для выполнения конечного из установленных в указанной норме права мероприятия не истек.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что правонарушение считается совершенным в момент истечения трехдневного срока для представления исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденного плана мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, судебной коллегией не принимается ввиду следующего.

По смыслу пункта 16 (1) Правил № 442, трехдневный срок, предоставленный должнику для представления утвержденного плана мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления направлен на предоставление должнику возможности самостоятельно определить порядок и сроки выполнения соответствующих мероприятий в рамках предусмотренного пунктом 16 Правил № 442 предельного шестимесячного срока. Тогда как неисполнение предписанной обязанности должника по представлению указанного плана своим правовым следствием предполагает возникновение у него обязанности в ограниченный - двухмесячный срок выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети.

Следовательно, само по себе непредставление в течение 3 дней утвержденного плана мероприятий не является нарушением пункта 16 (1) Правил № 442, а является обстоятельством, влекущим соответствующие правовые последствия в силу соответствующих положений того же пункта Правил № 442.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не представлено доказательств того, что в действиях (бездействии) СПОК «Октябрьский» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ (невыполнение определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращения наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления).

Поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности вынесения административным органом решения от 06.06.2018, которым определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по заявлению ПАО «Саратовэнерго» в отношении СПОК «Октябрьский» по части 3 статьи 9.22. КоАП РФ от 18.05.2018 оставлено в силе.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ПАО «Саратовэнерго» требований.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 ноября 2018 года по делу № А57-13821/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Саратовэнерго» без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий С.Г. Веряскина

Судьи С.А. Кузьмичев

С.М. Степура