ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-13870/2018
11 июля 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена – 08.07.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен – 11.07.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 марта 2019 года по делу №А57-13870/2018 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)
заинтересованные лица:
Администрация муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 410031, <...>),
Комитет по управлению имуществом г. Саратова (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 410012, г. Саратов, Театральная площадь, д. 7),
Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 410002, <...>),
Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 410052, <...>)
о признании незаконными постановления Администрации МО «Город Саратов», об обязании устранить допущенные нарушения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО2, доверенность от 07.05.2018 (срок доверенности 1 год); ФИО3, доверенность от 07.05.2018 срок доверенности 1 год); ФИО1 лично (паспорт);
от Администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО4, доверенность от 20.06.2019 (срок доверенности 1 год); ФИО5, доверенность № 01-08/230 от 13.11.2018 (срок доверенности 1 год);
иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным с момента издания постановления № 548 от 16.03.2018 года Администрации МО «Город Саратов» об отказе ИП ФИО1 в использовании части земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута площадью 7742 кв.м. сроком на 10 лет по адресу: <...> сквер Победы в Ленинском районе, для размещения: элементов благоустройства территории; пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; спортивной и детской площадки; сезонных аттракционов; нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения для размещения, которых не требуется разрешение на строительство; передвижного зоопарка; об обязании Администрации МО «Город Саратов» восстановить нарушения прав.
Данное заявление было принято арбитражным судом к производству в рамках дела № А57-13870/2018.
Также, индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным с момента издания постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 591 от 23 марта 2018 года «О разрешении на использование земельного участка», вынесенного в отношении Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
Данное заявление было принято арбитражным судом к производству в рамках дела № А57-14188/2018.
Определением от 04.02.2019г. дела № А57-13870/2018 и А57-14188/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А57-13870/2018.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП ФИО1 не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 08.06.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 08.07.2019 на 15 час. 40 мин.
После объявленного перерыва представителем ИП ФИО1 заявлено ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлечением к участию в деле в качестве третьего лица: Прокуратуры Саратовской области, поскольку названное ходатайство не рассмотрено судом первой инстанции.
Заявленное ходатайство судебной коллегией отклоняется, как не являющиеся безусловным основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, установленного пунктом 4 статьи 270 АПК РФ, поскольку не свидетельствуют о незаконности принятого арбитражным судом первой инстанции решения, исходя из следующего.
Часть 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации содержит императивные требования о том, что безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Исходя из толкования названной нормы процессуального закона необходимо, чтобы суд непосредственно принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из названной нормы права следует, что третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и по составу с тем, которое является предметом разбирательства в арбитражном суде.
Таким образом, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекаются арбитражным судом к участию в деле, если судебный акт, которым закончится рассмотрение дела в суде первой инстанции, может быть принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе, создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Из обжалуемого судебного акта не усматривается, что он принят о правах и обязанностях Прокуратуры Саратовской области, исходя из предмета и оснований заявленных требований, их права и обязанности, в соответствии со статьей 51 АПК РФ не затронуты, обжалуемый судебный акт не может повлиять на них.
Доказательств, подтверждающих, что обжалуемое решение суда первой инстанции непосредственно затрагивает права и обязанности Прокуратуры Саратовской области, создает препятствия для реализации прав или надлежащего исполнения обязанностей по отношению к лицам, участвующим в настоящем деле, заявитель жалобы, в нарушение требований статей 65, 67, 68 АПК РФ, в материалы дела не представил.
При этом, довод представителя заявителя о том, что заявленное ходатайство о привлечении к участию в деле Прокуратуры Саратовской области длительное время не рассмотрено судом, судебная коллегия считает необоснованным.
Как следует из материалов дела, названное ходатайство поступило через канцелярию суда 24 декабря 2018 года и рассмотрено судом первой инстанции 28 января 2019 года, что подтверждается протоколом судебного заседания (т. 5 л.д. 1-4).
Также представителем заявителя в судебном заседании заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу № А57-13870/2018 до рассмотрения дела № 3а-69/2019, предметом спора которого является Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовкой городской Думы № 51-606 от 27.05.2010.
Рассмотрев заявленное ходатайство, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оно не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом РФ, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
В силу ч. 1 ст. 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 143 названного Кодекса, до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
Исходя из смысла указанных норм процессуального законодательства, обязательным основанием для приостановления производства по делу является невозможность его рассмотрения до принятия решения по другому делу и вступления его в законную силу. Объективной предпосылкой для применения названной процессуальной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу, имеющему процессуальные или материальные последствия для разбирательства по первому делу.
Рассмотрение одного дела до разрешения другого дела признается невозможным, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат его рассмотрения имеют значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу. Следовательно, невозможность рассмотрения спора обусловлена тем, что существенные для дела обстоятельства подлежат установлению при разрешении другого дела в суде и, если производство по делу не будет приостановлено, разрешение дела может привести к принятию незаконного судебного решения, неправильным выводам суда или к вынесению противоречащих судебных актов.
Как указывает заявитель жалобы, в рамках дела № 3а-69/2019 рассматривается законность Положения об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовкой городской Думы № 51-606 от 27.05.2010; в рамках дела № А57-13870/2018 заявлены требования о признании незаконными постановлений Администрации МО «Город Саратов» № 548 от 16 марта 2018 года и № 591 от 23 марта 2018.
Однако, оспаривание Положения об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовкой городской Думы № 51-606 от 27.05.2010 не препятствует рассмотрению настоящего спора по вопросу о законности постановлений Администрации МО «Город Саратов» № 548 от 16 марта 2018 года и № 591 от 23 марта 2018.
Судебная коллегия считает, что с учетом вышеизложенных обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения ходатайства представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 о приостановлении производства по настоящему делу у суда не имеется.
Как следует из материалов дела, 26.02.2018 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась к Главе администрации муниципального образования «Город Саратов» и председателю Комитета по управлению имуществом города Саратова с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитутов.
В названном заявлении, индивидуальный предприниматель ФИО1, руководствуясь ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, просит выдать разрешение на использование земельного участка, согласно прилагаемой схеме, с кадастровым номером 64:48:040407:2288 (пл. 65979 кв.м.), находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитутов, в целях размещения объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 г. № 1300, а именно: элементов благоустройства территории; пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; спортивной и детской площадки; сезонных аттракционов; нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; передвижного зоопарка, площадью 7742 кв.м., сроком на 10 лет, по адресу: <...> – Кумача, б/н, сквер Победы, Ленинский район (материал по обращению предпринимателя – т. 5 л.д. 133-142).
К данному заявлению предпринимателем были приложены копия паспорта, копия свидетельства ОГРН, схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек.
По результатам рассмотрения указанного заявления индивидуального предпринимателя, Администрацией муниципального образования «Город Саратов» вынесено постановление № 548 от 16.03.2018 года, которым предпринимателю отказано в использовании части земельного участка. В качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка указано на то, что согласно Выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 64:48:040407:2288, на использование части которого заявитель запрашивает разрешение, предоставлен юридическому лицу.
Кроме того, из материалов дела следует, что 19.03.2018 Администрация Ленинского района г. Саратова обратилась к Главе администрации муниципального образования «Город Саратов» и председателю Комитета по управлению имуществом города Саратова с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288 (пл. 65979 кв.м.), находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <...> – Кумача, б/н, сквер Победы, Ленинский район, в целях размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) (материал по обращению администрации – т. 5 л.д. 122-132).
Рассмотрев указанное заявление, Администрацией муниципального образования «Город Саратов» вынесено постановление № 591 от 23.03.2018 года, которым заявителю разрешено использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288 для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) сроком на 49 лет в порядке ст.ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ, постановления Правительства РФ № 1300 от 03.12.2014г., постановления Правительства Саратовской области от 27.02.2015г. № 79-П "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (т. 5 л.д. 122-123).
Таким образом, из материалов дела усматривается, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288 в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлениями о выдаче разрешения на использование земельного участка обратились два лица – 21.02.2018 индивидуальный предприниматель ФИО1 (т. 5 л.д. 135) и 19.03.2018 Администрация Ленинского района г. Саратова (т. 5 л.д. 125).
Постановлением Администрации МО «Город Саратов» от 16.03.2018 № 548 ФИО1 отказано в использовании части земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288, Постановлением Администрации МО «Город Саратов» № 591 от 23.03.2018 года Администрации Ленинского района г. Саратова разрешено использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 считая, что Постановлением Администрации МО «Город Саратов» от 16.03.2018 № 548, а также Постановлением Администрации МО «Город Саратов» № 591 от 23.03.2018 года нарушаются её права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлениями о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление права на земельный участок, расположенный в пределах территории общего пользования, возможно только для размещения объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования. В данном случае судом учтено, что в силу прямого указания постановления Правительства РФ № 1300 от 03.12.2014г., в т.ч. на сезонность аттракционов, необходимость предоставления предпринимателю площади части земельного участка в заявленном размере (7742 кв.м.) для расположения элементов благоустройства, пункта проката спортивного инвентаря, детской, спортивной площадки, нестационарных объектов для обслуживания зон отдыха населения, зоопарка - не имеет надлежащего подтверждения. Необходимость предоставления разрешения на использование земли площадью 7742 кв.м. предпринимателем ничем не обоснована.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 ЗК РФ.
Статьей 39.36 ЗК РФ регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, виды
объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, которое вступило в силу с 01.03.2015, был утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Пунктами 4, 19, 23, 24, 25, 26 названного Перечня предусмотрены такие виды объектов как: элементы благоустройства территории, пункты проката велосипедов и другого спортивного инвентаря, спортивные и детские площадки, сезонные аттракционы, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, передвижной зоопарк.
Положением о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 27.02.2015 N 79-П, предусмотрено, что объекты, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании соответствующего решения органа государственной власти области или органа местного самоуправления области, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
Размещаемые объекты должны соответствовать документам территориального планирования соответствующего муниципального образования области (пункт 7).
Основания для принятия решения об отказе в использовании земельного участка
изложены в п. 9 Постановления Правительства Саратовской области N 79-П:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 – 5 настоящего Положения;
б) в заявлении указаны предполагаемые к размещению Объекты (Объект), не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления
сервитутов";
в) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению Объектов (Объекта);
г) размещение Объектов (Объекта) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
д) размещаемые Объекты (Объект) не соответствуют утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования области.
Из содержания вышеназванных нормативных правовых актов следует, что размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов не является произвольным. Без предоставления земельного участка на землях, находящихся в публичной собственности, может быть размещен только объект, указанный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, при этом размещение данного объекта имеет срочный характер и определяется исходя из цели размещения объекта.
В рассматриваемом случае, как установлено судом, испрашиваемый участок находится в составе и границах территории общего пользования, предназначенной для удовлетворения потребностей в отдыхе неограниченного круга лиц и имеющей в связи с этим особый правовой режим использования (сквер "Победы"). Данный факт подтвержден документально и сторонами не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы,
бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 ГрК РФ, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и положений статьи 262 ГК РФ, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 27.09.2007 N 20-185 (ред. от 23.11.2017) "О правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" (действовавшим на дату принятия отказа) к общественным пространствам отнесены свободные от транспорта территории общего пользования, в том числе пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, а также наземные, подземные, надземные части зданий и сооружений (галереи, пассажи, атриумы и другие), специально предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга, проведения массовых мероприятий, организации пешеходных потоков на территориях массового посещения общественного, делового назначения, объектов пассажирского транспорта (пункт 2.1).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Данный правовой подход подлежит применению и в случае использования земельных участков, находящихся в публичной собственности, без их предоставления и установления сервитута.
Следует учесть, что использование земель населенных пунктов в соответствии с положениями статьи 85 ЗК РФ осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны. При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Указанный пункт предусматривает возможность установления органами местного
самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.
Решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606 в рамках предоставленных ему полномочий утверждено Положение об использовании земельных
участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального
образования "Город Саратов".
Данное Положение определяет использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 1.7 указанного Положения предусмотрено, что использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается для размещения: клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий; детских игровых площадок; площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО; остановочных пунктов общественного транспорта; памятников, мемориалов, скульптурных композиций малых архитектурных форм; ярмарок, организуемых органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов"; рекламных конструкций в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов; объектов систем коммунальной инфраструктуры (за исключением объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов), линий связи, опор путепроводов; лестничных и пандусных сходов подземных и надземных пешеходных переходов; павильонов остановочных пунктов общественного транспорта; объектов транспортной инфраструктуры (площадок для отстоя и закольцовывания общественного транспорта, разворотных площадок, площадок для размещения диспетчерских пунктов); автомобильных стоянок для временного и постоянного хранения автомобилей при их вместимости менее 300 машиномест.
Приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах
территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению (пункт 1.4).
При этом решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-593 (действовавшим на дату принятия отказа) принято Положение о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования "Город Саратов", в соответствии с которым на озелененных территориях муниципального образования "Город Саратов" не допускаются: произвольная посадка деревьев, кустарников, устройство огородов; размещение временных сооружений: летних кафе, объектов мелкорозничной торговли.
Согласно п. 1.5 решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-593 -
граждане имеют право свободно пребывать в садах, парках, скверах, посещать мемориальные комплексы и другие территории общего пользования, занятые зелеными насаждениями, для удовлетворения своих культурно-оздоровительных и эстетических потребностей, совершать прогулки, заниматься спортом.
Таким образом, предоставление права на земельный участок, расположенный в пределах территории общего пользования, возможно только для размещения объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования в соответствии с
документами территориального планирования муниципального образования.
В данном случае судом первой инстанции правомерно учтено, что в силу прямого указания постановления Правительства РФ № 1300 от 03.12.2014, в т.ч. на сезонность аттракционов, необходимость предоставления предпринимателю площади части земельного участка в заявленном размере (7742 кв.м.) для расположения элементов благоустройства, пункта проката спортивного инвентаря, детской, спортивной площадки, нестационарных объектов для обслуживания зон отдыха населения, зоопарка - не имеет надлежащего подтверждения. Необходимость предоставления разрешения на использование земли площадью 7742 кв.м. предпринимателем ничем не обоснована.
Кроме того, в силу пунктов 17 и 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, а также создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Аналогичная позиция закреплена в статье 6 Устава муниципального образования
"Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, согласно которой к вопросам местного значения города относится создание условий для массового отдыха жителей города и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 20).
Реализуя свои полномочия, Администрация муниципального образования "Город Саратов" предоставила территорию сквера Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" с целью благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
Анализ вышеуказанных нормативных актов в совокупности, регулирующих порядок и условия размещения в т.ч. таких объектов, как сезонные аттракционы, указывают на возможность их расположения с учетом сезонности, что исключает право предпринимателя требовать размещения объектов без соблюдения данных требований сроком на 10 лет.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской
Федерации от 07.09.2017 N 306-ЭС17-5407.
Сквер Победы, на территории которого заявитель просит разместить спорные объекты, указан как место для размещения объектов на территории муниципального образования "Город Саратов".
Если нормативным правовым актом не установлено какого-либо ограничения по срокам, период размещения на публичных землях объектов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, следует определять исходя из цели использования земельного участка. Срок размещения на публичных землях сезонных объектов определяется с учетом окончания соответствующего сезона.
Земельный участок испрашивается предпринимателем сроком на 10 лет, что предполагает всесезонное, круглогодичное его использование в течение всего этого срока. Вместе с тем, предприниматель не обосновала какие виды объектов будут размещены на территории и какие виды услуг будут оказываться на протяжении всего периода и в связи с чем необходим такой длительный период, без учета сезонности и срочности предоставления участков земли.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что предполагаемые к размещению объекты не соответствуют утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования, суд первой инстанции правомерно отказал индивидуальному предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, нарушения прав заявителя постановлением № 548 от 16.03.2018 года Администрации МО «Город Саратов» об отказе ИП ФИО1 в использовании части земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288, Администрацией не допущено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции применены нормативно-правовые акты органов местного самоуправления отмененные решением суда общей юрисдикции, судебная коллегия апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку как следует из обжалуемого решения суда, в нём отсутствуют ссылки на признанные недействующими нормативные акты.
При этом, пункт 1.7 Положения об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденный решением Саратовкой городской Думы № 51-606 от 27.05.2010 признан недействующим только в части возможности использования земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, для размещения некапитальных объектов, используемых для спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, проводимых в порядке, определяемым администрацией муниципального образования «Город Саратов», а не в полном объёме (т. 5 л.д. 112-116).
Также, оспариваемое решение суда от 22.03.2019 не содержит ссылок на п. 4.24 Положения о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы № 50-593 от 27.04.2010 и постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.06.2015 № 1411 «об утверждении положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования «Город Саратов».
Что касается требований заявителя о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 591 от 23 марта 2018, то суд первой инстанции правомерно руководствовался тем, что названное постановление не нарушает прав ИП ФИО1, что является достаточным основанием для отказа предпринимателю в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Судебная коллегия считает, что основанием для признания оспариваемых ненормативных актов незаконными в контексте с ч. 1 ст. 198 и ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит не вероятность (предположительность) нарушения, а наличие реально нарушенного права или законного интереса заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу ст. 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
В материалах дела отсутствуют доказательства фактического нарушения оспариваемыми постановлениями Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 548 от 16 марта 2018 и № 591 от 23 марта 2018 прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя ФИО1 не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 марта 2019 года по делу № А57-13870/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Землянникова
Судьи С.А. Кузьмичев
А.В. Смирников