ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-14069/2020
27 мая 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Савенковой Н.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 февраля 2022 года по делу № А57-14069/2020
по иску автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера», г. Саратов
к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице Администрации МО «Город Саратов», г. Саратов, комитету по финансам администрации МО «Город Саратов», комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова, администрация Ленинского района МО «Город Саратов»,
третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, ПАО «Т Плюс», г.Саратов, ООО «СПГЭС», ООО «КВС», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 ,ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 ФИО25, ФИО26 Хризанович Л.В,, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34 ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53 ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58 ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, г. Саратов,
о взыскании задолженности в размере повышающего коэффициента к оплате за коммунальные услуги за жилые помещения,
при участии в судебном заседании представителей:
от автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» - ФИО65 по доверенности от 28.01.2021,
от комитета по финансам администрации МО «Город Саратов» - ФИО66 по доверенности от 23.12.2021,
в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось с исковым заявлением автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» (далее – АНО «Сфера», истец) к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации МО «Город Саратов» (далее – администрация МО «Город Саратов», ответчик) о взыскании 861321,47 руб.
Истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с надлежащего ответчика задолженность в размере повышающего коэффициента за период с 01.09.2017 по 30.04.2020 в размере 764454,36 руб. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований приняты судом к рассмотрению.
Определением от 11.02.2021 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков: комитет по финансам администрации МО «Город Саратов», комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Город Саратов», комитет по управлению имуществом города Саратова, администрация Ленинского района МО «Город Саратов».
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16 февраля 2022 года по делу № А57-14069/2020 в иске отказано.
АНО «Сфера» не согласилось с решением суда и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Решение просит отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель апелляционной жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, считает ошибочными: ответчиками не представлены доказательства о наличии (отсутствии) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в спорных муниципальных жилых помещениях, а истцом, напротив, представлены акты об отсутствии индивидуальных приборов учета по каждому жилому помещению; факт оказания истцом коммунальных услуг подтвержден.
Доводы жалобы поддержаны в судебном заседании представителем истца.
Ответчики и третьи лица не представили суду письменные отзывы на апелляционную жалобу.
Вместе с тем, представитель комитета по финансам администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся участников судебного процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению по следующим основаниям.
Истец основывал свои исковые требования на том, что Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» является правопреемницей Ассоциации ТСЖ Ленинского района, в связи с чем, многоквартирные жилые дома №№ 8, 19А по улице Антонова, № 4 по улице Бардина, Ж№ 4, 9, 11 по улице Батавина, №№ 14, 15 но улице Загороднева, № 11 по улице Зеркальная, № 9 по улице Измайлова, №№ 8, 16 по улице Куприянова, Ж№ 79, 88 по улице Лебедева-Кумача, № 33 по улице Лунная, № 2 по улице Мамонтовой, №№ ЗА, 4, 5А, 6, 8Б, 15, 23, 31В по улице Перспективная, №№ 48, 70Б по проспекту Строителей, № 44 по улице Производственная, №№ 8, 19, 20А по улице 2-я Прокатная, № 17 по улице 4-я Прокатная, № 2А по улице Рижская, №№ 7, 13, 14А, 15, 19, 29, 31 но улице Тархова, №№ 1, 1Б, 7 но улице Топольчанская, № 6 по улице Уфимцева, № 6 по улице Центральная, № 8 по улице Чемодурова, № 32 по улице Шехурдина, № 27 по улице Школьная, № 10А по улице Электронная в городе Саратове по договорам управления от 24 августа 2015 года – находятся в управлении АНО «Сфера».
Согласно пункту 4.2.4 договора АНО «Сфера» имеет право от имени и в интересах собственников жилых и нежилых помещений без доверенности представлять их законные интересы в судах, связанных с управлением общим имуществом в данном доме.
Данный договор заключен, в том числе в силу положений главы 52 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которыми АНО «Сфера» вправе и обязана, в том числе, осуществлять обслуживание общего имущества многоквартирного дома, представлять и защищать общие имущественные (неимущественные) интересы собственников жилья и их объединений, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в судах, в отношениях с третьими лицами.
В вышеназванных многоквартирных жилых домах имеются жилые помещения (квартиры), находящиеся в собственности Муниципального образования «Город Саратов», которые не оборудованы индивидуальными приборами учёта холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме (часть 2 статьи 61); вводит обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 3 статьи 67); предусматривает одинаковую структуру платы за коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, и собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 3 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 154).
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Так как ответчиком (как собственником) не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета находящихся в собственности МО «Город Саратов» жилых помещений в многоквартирных домах, по лицевым счетам указанных жилых помещений истцом произведено начисление платы за коммунальные услуги в размере повышающего коэффициента. Размер стоимости повышающего коэффициента к плате за коммунальные услуги за период с 01.09.2017 по 30.04.2020 составляет 764454,36 руб.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно пункту 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 81 Правил № 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603, от 26.12.2016 № 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Пунктом 5 статьи 13 Закона Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу вышеприведенных положений ЖК РФ, Закона № 261-ФЗ, Правил № 354 и Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а в случае отсутствия таких приборов учета с 01.07.2016 при расчете платы за коммунальные услуги (как для собственников, так и для нанимателей жилых помещений по договорам найма) применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» и от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Таким образом, из буквального толкования положений статьи 157 ЖК РФ, статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, системного толкования положений Правил № 309, Правил № 354 следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке.
Таким образом, истец считает, что с муниципального образования в лице надлежащего ответчика в пользу Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» подлежит взысканию вышеуказанная задолженность в виде разницы между платой за коммунальные услуги по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за данные услуги по нормативу потребления за период с 01.09.2017 по 30.04.2020 в общем размере 764454,36 руб. (с учетом уточнения исковых требований).
02.06.2020 истец направил в адрес ответчика претензию с просьбой оплатить задолженность.
До настоящего времени оплата произведенных начислений не произведена, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и правовые позиции сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, так как истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии технической возможности установки в спорных муниципальных квартирах многоквартирных домов приборов учета, и не представлено доказательств о наличии правовых оснований для взыскания задолженности.
Предметом заявленного иска является взыскание задолженности в виде разницы, между платой за коммунальные услуги по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за данные услуги по нормативу потребления задолженность в размере повышающего коэффициента за период с 01.09.2017 по 30.04.2020 в общем размере 764454,36 руб.
Поскольку правоотношения сторон связаны с оказанием коммунальных услуг собственнику жилого помещения многоквартирного дома в настоящем случае, применению подлежат нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2012 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон «О водоснабжении и водоотведении»), водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
На основании пункта 2 статьи 13 Закона «О водоснабжении и водоотведении», к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту - Правила № 354) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
На основании пункта 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Таким образом, поскольку законодательством обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальными приборами учета в многоквартирном доме возлагается на его собственника, следовательно, именно на собственнике лежит обязанность представить доказательства оснащения жилого помещения приборами учета или отсутствия технической возможности установки приборов учета.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого с 1 января 2017 года составляет 1,5.
Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки.
В соответствии с подпунктом «к (3)» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, обязанность по доказыванию наличия (отсутствия) технической возможности установки данного оборудования, возложена законом на ответчика, поскольку обязанность по оснащению жилого помещения в многоквартирном жилом доме индивидуальным прибором является обязанностью его собственника.
Между тем неверные выводы суда первой инстанции в указанной части не привели к принятию неверного решения по делу, в силу следующего.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено пунктом 4 частью 4 статьи 1 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статьей 192 ЖК РФ.
В соответствии с частью 4 статьей 192 ЖК РФ лицензия действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
Как следует из содержания частью 4 статьи 198 ЖК РФ, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
На основании части 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего кодекса.
С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Как следует из материалов дела, 30.04.2015, Ассоциации ТСЖ Ленинского района была выдана лицензия № 064-000149 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
08.06.2020 Ассоциация ТСЖ Ленинского района была реорганизована в форме преобразования в АНО ЖКС «Сфера».
Приказом ГЖИ Саратовской области № 114 от 10.07.2020 на основании заявления лицензиата лицензия переоформлена на вновь образованное юридическое лицо АНО ЖКС «Сфера».
Прокуратурой области по обращению ПАО «Т Плюс» проведена проверка законности предоставления лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами АНО ЖКС «Сфера».
В результате проверки, прокуратурой установлено, что АНО ЖКС «Сфера» нарушены часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 14, ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункт 4 статьи 50, пункт 5 статьи 123.24 ГК РФ, а также пункт 2.4 Устава организации, так как осуществляемая непосредственно организацией предпринимательская деятельность, в том числе по управлению многоквартирными домами, противоречит правовому статусу АНО ЖКС «Сфера», в связи с чем, в порядке статьи 28 Закона «О прокуратуре» Прокуратурой Саратовской области в адрес ГЖИ Саратовской области 15.10.2020 внесен протест № 7/1-02-2020 на пункт 3 приказа от 10.07.2020 от № 114.
Решением ГЖИ Саратовской области № 1780 от 28.10.2020 внесены изменения в реестр лицензий Саратовской области, а именно: исключить с 1 ноября 2020 года сведения обо всех вышеперечисленных многоквартирных домах из реестра лицензий Саратовской области, находящихся в управлении Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера».
Ассоциация ТСЖ Ленинского района действовала на основании устава от 05.12.2005, изменения в учредительные документы Ассоциации не вносились.
В соответствии со статьей 142 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья. Осуществление Ассоциацией деятельности по совместному управлению общим имуществом в многоквартирных домах с момента вступления в силу указанного закона не предусмотрено.
Согласно Протоколу № 1 Общего собрания учредителей АНО ЖКС «Сфера» от 13.04.2020 учредителями организации являются 13 юридических лиц - товариществ собственников жилья, действующих на территории Ленинского района г. Саратова.
Согласно части 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Как следует, в том числе из учредительных документов, при реорганизации из корпоративной некоммерческой организации в унитарную права и обязанности Ассоциации в отношении ее учредителей существенно изменены, в связи с чем, универсальное правопреемство всех прав и обязанностей юридического лица, переставшего существовать после завершения процедуры реорганизации в форме преобразования, вновь созданное юридическое лицо получило не в полном объеме, в частности не произошло правопреемство в отношении членства в нем товариществ собственников жилья, целей и видов деятельности Организации, вновь созданная автономная некоммерческая организация не является объединением товариществ собственников жилья как ее правопредшественник - Ассоциация.
В соответствии с уставом АНО ЖКС «Сфера», утвержденным общим собранием учредителей 13.04.2020, деятельность Организации направлена на указание услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса, в частности юридических услуг, правовой, информационной, консультационной поддержки граждан и организаций в жилищно-коммунальной сфере, содействие повышению качества оказания населению жилищно-коммунальных услуг, содействие развитию эффективного управления жилищно-коммунальной сферой.
Осуществление Организацией предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами уставом Организации также не предусмотрено.
Виды экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, заявленные АНО «Сфера», соответствуют ее уставным целям и также не предусматривают осуществление видов деятельности, связанных с управлением многоквартирными домами.
20.02.2021 решением Арбитражного суда Саратовской области по делу А57-21161/2020 признан законным и обоснованным приказ Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28.10.2020 г. № 162 «О лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Саратовской области» и решение Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28.10.2020 № 1780 об исключении с 01.11.2020 сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий Саратовской области, находящихся в управлении АНО ЖКС «Сфера».
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом, АНО ЖКС «Сфера» уже не являлась управляющей организацией домов, указанных в иске, в связи с чем не имело правовых оснований по взысканию задолженности в размере 764454,36 руб.
Доводы апеллянта о том, что АНО ЖКС «Сфера» после исключения сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий Саратовской области продолжало осуществлять управление МКД, имеющими правового значения не являются, поскольку взыскиваемая сумма в силу ее правого смысла не является задолженностью за оказанные жилищно-коммунальные услуги, а заявленные требования при отсутствии статуса управляющей организации, ведут к неосновательному обогащению и утрате их целевого использования в интересах собственников (нанимателей) многоквартирных жилых домов.
На основании изложенного апелляционная коллегия судей считает правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционную жалобу АНО «Сфера» следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 февраля 2022 года по делу №А57-14069/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий О.В. Лыткина
Судьи Н.В. Савенкова
В.Б. Шалкин