ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-16349/2017
26 июля 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Грязнова Алексея Владимировича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2018 года по делу № А57-16349/2017 (Судья Д.Р. Мамяшева)
по заявлению индивидуального предпринимателя Грязнова Алексея Владимировича (Саратовская обл., г. Энгельс),
к Администрации Муниципального образования «Город Саратов»,
заинтересованные лица:
Шадрухин Александр Владимирович (г. Саратов), Шадрухина Светлана Георгиевна (г. Саратов), акционерное общество «БАНК АГРОРОС» (ИНН 6453033870, ОГРН 1026400001770), акционерное общество «Акционерно-коммерческий банк реконструкции и развития «ЭКОНОМБАНК» (ИНН 6450013459, ОГРН 1026400002067), публичное акционерное общество «Сбербанк России», Нижнее – Волжское бассейновое водное управление (410004, г. Саратов, ул. Астраханская, 43 к 2,; 400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, 30, ИНН 3445910987, ОГРН 1023403851184).
третьи лица: Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству Администрации МО «Город Саратов» (410012, г. Саратов, пр. им. Кирова, д. 29), Комитет по управлению имуществом города Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), закрытое акционерное общество «Ясень» (ИНН 6454048580, ОГРН 1026403344692), закрытое акционерное общество «Радиан» (ИНН 6450014036, ОГРН 1026402207699), Белоусова Ирина Геннадиевна (г. Саратов), Пацевич Андрей Рюрикович (г. Саратов), Нисибова Светлана Николаевна (г. Саратов),
о признании недействительным Постановления,
при участии в судебном заседании представителей:индивидуального предпринимателя Грязнова Алексея Владимировича – Удалов К.С. по доверенности от 23.10.2017 №64АА2258928
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Грязнов Алексей Владимирович (далее - ИП Грязнов А.В., заявитель) с заявлением о признании недействительным Постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация) от 06.08.2013 № 1634 в части установления красных линий в границах земельного участка № 64:48:050380:1137, о признании недействительным Постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.12.2016 № 4017 в части размещения линейного объекта в границах земельного участка № 64:48:050380:1137.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Шадрухин Александр Владимирович, Шадрухина Светлана Георгиевна, акционерное общество "БАНК "АГРОРОС", акционерное общество "Акционерно-коммерческий банк реконструкции и развития "ЭКОНОМБАНК", публичное акционерное общество "Сбербанк России", Нижнее -Волжское бассейновое водное управление.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2018 года по делу № А57-16349/2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением,ИП Грязнов А.В. обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с целью приобретения права собственности на арендуемый земельный участок ИП Грязнов А.В. совместно с другим арендаторами земельного участка обратился в администрацию с соответствующим заявлением. В результате рассмотрения заявлений издано постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17.05.2017 № 1007 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. Причиной отказа послужило, в том числе, частичное расположение испрашиваемого земельного участка в красных линиях, в пределах территории общего пользования. Земельные участки общего пользования приватизации не подлежат.
Постановлением Администрации от 06.08.2013 № 1634 в соответствии со статьями 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), решением Саратовской городской Думы с 16.11.2005 № 65-633 «О Положении о публичных слушаниях в городе Саратове», постановлением администрации муниципального образование «Город Саратов» от 28.07.2010 № 1803 «О проекте планировка территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район)», с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний утвержден Проект планировки территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район) без проекта межевания в его составе.
Кроме того, Постановлением Администрации от 27.12.2016 № 4017 в соответствии со статьями 42, 43, 45, 46 ГрК РФ, решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 № 65-633 «О Положении о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Саратов», постановлением от 21.06.2016 № 1585 «О подготовке проекта планировки территории для размещения линейного объекта - автодороги на участке ул. Новоузенской от ул. им. Чернышевского Н.Г. до берега Волгоградского водохранилища в Октябрьском районе города Саратова с проектом межевания в его составе», с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний, состоявшихся 02.12.2016 утвержден проект планировки территории для размещения линейного объекта - автодороги на участке ул. Новоузенской от ул. им. Чернышевского Н.Г. до берега Волгоградского водохранилища в Октябрьском районе города Саратова с проектом межевания в его составе.
Полагая, что указанные акты администрации нарушают права заявителя, поскольку как следует из сведений предоставленных администрацией земельный участок принадлежащий заявителю расположен в двух зонах — П-1 и территорий общего пользования, ИП Грязнов А.В. обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу,что утвержденные спорными постановлениями проекты планировки территории разработаны и утверждены в соответствии с положениями, предусмотренными ГрК РФ, соответствует Генеральному плану муниципального образования «Город Саратов», утвержденному Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-240, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280.
Утвержденные Проекты не создают заявителю препятствий для использования земельных участков и объектов недвижимости. То обстоятельство, что Проекты препятствуют предпринимателю в приобретении прав собственности на земельные участки, не может служить основанием для признания актов недействительными.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Суд первой инстанции, учитывая, что заявитель является собственником конкретных объектов недвижимости и арендатором земельного участка и фактически оспаривает акт органа исполнительной власти в части прохождения по принадлежащему ему земельному участку красных линий, который не содержит в данной части норм права и не устанавливает правил поведения, со ссылкой на абзац 2 пункта 1.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58, правомерно рассмотрел настоящий спор по правилам главы 24 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2003 года N 387-О и от 15 июля 2010 года N 931-О-О).
С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ, со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 ГрК РФ).
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.
Следовательно, существующее правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий (определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 242-О).
Как следует из материалов дела, заявителю на основании договора купли-продажи нежилых помещений от 25.09.2006 на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 94, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.10.2006.
Кроме того, заявителю на основании договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора от 26.02.2016 № Ар-16-158/ф-/ю-5 на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:48:050380:1137, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 94.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ на земельный участок с кадастровым номером 64:48:050380:1137, его разрешенным использованием является: отдельно стоящие офисные здания делового и коммерческого назначения. Указанный участок является сформированным и поставлен на кадастровый учет 13.01.2016.
По результатам публичных слушаний, прошедших 02.12.2016, и с учетом рекомендаций Комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", а также с учетом заключения о результатах публичных слушаний Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.12.2016 N 4017 был утвержден проект планировки территории, на участке ул. Новоузенской, ул. им. Чернышевского Н.Г., до берега Волгоградского водохранилища в Октябрьском районе города Саратова, с проектом межевания в его составе.
Согласно фрагменту Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 земельный участок с кадастровым номером 64:48:050380:1137 частично расположен в красных линиях, в зоне П-1- зоне предприятий IVи V классов опасности по СанПин.
Суд, проверяя правомерность установления красных линий уполномоченным органом, исследовал утвержденный по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации, документ территориального планирования - Генеральный план муниципального образования "Город Саратов", утвержденный Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240.
Подпунктом 5 пункта 2.2.1 Генерального плана предусмотрено развитие территории прибрежной части центрального планировочного района города от Славянской площади до ул. Заводской (территории бывшего кожзавода).
Основными задачами проекта являются:
анализ фактического землепользования;
сокращение территорий производственного назначения (в том числе с полной ликвидацией) и использование освободившейся территории в качестве внутригородских резервов для жилищного строительства, для общегородских центров, на развитие и реабилитацию территорий природного комплекса;
поэтапное освобождение береговой полосы реки Волги от коммунально-складских объектов;
вынос железнодорожных путей Приволжской железной дороги с берега р.Волга;
организация полноценных планировочных выходов с территории жилой застройки и городского центра к реке Волге;
размещение объектов центрообразующего значения с целью привлечения пешеходных потоков на Набережную для создания рекреационной территории общегородского назначения, формирующую панораму города Саратова со стороны реки Волги.
решение транспортного каркаса территории с логическим включением создаваемых пешеходных и транспортных потоков в существующую транспортно-пешеходную структуру
города;
создания пляжной зоны
определение координат точек поворотов красных линий улиц;
формирование земельных участков для размещения жилой и общественной застройки и территорий общего пользования;
изменение размеров существующих земельных участков в соответствии с материалами проекта планировки для выделения территорий общего пользования и зон отдыха.
Как указано в Проекте основной целью является создание полноценного фасада со стороны Волги. Строительство должно вестись только комплексно на укрупненных участках с учетом создания новых красных линий. Предусматривается выделение Набережной как линейного объекта, по мере освобождения территории - расширение озелененной части Набережной, пробивка улиц, вынос железнодорожной ветки. Что касается судьбы предприятий, пока они существуют и выполняют свои функции, их статус не может быть изменен. Изменение красных линий предусмотрено на тот случай, если предприятие прекратит свое существование.
Как верно указал суд, утвержденный постановлением от 27.12.2016 года N 4013 проект планировки территории разработан и утвержден в соответствии с положениями, предусмотренными ГрК РФ, соответствует Генеральному плану муниципального образования "Город Саратов", утвержденному Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280.
Судами проверена процедура принятия оспариваемого постановления. Нарушений не установлено.
Судебной коллегией отклоняется довод подателя жалобы о том, что Проект в оспариваемой части нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности препятствует приобретению земельного участка в собственность.
Положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Данная правовая позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 9-АПГ17-3.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).
Как указано выше, утвержденный постановлением от 27.12.2016 года N 4013 проект планировки территории соответствует Генеральному плану муниципального образования "Город Саратов", утвержденному Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240. При этом разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.
Доказательств отображения красных линий по спорным земельным участкам в нарушение Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30, которые применяются в части, не противоречащей ГрК РФ, и Постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 564 "Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов" материалы дела не содержат.
Как верно указал суд, Проект не создает заявителю препятствий для использования земельных участков и объектов недвижимости.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Следовательно, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений ст. 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2018 года по делу № А57-16349/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи В.В. Землянникова
А.В. Смирников