ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-17859/2021 от 19.01.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-17859/2021

21 января 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Акимовой М.А.,

судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.

при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 27.10.2021 № 04-01-08/013508, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 08.11.2021 №05-12/82,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВПЛ Поволжье» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2021 года по делу № А57-17859/2021 (судья Огнищева Ю.П.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВПЛ Поволжье» (412800, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области (410038, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области (410038, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

об оспаривании решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общества с ограниченной ответственностью «ВПЛ Поволжье» (далее – ООО «ВПЛ Поволжье», общество, заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 12 по Саратовской области, инспекция) от 03.06.2021 № 507.

Решением суда первой инстанции от 29 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ВПЛ Поволжье» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Межрайонная ИФНС России № 12 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее – УФНС по Саратовской области, Управление) и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 20 по Саратовской области) возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, предоставленных в порядке статьи 262 АПК РФ.

ООО «ВПЛ Поволжье» и Межрайонная ИФНС России № 20 по Саратовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 18 декабря 2021 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзывов на неё, выслушав представителя налоговых органов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что с 29.05.2008 ООО «ВПЛ Поволжье» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***> и состоит на налоговом учёте Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области.

При регистрации юридического лица для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) обществом был избран код основного вида деятельности 52.21.2 «Деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом», в качестве дополнительных видов деятельности указаны: торговля оптовая пиломатериалами (ОКВЭД 46.73.2), деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (ОКВЭД 49.3), регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении (ОКВЭД 49.31.21), регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении (ОКВЭД 49.39.11), аренда и лизинг легковых автомобилей и легковых автотранспортных средств (ОКВЭД 77.11), аренда и лизинг прочих сухопутных транспортных средств и оборудования (ОКВЭД 77.39.1), деятельность в области медицины прочая (ОКВЭД 86.90) (т.6 л.д.43-46).

28 мая 2020 года обществом в ЕГРЮЛ внесены сведения об изменении основного вида деятельности на «Регулярные перевозки пассажиров сухопутным транспортом, кроме железнодорожного транспорта, в междугородном и международном сообщении, а также специальные перевозки (для собственных нужд) (ОКВЭД 49.39.1) (т.6 л.д.62-63).

С 01 августа 2016 года ООО «ВПЛ Поволжье» состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве малого предприятия (т.6 л.д.79-81), применяет систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности с 17.03.2020.

30 декабря 2020 года общество представило в Межрайонную ИФНС России № 12 по Саратовской области уточнённый расчёт по страховым взносам за 6 месяцев 2020 года, согласно которому сумма к уплате в бюджет составила 0 руб. в связи с применением пониженного тарифа страховых взносов с кодом тарифа «21» (т.6 л.д.33-42).

На основе представленного обществом уточнённого расчёта Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области, в соответствии со статьёй 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой инспекцией составлен акт от 09.04.2021 № 1233 (т.6 л.д.17-25).

В ходе камеральной налоговой проверки представленного расчёта по страховым взносам, инспекция пришла к выводу о том, что ООО «ВПЛ Поволжье» неправомерно применило пониженный код тарифа «21» при исчислении страховых взносов.

03 июня 2021 года Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области принято решение № 507 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме - 301 907,56 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 80 307,27 руб., страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 34 724,54 руб., соответствующие пени (т.5 л.д.9-18).

О месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки общество извещено надлежащим образом (т.5 л.д.32-35). При этом налогоплательщиком было заявлено ходатайство о рассмотрении материалов вышеуказанной налоговой проверки в отсутствие его представителя (т.5 л.д.36)

Не согласившись с решением инспекции, ООО «ВПЛ Поволжье» обжаловало его в УФНС России по Саратовской области (т.6 л.д.85-88). Решением Управления от 15.07.2021 жалоба общества оставлена без удовлетворения (т.6 л.д.89-94).

Считая, что решение Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области от 03.06.2021 № 507 является незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспоренного решения инспекции, поскольку деятельность общества, осуществляемая по коду ОКВЭД 49.39.1, не была указана в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности организации по состоянию на 01.03.2020.

Согласно доводам апелляционной жалобы заявитель указывает, что осуществляет вид деятельности в соответствии с ОКВЭД 49.39.1, который входит в Перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. В связи с чем общество вправе применить пониженные тарифы страховых взносов для налогоплательщиков, фактически осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики.

Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.

При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.

В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлено указанной совокупности условий.

Согласно части 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Статьёй 425 НК РФ установлены тарифы страховых взносов, которые представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

При этом в статье 427 НК РФ предусмотрена возможность применения пониженных тарифов страховых взносов.

В подпункте 17 пункта 1 статьи 427 НК РФ указано, что пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчётного периода.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 17 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2021 года, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0 процента;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0,0 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,0 процента.

Данные пункты введены в действие Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ).

Вместе с тем, статьёй 6 Федерального закона № 102-ФЗ установлено, что в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчётного периода, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:

а) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - в размере 10,0 процента;

б) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - в размере 10,0 процента;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - в размере 5,0 процента.

Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым индивидуальные предприниматели и включённые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в связи с созданием в период с 01.12.2018 по 29.02.2020 или на основании отчётности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, освобождаются от исполнения обязанности по уплате в том числе единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности - в части налога на второй квартал 2020 года (пункт 7 части 1 статьи 2), а также применяются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование и на обязательное медицинское страхование в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года - в размере 0 % (статья 3).

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждён Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (далее – Перечень).

Часть 3 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 НК РФ, и установленному Правительством РФ.

Указанный Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования и распространил действие положений статьи 2 данного Федерального закона на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года (статья 4 Федерального закона № 172-ФЗ).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – постановление Правительства РФ № 409) осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.

Таким образом, принадлежность к пострадавшим отраслям в целях применения пониженных тарифов страховых взносов в размере 0% определяется по виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ в качестве основного по состоянию на 1 марта 2020 года, вне зависимости от фактического осуществления деятельности по данному ОКВЭД в апреле - июне 2020 года.

Право на применение пониженного тарифа заявляется организацией при представлении расчёта по страховым взносам за полугодие 2020 года с нулевыми начислениями страховых взносов за апрель, май, июнь, с указанием кода тарифа плательщика «21».

Из материалов дела следует, что в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 в качестве основного вида экономической деятельности общества была указана - деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом (код ОКВЭД – 52.21.2).

Данный вид деятельности не включён в Перечень, следовательно, общество не имело право применять код тарифа «21» при расчёте страховых взносов. В связи с этим у инспекции отсутствовали основания для предоставления заявителю права на применение пониженного тарифа страховых взносов ввиду прямого несоответствия заявителя установленным условиям.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, фактическое осуществление ООО «ВПЛ Поволжье» в указанный период вида деятельности в соответствии с ОКВЭД 49.39.1, который входит в Перечень, при отсутствии сведений о нём в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности по состоянию на 01.03.2020 не свидетельствует о наличии у заявителя права на применение пониженного тарифа страховых взносов.

В силу прямого указания пункта 2 постановления Правительства РФ № 409 определение для целей предоставления мер государственной поддержки вида осуществляемой деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляется в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в государственных реестрах по состоянию на 1 марта 2020 года. Указанная норма не предусматривает иного порядка определения основного вида деятельности.

Не включив в ЕГРЮЛ достоверные сведения о своём основном виде деятельности, общество самостоятельно несёт риски, связанные с раскрытием такой информации неопределённому кругу лиц.

Равным образом, участники оборота имеют разумные ожидания относительно того, что публично размещённая информация, внесённая их контрагентами в государственный реестр юридических лиц, соответствует действительности.

Аналогичный подход к определению основного вида деятельности хозяйствующего субъекта с целью государственной поддержки в условиях ухудшения ситуации в экономике в результате распространения новой коронавирусной инфекции сформирован в определении Верховного суда Российской Федерации от 15.04.2021 № 305-ЭС20-22243.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.

Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о соответствии оспоренного решения Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области законодательству и отсутствия нарушения прав общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 АПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2021 года по делу № А57-17859/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий М.А. Акимова

Судьи Ю.А. Комнатная

С.М. Степура