ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
=============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А57-18473/2009
15 февраля 2010г.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области – ФИО1 по доверенности № 02/2-44 от 13.01.2010г.,
от Государственного автономного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» - ФИО2 по доверенности № 01-06/1159 от 06.10.2009г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от «09» декабря 2009 года по делу № А57-18473/2009, принятое судьей Викленко Т.И.,
по заявлению Государственного автономного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (г. Саратов)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов)
заинтересованные лица: открытое акционерное общество «Балаковский пассажирский автокомбинат» (Саратовская область, г. Балаково), муниципальное учреждение «Транспортное управление» (Саратовская область, г. Балаково), Министерство по развитию транспортного комплекса Саратовской области (г. Саратов)
об оспаривании решения от 01.07.2009г. и предписания от 01.07.2009г.,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 09.12.2009г. отказано в удовлетворении требований Государственного автономного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (далее – ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок», Учреждение) о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – УФАС России по Саратовской области, Управление, антимонопольный орган) от 01.07.2009г. и предписания от 01.07.2009г. по делу № 2/ов. Обеспечительные меры, принятые определениями суда от 26.08.2009г. и от 26.08.2009г. в виде приостановления действия решения от 01.07.2009г. по делу № 2/ов и предписания № 2/ов от 01.07.2009 г., вынесенных УФАС России по Саратовской области отменены.
ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок», не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС России по Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает принятое по делу решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы и возражения представителей Учреждения, Управления проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Саратовской области № 15-Пр от 23.01.2008г. создано ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок».
Согласно указанному Распоряжению ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» определено задание в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью.
В соответствии с п. 2 Устава ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» учреждение создано в целях реализации государственной политики в области транспорта, направленной на организацию услуг по перевозке пассажиров с применением регулируемого тарифа и реализацию мер социальной поддержки льготных категорий граждан.
Для указанных целей учреждение организует выполнение заданий Правительства Саратовской области по перевозке льготных категорий граждан, в том числе с применением социальных и разовых проездных билетов; распределяет между перевозчиками субсидии из средств областного бюджета, за фактически предоставленные социальные и разовые проездные билеты; организует проверку правильности применения методик распределения между перевозчиками субсидий и выручки за фактически предоставленные социальные и разовые проездные билеты.
В соответствии с Распоряжением Правительства Саратовской области № 15-Пр от 23.01.2008г. «О создании ГАУ Саратовской Области «Управление пассажирских перевозок», постановлением Правительства Саратовской области от 19.02.2008г. № 44-П «О проезде по социальным и разовым проездным билетам транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения», Постановлением Правительства Саратовской области от 17.02.2005г. № 55-П «О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области», Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2008г. № 541-П «О порядке формирования государственных заданий и финансового обеспечения» Министерство по развитию транспортного комплекса Саратовской области установило ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» Государственное задание № 6, утв. Приказом Министерства по развитию транспортного комплекса области от 19.01.2009г. № 9 и Государственное задание № 7, утв. Приказом Министерства по развитию транспортного комплекса области от 19.01.2009г. № 10.
В соответствии с названными государственными заданиями ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» наделено полномочиями по распределению полученных субсидий в соответствии с методикой распределения выпадающих доходов от осуществления перевозок граждан по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения между перевозчиками.
На основании названных правовых норм ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» являлось государственным учреждением по распределению между перевозчиками выпадающих доходов от осуществления перевозок по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан.
В 2008г. - 2009г. ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» заключило договоры с ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат»: договор № 02-03/129 от 01.03.2008г., № 02-03/130, договор № 02-03/24 от 22.01.2009 г. на организацию перевозки граждан льготных категорий и учащихся автомобильным транспортом на территории Балаковского муниципального образования и Балаковского муниципального района, по условиям которых ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» является Организацией, осуществляющей реализацию социальных проездных билетов, организует учет транспортной работы, производит расчет суммы возмещения Перевозчику выпадающих доходов, перечисляет Перевозчику средства, полученные от реализации социальных проездных билетов, отчитывается перед ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» о выполненной Перевозчиком работе и суммах выплат выпадающих доходов перевозчикам.
Сторонами по названным договорам являются: ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» - Учреждение и ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» - Организация и Перевозчик в одном лице.
01.07.2009г. УФАС по Саратовской области вынесено решение № 2/0в о признании ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» нарушившим ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции).
Во исполнение названного решения вынесено предписание от 01.07.2009г. по делу № 2/0в о прекращении ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: расторгнуть договор № 02-03/24 от 22.01.2009г., заключенный ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» с ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» на организацию перевозки льготной категории граждан на территории Саратовской области; заключить договоры с перевозчиками, осуществляющими перевозки льготных категорий граждан на территории Балаковского муниципального района и муниципального образования город Балаково Саратовской области, в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009г. № 122-П.
ГАУ «Управление пассажирских перевозок», не согласившись с решением и предписанием УФАС по Саратовской области от 01.07.2009г., обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных ГАУ «Управление пассажирских перевозок» требований, исходил из того, что антимонопольным органом доказан факт нарушения заявителем ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившийся в наделении Учреждением ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» функциями органа власти по возмещению компенсационных средств перевозчикам в соответствии с выполненной транспортной работой по перевозке льготной категории граждан, что ограничивает конкуренцию на рынке показанию услуг по перевозке пассажиров автотранспортом.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными.
Частью 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
силу п. 20 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 9 постановления Правительства Саратовской области от 17.02.2005 г. № 55-П «О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области» главам муниципальных образований области совместно с министерством транспорта области было предложено определить организации, уполномоченные в соответствующих муниципальных образованиях области: взаимодействовать с перевозчиками по обеспечению проезда пассажиров по социальным месячным проездным билетам, обеспечивать реализацию проездных билетов для проезда в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения, на территории соответствующего муниципального образования распределять между перевозчиками средства от их реализации, а также компенсационные выплаты из областного бюджета, участвовать в контроле за их расходованием.
Во исполнение указанного постановления 06.04.2007г. главой Балаковского муниципального образования Саратовской области уполномоченной организацией по распределению между перевозчиками средств от реализации социальных месячных проездных билетов и по организации учета предоставленных социальных месячных проездных билетов по видам льготных категорий граждан и своевременному предоставлению отчетности было определено муниципальное учреждение «Транспортное управление» (п. 2 постановления Главы Балаковского муниципального образования от 25.02.2005г № 505, в ред. постановления от 06.04.2007г. № 1135).
В соответствие с Распоряжением Правительства Саратовской области № 15-Пр от 23.01.2008г. Государственному автономному учреждению Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» определено задание в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью.
огласно пункту 1.3 Устава учредителем автономного учреждения является Министерство по развитию транспортного комплекса Саратовской области.
В силу названного положения Устава автономное учреждение является некоммерческой организаций, созданной для осуществления полномочий Учредителя по организации услуг по перевозке пассажиров с применением регулируемого тарифа и реализации мер социальной поддержки льготных категорий граждан в виде предоставления им льготного проезда на пассажирском транспорте общего пользования.
В соответствии с п. 2 Устава ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» учреждение создано в целях реализации государственной политики в области транспорта, направленной на организацию услуг по перевозке пассажиров с применением регулируемого тарифа и реализацию мер социальной поддержки льготных категорий граждан.
Для указанных целей учреждение:
организует выполнение заданий Правительства Саратовской области по перевозке льготных категорий граждан, в том числе с применением социальных и разовых проездных билетов;
распределяет между перевозчиками субсидии из средств областного бюджета, за фактически предоставленные социальные и разовые проездные билеты;
организует проверку правильности применения методик распределения между перевозчиками субсидий и выручки за фактически предоставленные социальные и разовые проездные билеты.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 г. № 122-П «О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан» определено, что государственное учреждение возмещает перевозчикам выпадающие доходы от осуществления перевозок по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан, на основании договоров с перевозчиками.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Государственным заданием № 6, утвержденным Приказом Министерства по развитию транспортного комплекса Саратовской области от 19.01.2009г. № 9, и Государственным заданием № 7, утвержденным Приказом Министерства по развитию транспортного комплекса Саратовской области от 19.01.2009г. № 10, ГАУ «Управление пассажирских перевозок» наделено полномочиями по распределению полученных субсидий в соответствии с методикой распределения выпадающих доходов от осуществления перевозок граждан по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения между перевозчиками.
Следовательно, обязанность по распределению между перевозчиками выпадающих доходов от осуществления перевозок по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан возложена на ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок».
Из материалов дела следует, что по условиям заключенных Учреждением с ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» договоров № 02-03/129 от 01.03.2008г., № 02-03/130, № 02-03/24 от 22.01.2009г., «Балаковский пассажирский автокомбинат» является организацией, осуществляющей реализацию социальных проездных билетов, организует учет транспортной работы, производит расчет суммы возмещения Перевозчику выпадающих доходов, перечисляет Перевозчику средства, полученные от реализации социальных проездных билетов, отчитывается перед ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» о выполненной Перевозчиком работе и суммах выплат выпадающих доходов перевозчикам.
Факт возложения на ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» функций по реализации единых социальных билетов на автобусные перевозки, а также распределение полученных компенсационных средств между перевозчиками в соответствии с выполненной транспортной работой, ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» не оспаривается, что подтверждается письмом от 27.10.2008г. № 960.
В указанном письме ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» сообщает о том, что осуществляет распределение и перечисление перевозчикам по договорам перевозки граждан общественным транспортом денежные средства от реализации льготных социальных проездных билетов и компенсационные выплаты в течение 7 дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет ОАО «Балаковский ПАК».
Между тем, судом первой инстанции установлено, что перевозчиками на территории Балаковского муниципального образования являлись индивидуальный предприниматель ФИО3 (договор от 01.09.2008г. № 4), общество с ограниченной ответственностью «АРПО-ТРАНС» (договор № 2 от 01.09.2008г.), общество с ограниченной ответственностью «Транзит» (договор № 1 от 01.09.2008 г.), открытое акционерное общество «Балаковский пассажирский автокомбинат» (договор № 3 от 01.09.2008г.).
Однако ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» заключало договоры на организацию перевозок льготных категорий граждан только с ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» и перечисляло в 2008 - 2009 гг. выпадающие доходы от осуществления перевозок по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан, что подтверждается платежными поручениями № 401 от 06.10.2008г., № 262 от 22.09.2009г., № 219 от 22.09.2009г.
Факт распределения ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» выпадающих доходов от перевозок льготных категорий граждан иным перевозчикам подтверждается Реестром платежей, а также платежными поручениями № 925 от 08.10.2008 г. (ИП ФИО4), № 921 от 08.10.2008 г. (ИП ФИО5), № 887 от 08.10.2008 г. (ИП ФИО6), № 944 от 08.10.2008 г. (ИП ФИО7).
Доказательств иного Учреждением ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» заключило договоры на организацию перевозки льготных категорий граждан на территории Саратовской области и возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан, которыми передало вышеуказанные полномочия по распределению между перевозчиками субсидии из средств областного бюджета, за фактически предоставленные социальные и разовые проездные билеты, хозяйствующему субъекту, осуществляющему пассажирские перевозки.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что возложение на одного из перевозчиков (ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат») функций органа власти по возмещению компенсационных средств перевозчикам в соответствии с выполненной транспортной работой по перевозке льготной категории граждан, ограничивает конкуренцию на рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров автотранспортом и является нарушением ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Доводы ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от «09» декабря 2009 года по делу № А57-18473/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий Н.В. Луговской
Судьи О.А. Дубровина
Ю.А. Комнатная