ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-18474/2020
28 июня 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, А.В. Смирникова,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городские Жилищные Инновации» (410003, <...>, лит А1, пом. 3 ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 марта 2021 года по делу № А57-18474/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Городские Жилищные Инновации» (410003, <...>, лит А1, пом. 3 ИНН <***>, ОГРН <***>)
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), Лицензионная комиссия органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Саратовской области (410012, <...>)
о признании незаконным приказа Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 16.09.2020 № 139 и решения Лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Саратовской области от 16.09.2020 № 5 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Городские Жилищные Инновации» в предоставлении лицензии
на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью «Городские Жилищные Инновации» - ФИО1 по доверенности от 29.03.2021, сроком на 1 год, Государственной жилищной инспекции Саратовской области - ФИО2 по доверенности от 22.05.2020, сроком на 3 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Городские Жилищные Инновации» (далее ООО «Городские Жилищные Инновации», Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным приказа Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее Инспекция) N 139 от 16.09.2020 и решения Лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Саратовской области N 5 от 16.09.2020 об отказе ООО «Городские Жилищные Инновации» в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; об обязании Государственной жилищной инспекции Саратовской области и Лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности многоквартирными домами в Саратовской области рассмотреть заявление ООО «Городские Жилищные Инновации» о выдачи лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Городские Жилищные Инновации» не согласилось с принятым решением суда и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Определением председателя четвёртого судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2021 года, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением в отпуске судьи С.М. Степуры произведена замена судьи С.М. Степуры на судью А.В. Смирникова.
В связи с заменой судьи рассмотрение дела начинается сначала.
В судебное заседание явились представители общества с ограниченной ответственностью «Городские Жилищные Инновации», Государственной жилищной инспекции Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Представитель общества с ограниченной ответственностью «Городские Жилищные Инновации» огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 марта 2021 года по делу № А57-18474/2020 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель Государственной жилищной инспекции Саратовской области огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 марта 2021 года по делу № А57-18474/2020 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 21.07.2020 ООО «Городские Жилищные Инновации» обратилось в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Саратовской области с приложением установленных жилищным законодательством РФ документов (т.1 л.д. 71-87).
В период с 04.08.2020 по 31.08.2020 на основании распоряжения от 24.07.2020 № 378-06-13 Инспекции в отношении ООО «Городские Жилищные Инновации» проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведенной Инспекцией внеплановой проверки соискателя лицензии составлен акт проверки от 31.08.2020 N 284-06-06.
Из данного акта проверки следует, что в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться: полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вместе с тем, сокращенное наименование соискателя лицензии – ООО «ГЖИ» может вызвать стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, чем способно вызвать большее доверие к соискателю лицензии и ее привлекательности для потребителей благодаря восприятию организации как государственной, специализирующейся на управлении жилыми домами. Аббревиатура «ГЖИ» используется в деловой переписке, в прессе, в обращениях граждан, судебных решениях для обозначения государственной жилищной инспекции области. Указанное наименование может ввести потребителей в заблуждение и может создать лицензиату недопустимые конкурентные преимущества.
Инспекция пришла к выводу о том, что сокращенное наименование Общества – ООО «ГЖИ» не соответствует требованиям, установленным ст. 1473 ГК РФ.
31.08.2020г. Инспекцией в лицензионную комиссию Саратовской области внесено мотивированное предложение об отказе Обществу в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионной комиссией Саратовской области принято решение, оформленное протоколом заседания лицензионной комиссии Саратовской области № 5 от 16.09.2020г. об отказе ООО «Городские Жилищные Инновации» (ООО «ГЖИ») в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Приказом № 139 от 16.09.2020г. Государственной жилищной инспекцией Саратовской области отказано ООО «Городские Жилищные Инновации» (ООО «ГЖИ») в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Полагая, что данный приказ Государственной жилищной инспекции Саратовской области № 139 от 16.09.2020 и решение Лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Саратовской области № 5 от 16.09.2020 являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемые акты соответствуют закону и не нарушают права заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 192 ЖК РФ, подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Жилищным кодексом Российской Федерации введены дополнительные, специальные условия - лицензионные требования - для юридических лиц, являющихся управляющими компаниями.
Статьей 193 Жилищного Кодекса РФ установлен перечень лицензионных требований. Лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее предоставленной лицензиату, соискателю лицензии;
6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными требованиями для управляющих компаний по управлению многоквартирными домами являются, в том числе: отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее.
Постановлением Правительства Саратовской области № 152-П от 12.05.2005г. утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Саратовской области.
В соответствии с п. 6 Положения основными задачами Инспекции являются осуществление регионального жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Саратовской области; осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В ходе проведения проверки лицензирующим органом установлено, что в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться: полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вместе с тем, сокращенное наименование соискателя лицензии – ООО «ГЖИ» может вызвать стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, чем способно вызвать большее доверие к соискателю лицензии и ее привлекательности для потребителей благодаря восприятию организации как государственной, специализирующейся на управлении жилыми домами. Аббревиатура «ГЖИ» используется в деловой переписке, в прессе, в обращениях граждан, судебных решениях для обозначения государственной жилищной инспекции области. Указанное наименование может ввести потребителей в заблуждение и может создать лицензиату недопустимые конкурентные преимущества.
Таким образом, Инспекцией в ходе проверки установлены иные нарушения, не предусмотренные ст. 193 ЖК РФ, но препятствующие выдаче Обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п.1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В соответствии с ч.1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
Согласно пп. 2 п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться: полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
Из материалов дела следует, что ООО «Городские Жилищные Инновации» (сокращенное наименование ООО «ГЖИ») зарегистрировано налоговым органом в ЕГРЮЛ 17.02.2020г.
21.07.2020 ООО «Городские Жилищные Инновации» обратилось в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области с заявлением о предоставлении лицензии ООО «Городские Жилищные Инновации» (сокращенное наименование ООО «ГЖИ») на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Саратовской области.
Государственной жилищной инспекцией верно установлено, что использование сокращенного наименования соискателя лицензии ООО «ГЖИ может вызвать стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, чем способно вызвать большее доверие к соискателю лицензии и ее привлекательности для потребителей благодаря восприятию организации как государственной, специализирующейся на управлении жилыми домами.
Указанное наименование может ввести потребителей в заблуждение и может создать лицензиату недопустимые конкурентные преимущества.
Словесное обозначение «ГЖИ» не обладает достаточной различительной способностью и совпадает по фонетическим и семантическим признакам.
Противоречие обозначения общественным интересам может выражаться в том, что оно вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности данной организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.
Использование в качестве сокращенного наименования Государственной жилищной инспекции - «ГЖИ» происходит в силу сложившейся практики употребления, является общепринятым, широко распространенным, часто употребляемым, используемым при указании в деловой переписке, в прессе, в обращениях граждан, судебных актах для обозначения Государственной жилищной инспекции области.
Согласно письму Минстроя России от 21.06.2018 № 26618-АЧ/04 «Об оценке тождественности или схожести фирменных наименовании лицензиатов», при оценке тождественности или схожести до степени смешения фирменных наименований лицензиатов, рекомендуется сопоставлять как полное, так и сокращенное фирменное наименование юридического лица, которые указываются в учредительных документах юридического лица и в Едином государственном реестре юридических лиц в разделе «Наименование».
При этом наименование следует считать тождественным с другим наименованием, если оно совпадает с ним во всех элементах, а сходным до степени смешения с другим наименованием - если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство словесных обозначений оценивается по графическим, смысловым (семантическим) и звуковым (фонетическим) признакам.
Суд апелляционной инстанции считает, что указание в фирменном наименовании общества слов «ГЖИ» вводит в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к органам власти.
Использование в хозяйственной деятельности краткого наименования ООО «ГЖИ» будет создавать необоснованное преимущество перед конкурентами (хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги), так как способно вызвать большее доверие к организации и ее привлекательность для потребителей благодаря восприятию организации как государственной или имеющей отношение к органам исполнительной власти области.
Наименование соискателя лицензии «ГЖИ» способствует введению в заблуждение потребителей относительно правовой сущности данного юридического лица.
Используя в сокращенном фирменном наименовании Общества аббревиатуру «ГЖИ», общество нарушает законодательные требования, предъявляемые к фирменному наименованию юридического лица, а именно пункт 5 части 4 статьи 1473 ГК РФ, согласно которому в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам.
Противоречие общественным интересам выражается в том, что выбор аббревиатуры «ГЖИ» в собственном фирменном наименовании вызывает у потребителей ассоциацию участия государственного органа исполнительной власти в деятельности данной организации, что вводит в заблуждение потребителей и создает обладателю наименования недопустимые конкурентные преимущества.
Создание впечатления у населения о том, что данная организация является государственной (создана государственным органом исполнительной власти), само по себе способно повысить доверие к данной структуре у населения, сделать ее более привлекательной и способно вызвать большее доверие к организации и ее привлекательность для потребителей благодаря восприятию организации как государственной, специализирующейся на управлении жилыми домами.
Из материалов дела следует, что Государственная жилищная инспекция Саратовской области обратилась в Саратовской УФАС России с заявление о нарушении ООО «ГЖИ» ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», по факту использования Обществом наименования «ГЖИ», которое может вызвать стойкую ассоциацию потребителя об участии государства в деятельности Общества.
Антимонопольным органом установлено наличие в действиях ООО "ГЖИ" признаков нарушения п. 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившиеся во введении в заблуждение потребителей в отношении лица, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами, путем включения в фирменное наименование предприятия обозначения (ГЖИ), ассоциирующегося с органом власти Саратовской области - Государственной жилищной инспекции Саратовской области и 31.12.2020 Обществу вынесено предупреждение N 02/1-8369 186164 о прекращении действий, вводящих в заблуждение потребителей услуг по управлению многоквартирными домами, а именно: не использовать при осуществлении данного вида деятельности наименование лица ООО «ГЖИ», ассоциирующегося с органом власти Саратовской области - Государственной жилищной инспекции Саратовской области.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в случае выдачи Обществу лицензии создастся угроза смешения юридического лица и органа государственной власти в понимании потребителей.
Оспариваемые решение и приказ вынесены в пределах предоставленных полномочий, соответствует нормам Жилищного кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ, постановления Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя, в связи с чем, отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Импульс» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 марта 2021 года по делу №А57-18474/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.В. Пузина
Судьи Ю.А. Комнатная
А.В. Смирников