ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-21123/2017 от 21.03.2018 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-21123/2017

22 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 января 2018 года по делу № А57-21123/2017 (судья С.Г. Пильник)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов», г. Саратов, (ИНН <***>, ОГРН <***>)

заинтересованные лица: Администрация Петровского муниципального района Саратовской области, г. Петровск (ИНН <***>, ОГРН <***>), Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при Администрации Петровского муниципального района, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Базис» (ИНН <***>, ОГРН <***>), муниципальное унитарное предприятие «Коммунальный комплекс» (412545, <...>, литер А, А1, ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Энергосбыт-Петровск» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Теплоэлемент» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

о признании недействительным распоряжения,

при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» - ФИО1 по доверенности от 01.01.2018 №46-04-6373д, ФИО2 по доверенности от 01.01.2017 №46-04-6234д

Администрация Петровского муниципального района Саратовской области, г. Петровск – ФИО3 по доверенности от 01.01.2018

ФИО4 (обозревался паспорт)

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным распоряжения Администрации Петровского муниципального района Саратовской области (далее- Администрация) от 28.08.2017 № 391-Р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Петровского муниципального района» в редакции, действовавшей в период с 28.08.2017 по 30.09.2017.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.01.2018 отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования по основаниям, изложенным в жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией 28.08.2017 года состоялось заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при администрации Петровского муниципального района, на котором прияты следующие решения:

1. Ввести режим «чрезвычайной ситуации» для органов управления и сил МЗ СТП РСЧС с 12.00 часов 28.08.2017 года до особого распоряжения.

2. МУП «Коммунальный комплекс», ООО «УК «Базис» с 14.00 часов 28.08.2017, совместно с представителями ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» и сотрудниками Отдела МВД России по Петровскому району обеспечить, с соблюдением требований безопасности при проведении газоопасных работ, возобновить подачу газа на все котлы в «квартальных котельных» обслуживаемых МУП «Коммунальный комплекс» по адресу: <...>, ООО «УК «Базис» «Военный городок».

3. Ресурсоснабжающим организациям активизировать работу по подаче исковых заявлений на сбор с должников денежных средств за услуги. Еженедельно по пятницам до 12.00 представлять информацию о проделанной работе в администрацию Петровского муниципального района.

Результаты заседания Комиссии оформлены протоколом от 28.08.2017 № 10 (11.15).

На основании указанного протокола по результатам заседания комиссии по ЧС, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Правительства Саратовской области от 07 ноября 2005 года № 381 -П «О Саратовской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением администрации Петровского муниципального района от 16 ноября 2009 года № 2201 «Об организации работы районного звена СТП РСЧС», в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием поставки природного газа ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» в «квартальные котельные», обслуживаемые МУП «Коммунальный комплекс», ООО «УК «Базис», что привело к отсутствию централизованного горячего водоснабжения населения г. Петровска, срыву подготовки к отопительному сезону объектов теплоснабжения на территории района издано Распоряжение от 28.08.2017 № 391-Р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Петровского муниципального района». Согласно данному распоряжению приняты следующие решения:

1. Признать ситуацию, сложившуюся на территории Петровского муниципального района, связанной с отсутствием поставки природного газа ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» в котельные, как чрезвычайную муниципального характера.

2. Ввести с 12.00 часов 28 августа 2017 года на территории Петровского муниципального района режим чрезвычайной ситуации.

3. Перевести с 12.00 часов 28 августа 2017 года органы управления и силы муниципального звена Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на режим чрезвычайной ситуации.

4. МУП «Коммунальный комплекс», ООО «УК «Базис» с 14.00 часов 28 августа 2017 года, совместно с представителями ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» и сотрудниками ОМВД России по Петровскому району, с соблюдением требований безопасности при проведении газоопасных работ, возобновить подачу газа на все котлы в «квартальных котельных».

5. Руководителям учреждений и организаций всех форм собственности муниципального района обеспечить выполнение мероприятий режима чрезвычайной ситуации на вверенных объектах.

6. Сектору по делам ГО и ЧС администрации Петровского муниципального района довести данное распоряжение до сведения всем заинтересованным лицам.

7. Разместить настоящее распоряжение на официальном сайте администрации Петровского муниципального района Саратовской области.

8. Координацию мероприятий, проводимых органами управления и силами муниципального звена Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возложить на первого заместителя главы администрации, председателя КЧС и ОПБ ФИО5

02.10.2017 Администрацией Петровского муниципального района Саратовской области издано распоряжение № 459-Р о внесении в Распоряжение от 28.08.2017 № 391-Р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Петровского муниципального района» изменений в виде изложения пункта 4 указанного распоряжения в новой редакции:

«4. МУП «Коммунальный комплекс», ООО «УК Базис» с 16.00 02.10.2017 совместно с представителями ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» и сотрудниками ОМВД России по Петровскому району с соблюдением требований безопасности при проведении газоопасных работ возобновить подачу газа на котельные, обслуживаемые МУП «Коммунальный комплекс», ООО «УК Базис».

Не согласившись с распоряжением Администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 28.08.2017 № 391-Р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Петровского муниципального района» в редакции, действовавшей в период с 28.08.2017 по 30.09.2017 ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Доводы заявления основаны на том , что ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» осуществляет поставку природного горючего газа на объекты, отапливающие учреждения социальной сферы и жилые дома муниципального образования г. Петровск.

В качестве покупателей по договорам поставки газа выступают МУП «Коммунальный комплекс», ООО «Теплоэлемент», ООО УК «Базис». Данные организации являются теплоснабжающим организациями по отношению к потребителям - муниципальным учреждениям и жителям муниципального образования г. Петровск.

В связи с неоднократным нарушением сроков оплаты за поставленный газ и неоплаты за два периода платежа, установленных договорами поставки газа, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» 10.05.2017 года произвело прекращение поставки газа теплоснабжающим организациям муниципального образования г. Петровск.

Вместе с тем, в связи с введением режима ЧС на территории района, газоснабжающая организация вынуждена была возобновить поставки газа, что по мнению ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» нарушает его право на применение к договорным к нарушителям соответствующей санкции в виде приостановления подачи газа.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрация при введении режима чрезвычайной ситуации действовала в рамках предоставленных полномочий, а действия были направлены на сохранение жизни и здоровья жителей города. При введении чрезвычайных ситуаций допускается ограничение имущественных прав юридических лиц в пределах, установленных законом.

Судебная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно пункту 1.8 приказа МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" критериями информации о чрезвычайных ситуациях являются аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более, число погибших - 2 чел. и более, число госпитализированных - 4 чел. и более, прямой материальный ущерб.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения населения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Из представленных в материалы дела актах о температурном режиме в учреждениях социальной сферы г. Петровска (образовательные учреждения, детские сады), усматривается, что средняя температура воздуха в помещениях составляла ниже 19 °C, что является нарушением санитарно-эпидемиологических требований, создает угрозу здоровью и жизни граждан.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ситуация, связанная с отсутствием теплоснабжения объектов социальной сферы, сложившаяся в указанный период на территории муниципального образования город Петровск, соответствует критериям чрезвычайной ситуации, в целях недопущения возникновения последствий, связанных с человеческими жертвами, органом местного самоуправления в рамках своей компетенции принято законное, обоснованное решение о введении режима чрезвычайной ситуации.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" у суда первой инстанции не имелось.

В апелляционной жалобе ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" указывает, что ситуация, сложившаяся в августе-сентябре 2017 года в Петровском муниципальном районе, не отвечает критериям, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку сложившаяся ситуация в соответствии с пунктом 1.8 приказа МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" является чрезвычайной.

Уполномоченный орган с целью предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием поставки природного газа принял соответствующие меры. Ответственность за проведение соответствующих мероприятий возложена, в данном случае, на органы местного самоуправления. Оснований полагать, что на момент введения на территории района режима ЧС соответствующей угрозы не было не имеется.

Так же судебная коллегия отклоняет довод заявителя о том, что режим чрезвычайной ситуации введен в связи с отсутствием централизованного горячего водоснабжения, тогда как ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» является ресурсоснабжающей организацией - поставщиком природного газа и не оказывает услуг по коммунальному водоснабжению.

Как следует из материалов дела, чрезвычайная ситуация, сложившаяся на территории муниципального образования г. Петровск в августе 2017 года, заключалась в отсутствии теплоснабжения объектов социальной сферы.

В силу технологической специфики функционирования систем по горячему водоснабжению ООО «Теплоэлемент», ООО УК «Базис», указанная деятельность обеспечивается за счет поставок со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» природного газа.

Следовательно, поскольку прекращение горячего водоснабжения напрямую технологически связано с прекращением поставок теплоснабжающим организациям природного газа, введение режима чрезвычайной ситуации в данном случае предполагает устранение причин наступления обстоятельств, в результате которых данный режим введен, а именно - возобновление поставок природного газа с целью обеспечения теплоснабжающих организаций необходимыми ресурсами для функционирования оборудования.

Доводы заявителя о необходимости ликвидации чрезвычайной ситуации за счет резервов материальных ресурсов и средств муниципального образования, незаконном бездействии органов местного самоуправления, не обеспечивших запас резервных видов топлива апелляционная коллегия отклоняет, поскольку указанные обстоятельства о незаконности оспариваемого ненормативного акта не свидетельствует.

Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.

Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 января 2018 года по делу № А57-21123/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-й инстанции, принявший решение.

Председательствующий С.А. Кузьмичев

Судьи В.В. Землянникова

Ю.А. Комнатная