ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-22866/2021 от 20.07.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-22866/2021

21 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей Акимовой М.А., В.В. Землянниковой,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...> апелляционную жалобу Администрации Балтайского муниципального района Саратовской области (412630, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 мая 2022 года по делу
№ А57-22866/2021

по заявлению Администрации Балтайского муниципального района Саратовской области(412630, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410031, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Горизонты» (412630, Саратовская область, Балтайский район, с. Балтай, ул. школьная, д. 21, к. 4, ИНН <***>, ОГРН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО1 КФХ ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО1 КФХ ФИО3, индивидуальный предприниматель ФИО1 КФХ ФИО4, индивидуальный предприниматель ФИО1 КФХ ФИО5 о признании недействительными решения,

при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области – ФИО6, действующей по доверенности от 10.01.2022, общества с ограниченной ответственностью «Горизонты» - ФИО7 по доверенности от 07.02.2022,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Балтайского муниципального района Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решения от 16.07.2021 № 064/10/18.1-811/2021 и предписания от 16.07.2021 № 064/10/18.1-811/2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация Балтайского муниципального района Саратовской областиобратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ООО «Горизонты» не представило доказательств обращения за заключением договора аренды спорных участков иных предпринимателей, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность и участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в связи с чем, отсутствует ограничение прав участников торгов. Суд не применил нормы Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно пункту 8 статьи 10 которого, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае поступления нескольких заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявку на участие в аукционе на предоставление права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения могут подать только крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные предприятия, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В судебное заседание явились представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области и общества с ограниченной ответственностью «Горизонты».

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Саратовский УФАС России, ООО «Горизонты» просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 30.04.2021 в Администрацию Балтайского муниципального района Саратовской области поступило заявление ИП ФИО1 КФХ ФИО5 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 218 124 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Балтайский район, Большеозерское МО тер, кадастровый номер: 64:07:000000:680.

31.05.2021 на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение № 310521/0133780/01 на основании заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Предметом по извещению № 310521/0133780/01 является аренда земельного участка общей площадью 2 218 124 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, Балтайский район, Большеозерское МО тер, кадастровый номер: 64:07:000000:680, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

06.07.2021 Администрацией Балтайского муниципального района Саратовской области принято постановление № 236 о предварительном согласовании предоставления ИП ФИО1 КФХ ФИО5 в аренду указанного земельного участка.

21.05.2021 в Администрацию Балтайского муниципального района Саратовской области поступило заявление ИП ФИО1 КФХ ФИО3 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 684 538 +/- 7 239,47 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Балтайский район, Балтайское МО, на расстоянии 400 м южнее с. Большая Караевка, кадастровый номер: 64:07:050702:291.

25.05.2021 на официальном сайте Российской Федерации www.torgr.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение № 250521/0133780/01 на основании заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков.

Предметом по извещению № 250521/0133780/01 является аренда земельного участка общей площадью 684 538 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, Балтайский район, Балтайское МО тер, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

05.07.2021 Администрацией Балтайского муниципального района Саратовской области принято постановление № 228 о предварительном согласовании предоставления ИП ФИО1 КФХ ФИО3 в аренду указанного земельного участка.

08.06.2021 в Администрацию Балтайского муниципального района Саратовской области поступило заявление ИП ФИО1 КФХ ФИО4 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 374 003 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, Балтайский район, Балтайское МО, кадастровый номер: 64:07:000000:696.

10.06.2021 в Администрацию Балтайского муниципального района Саратовской области поступило заявление ИП ФИО1 КФХ ФИО4 о предварительном согласовании предоставления в аренду, в том числе, земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1 530 002 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Балтайский район, Большеозерское МО, кадастровый номер: 64:07:010603:65.

17.06.2021 на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" было размещено извещение № 170621/0133780/01 на основании заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка (Лот №№ 1, 2).

Предметом по извещению № 170621/0133780/01 (Лот № 1) является аренда земельного участка общей площадью 1 530 002 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, Балтайский район, кадастровый номер: 64:07:010603:65, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Предметом по извещению № 170621/0133780/01 (Лот № 2) является аренда земельного участка общей, площадью 374 003 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, Балтайский район, кадастровый номер: 64:07:000000:696, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Извещения № 250521/0133780/01, 170621/0133780/01 (Лот № 1, № 2), 310521/0133780/01 содержат информацию о том, что заявителями могут быть крестьянские (фермерские) хозяйства (далее – КФХ) и сельскохозяйственные предприятия, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

По мнению организатора торгов, поскольку аукцион проводился в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участниками аукциона могли быть только КФХ и сельскохозяйственные предприятия, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

29.06.2021 в Саратовское УФАС поступила жалоба ООО «Горизонты» на действия организатора торгов - Администрации Балтайского муниципального района Саратовской области, при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (извещения №№ 250521/0133780/01, 170621/0133780/01 (Лот №№ 1, 2), 310521/0133780/01).

По результатам проверки Управление пришло к выводу, что формулировка в извещениях о том, что заявителями могут быть крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные предприятия, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, является ограничивающей права участников торгов.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 16.07.2021 № 064/10/18.1-811/2021 жалоба ООО «Горизонты» признана обоснованной.

Администрации Балтайского муниципального района Саратовской области выдано предписание от 16.07.2021 № 064/10/18.1-811/2021, которым предписано в срок до 04.08.2021 внести изменение в извещения № № 250521/0133780/01, 170621/0133780/01 (Лот № № 1, 2), 310521/0133780/01, приведя их в соответствие с требованиями законодательства.

Администрация Балтайского муниципального района Саратовской области, полагая, что решение и предписание являются недействительными, обратилась в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания указанных ненормативных правовых актов недействительными.

Апелляционная инстанция исходит из следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).

При этом согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 65, частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ), в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно ч.20 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1 ч.1 си. 23 Закона, в том числе, о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов.

Согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением закрытого перечня случаев, установленных данными статьями.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 39.11 - 39.13, 39.18 ЗК РФ.

Согласно п.1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Администрация указала, что извещения о проведении аукциона о предоставлении земельных участков с/х назначения в аренду размещены в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.20002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.20002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно п. 10 ст. 39.11 ЗК РФ участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Из материалов дела следует, что в извещениях о проведении аукциона указано, что заявки подаются в соответствии с пп.12 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ и п.8 ст. 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Заявителями могут быть КФХ и сельскохозяйственные предприятия, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Таким образом, антимонопольный орган и суд пришли к обоснованному выводу о том, что формулировка в извещении о том, что заявителями могут быть КФХ и сельскохозяйственные предприятия, только участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, является ограничивающей права участников торгов.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что возможность предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении такого земельного участка. При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.20002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по основаниям, указанным в пункте 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.20002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», кроме порядка, предусмотренного статьей 39.18 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении указываются, в том числе информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ).

Из вышеуказанных норм следует, что граждане, предприниматели, КФХ, сельскохозяйственные предприятия, осуществляющие с/х деятельность и не участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, не ограничены в участии в аукционах на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Материалами дела установлено, что процедура предоставления земельных участков осуществлена Администрацией по правилам статьи 39.18 ЗК РФ, следовательно, участниками аукциона могли быть граждане, предприниматели, КФХ, сельскохозяйственные предприятия, осуществляющие с/х деятельность и не участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

Согласно доводам апелляционной жалобы, не представлено доказательств обращения за заключением договора аренды спорных участков иных предпринимателей, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность и участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в связи с чем, отсутствует ограничение прав участников торгов.

Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В силу п. 9 статьи 39.11 ЗК РФ аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности является открытым по составу участников, за и исключением случаев, предусмотренных п. 10 настоящей статьи.

В соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 39.11 ЗК РФ участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Опубликование в извещении сведений о том, что заявителями могут быть крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные предприятия, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности ограничило круг участников торгов.

Таким образом, доводы жалобы о том, что не представлено доказательств обращения за заключением договора аренды земельных участков от иных предпринимателей, осуществляющих с/х деятельность и участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, являются необоснованными, поскольку не опровергают факта нарушения организатором торгов норм действующего законодательства.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае не имеет правового значения подача иных заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

Данное обстоятельство определяет только возможность предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйств, без проведения торгов при отсутствии соответствующих заявлений заинтересованных лиц.

Организатор торгов должен принять все меры для отражения в Извещениях об аукционе всех необходимых и полных сведений.

Размещение неполной информации о круге лиц, кто может быть участником Аукциона, привело к нарушению принципа информационной открытости торгов, что лишило потенциальных участников возможности участия в аукционе.

С учетом изложенного, решение Саратовского УФАС России от 16.07.2021 № 064/10/18.1-811/2021 является законным и обоснованным.

Требования оспоренного предписания от 16.07.2021 № 064/10/18.1-811/2021 направлены на устранение выявленных нарушений антимонопольного законодательства, являются конкретными и исполнимыми.

При указанных обстоятельствах, решение Саратовского УФАС России от 16.07.2021 № 064/10/18.1-811/2021 и выданное на его основании предписание от 16.07.2021 № 064/10/18.1-811/2021 являются законными и обоснованными, соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал Администрации в удовлетворении заявленных требований.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 мая 2022 года по делу
№ А57-22866/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий Е.В. Пузина

Судьи М.А. Акимова

В.В. Землянникова