ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-254 от 28.09.2006 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Казань

28 сентября 2006 года                                                Дело № А 57-254ад/06-28

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего Сафина Н.Н.,

судей: Гарифуллиной К.Р., Гатауллиной Л.Р.,

без участия представителей сторон, извещены, не явились,

 рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации  по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области,

на решение от  26.04.2006 года (судья -  Т.А. Лескина) Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-254ад/06-28,

по иску Общества с ограниченной ответственностью  «Завод металлоконструкций «СТРЭНД», г. Саратов к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации  по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области о признании незаконным постановления,

                                                 УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью  «Завод металлоконструкций «СТРЭНД»  обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области о признании постановления обадминистративном правонарушении № 293/0322 от 30.12.2005года,   незаконным.

Решением суда первой инстанции от 26.04.2006 года  заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Налоговый орган, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит  указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований  для его отмены.

Как усматривается из материалов дела , 08.12.2005года в налоговый орган от гр. Мохначевой В.Н. поступило заявление, в котором отражен факт неприменения Обществом с ограниченной ответственностью  «Завод металлоконструкций «СТРЭНД» контрольно-кассовой техники при осуществлении наличного денежного расчета за изготовление и установку 11.11.2005года железной двери по цене 5000 рублей и замену обивки двери по цене 500 рублей по адресу: г. Саратов, ул. Танкистов, д. 74, кв. 9

Налоговым органом 21.12.2005года проведена проверка Общества с ограниченной ответственностью  «Завод металлоконструкций «СТРЭНД» по вопросам соблюдения ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В ходе проверки установлено, что предприятие не имеет контрольно-кассовой техники. По данному факту поверяющими составлен протокол об административном правонарушении от 28.12.2005г. № 000339 и 30.12.05г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 293/0322 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью  «Завод металлоконструкций     «СТРЭНД»     к     административной     ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса  об административных правонарушениях  Российской Федерации  в виде взыскания штрафа в размере 300 МРОТ.

Статья 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  предусматривает административную ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организации торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В силу статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации  в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Статьей 26.2 Кодекса  об административных правонарушениях Российской Федерации  определено, что наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании доказательств. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественным доказательствами.

Как видно из протокола об административном правонарушении от 28.12.05г. № 000339 и установлено судом, в нем отсутствуют данные, на основании которых можно сделать вывод, что   Общество,   в   момент   составления   сотрудниками   налогового   органа протокола об административном правонарушении (28.12.05г.), производило денежные расчеты за оказанные услуги без применения ККМ. Указанным протоколом факт неприменения контрольно-кассовой техники установлен не был, а лишь выявлено отсутствие ККТ в организации.

В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления    наличного денежного расчета при оказании услуги без применения ККМ.

При таких обстоятельствах, можно сделать вывод о  недоказанности налоговой
инспекцией      события      вменяемого  предприятию  правонарушения предусмотренного ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации .

Факт правонарушения установлен налоговым органом только исходя из заявления гр. Мохначевой В.Н., которое не может служить бесспорным доказательством, указывающим на событие правонарушения - факт оказания услуг по установке металлической двери и замену обивки на нее и осуществления при этом денежных расчетов без применения ККТ. Иных данных о событии правонарушения материалы дела не содержат. В соответствии с ч.4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делам об оспаривании решений административных органов, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых решений, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса  об административных правонарушениях Российской Федерации  неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, в действиях заявителя отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренное статьей 14.5 Кодекса  об административных правонарушениях   Российской Федерации .

В соответствии с ФЗ от 22.05.2003г. № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации , могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

По смыслу указанной нормы, неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности.

В соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.05г. № 171 к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случае оказания услуг населению.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

Формы бланков документов строгой отчетности утверждаются Министерством финансов Российской Федерации .

Утвержденные в соответствии с настоящим Положением формы бланков, могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, для которых эти формы были утверждены.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью  «Завод металлоконструкций «СТРЭНД» является организацией, оказывающей услуги по ремонту, замене дверей. При оказании данного вида услуг предприятие применяет форму бланков строгой отчетности БО-3.

Действующим Общероссийским классификатором услуг населению ОК-002-93 определено, что оказание услуг по ремонту, замене дверей и смене врезных и накладных замков являются услугами в сфере бытового обслуживания населения (код 016108 и 016303).

В соответствии с Письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 12.05.04г. № 33-0-14/328 «О применении контрольно-кассовой техники» при оказании вышеназванных услуг организации и индивидуальные предприниматели могут использовать утвержденные письмом Минфина РФ от 20.04.95г. № 16-00-30-33 формы бланков строгой отчетности БО-1, БО-3 для оформления наличных денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.

В рассматриваемом случае, 11.11.05г. при оказании услуги гр. Мохначевой В.Н. ООО «Завод металлоконструкций «СТРЭНД», оформляя наличные денежные расчеты, выдало бланк строгой отчетности формы БО-3 соответствующий данному виду деятельности.

Данный факт подтверждается представленными заявителем в материалы дела документами, а именно: бланк строгой отчетности формы БО-3 от 11.11.05г. на установку гр. Мохначевой В.Н. металлической двери и замену обивки (ламинированной фанеры), акт приема-сдачи выполненных работ от 11.11.2005 года.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы

На основании изложенного, руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд  кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26.04.2006 года Арбитражного суда Саратовской области  по делу № А  57-254ад/06-28 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                       Н.Н. САФИН

Судьи                                                                                      К.Р. ГАРИФУЛЛИНА

                                                                                                 Л.Р. ГАТАУЛЛИНА