ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-31743/2017
04 сентября 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества «Саратовнефтепродукт» ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.01.2018 № 77, представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области ФИО2, действующей на основании доверенности от 29.12.2017 № 396д, представителя комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО3, действующей на основании доверенности от 17.11.2017 № 0109/9157,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 июня 2018 года по делу № А57-31743/2017 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (410000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
третье лицо: публичное акционерное общество «Саратовнефтепродукт» (410076, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – комитет, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее – ТУ Росимущества в Саратовской области, Управление) об отказе в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 64:50:010102:41 общей площадью 86 871 кв.м, расположенного по адресу: <...>, обязании ТУ Росимущества в Саратовской области в месячный срок после вступления в законную силу решения суда передать в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 64:50:010102:41 общей площадью 86 871 кв.м, расположенный по адресу: <...>.
Решением суда первой инстанции от 29 июня 2018 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал ТУ Росимущества в Саратовской области в месячный срок после вступления в законную силу решения суда передать в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 64:50:010102:41 общей площадью 86 871 кв.м, расположенный по адресу: <...>.
В удовлетворении заявления комитета в остальной части отказано.
ТУ Росимущества в Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель комитета в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель публичного акционерного общества «Саратовнефтепродукт» в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения Губернатора Саратовской области письмом от 29.04.2015 № 2052 Комитет по управлению имуществом Саратовской области поручил главам муниципальных районов Саратовской области в целях повышения бюджетной эффективности использования земель в муниципальных районах Саратовской области организовать работу по передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность соответствующих муниципальных образований области.
Письмом от 26.05.2015 № 01-09/03895 комитет по управлению имуществом Энгельсского муниципального района Саратовской области сообщил главе муниципального образования город Энгельс сведения о земельных участках из земель населенных пунктов, находящихся в собственность Российской Федерации и расположенных в границах муниципального образования город Энгельс, в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:50:010102:41 площадью 86 871 кв.м.
Глава муниципального образования город Энгельс обратился в Федеральное агентство по управлению имуществом (далее – Росимущество) с заявлением о передаче из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность муниципального образования город Энгельс Энгельсского района Саратовской области на основании пункта 1 части 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:50:010102:41 площадью 86871 кв.м, расположенного по адресу: <...> (письмо от 03.06.2015 № 263/01-37).
Письмом от 03.08.2015 ТУ Росимущества в Саратовской области сообщило о направлении запросов в компетентные органы для проверки сведений относительно наличия (отсутствия) препятствий в передаче земельных участков в муниципальную собственность, и рассмотрении вопроса о безвозмездной передаче испрашиваемого земельного участка после получения запрошенных сведений.
23.09.2015 глава муниципального образования город Энгельс повторно обратился в ТУ Росимущества в Саратовской области с заявлением о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 64:50:010102:41 площадью 86 871 кв.м, расположенного по адресу: <...> (письмо от 23.09.2015 № 448/01-37).
Письмом от 11.11.2015 № 02-7824 Управление сообщило об отказе в передаче в муниципальную собственность земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 64:50:010102:41 площадью 86 871 кв.м, расположенного по адресу: <...>, ввиду предоставления данного участка в аренду ОАО «Саратовнефтепродукт».
03.10.2017 комитет подал в ТУ Росимущества в Саратовской области претензию от 02.10.2017 № 01-09/8283, в которой указал на неправомерность отказа в передаче земельного участка, изложенного в письме от 11.11.2015 № 02-7824, повторно просил передать в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 64:50:010102:41.
Письмом от 03.11.2017 № 06-6258 ТУ Росимущества в Саратовской области сообщило заявителю, что информация о нахождении спорного земельного участка в границах муниципального образования г. Энгельс отсутствует, участок занят объектами недвижимости ОАО «Саратовнефтепродукт», необходимость передачи земельного участка в муниципальную собственность не обоснована.
Полагая, что отказ в передаче земельного участка в муниципальную собственность, изложенный в письме Управления от 03.11.2017 № 06-6258 является незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением о его оспаривании и обязании Управления передать земельный участок в муниципальную собственность.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований в части признания недействительным решения ТУ Росимущества в Саратовской области об отказе в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 64:50:010102:41 общей площадью 86 871 кв.м, расположенного по адресу: <...>, основывался на том, что отказ в передаче земельного участка, изложенный в письме ТУ Росимущества в Саратовской области от 03.11.2017 № 060-6258, не является решением, принятым по результатам рассмотрения заявления главы муниципального образования город Энгельс о передаче земельного участка в муниципальную собственность, а является ответом на претензию комитета по управлению имуществом.
Апелляционная жалоба доводов о несогласии с решением суда первой инстанции в данной части не содержит.
Установив отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в передаче земельного участка в муниципальную собственность, суд первой инстанции удовлетворил требования комитета об обязании Управления передать земельный участок в муниципальную собственность.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных в пункте 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Исчерпывающий перечень земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, приведен в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 2 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
В силу пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в передаче являются следующие обстоятельства: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Земельного кодекса Российской Федерации основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявления главы муниципального образования город Энгельс о передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность соответствовали требованиям статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 64:50:010102:41 площадью 86 871 кв.м, расположенный по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, обременен правом аренды ОАО «Саратовнефтепродукт» на 49 лет, полностью расположен в границах населенного пункта г. Энгельс, входит в территориальную зону «Зона жилой застройки первого типа», не является вновь образованным, образован и поставлен на кадастровый учет 19.06.2001, имеет индивидуальные признаки (площадь, кадастровый номер).
Судом первой инстанции установлено отсутствие предусмотренных законом ограничений в передаче данного земельного участка в муниципальную собственность, что следует из письма Управления Росприроднадзора от 10.05.2018 № 1687/ДМ, письма Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 14.05.2018 № 4288, письма Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 10.05.2018 № 2909.
При указанных обстоятельствах оснований для непередачи спорного земельного участка в муниципальную собственность не имеется, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно обязал ТУ Росимущества в Саратовской области передать в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 64:50:010102:41 общей площадью 86 871 кв.м, расположенный по адресу: <...>.
В апелляционной жалобе Управление указывает на непредставление доказательства нахождения спорного земельного участка в границах населенного пункта - город Энгельс.
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод.
В представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.12.2017 (т. 1, л.д. 9-20) указан адрес спорного земельного участка – г. Энгельс, категория земель – земли населенных пунктов, имеется описание границ земельного участка путем установления координатных точек.
Доказательств нахождения какой-либо из координатных точек за пределами границ населенного пункта Управлением не представлено.
Довод ТУ Росимущества в Саратовской области о подаче заявления о передаче земельного участка в муниципальную собственность неуполномоченным лицом также отклоняется судом.
Заявление о передаче земельного участка (т. 1, л.д. 36-38), изложенное в письме от 23.09.2015 № 448/01-37, подано главой муниципального образования город Энгельс, что соответствует пункту 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Претензия комитета от 02.10.2017 № 01-09/8283 направлена в связи с непринятием уполномоченным органом решения по заявлению муниципального образования город Энгельс.
Апелляционная коллегия признает несостоятельным довод Управления о том, что комитетом в письме от 02.10.2017 № 01-09/8283 не обоснована необходимость передачи земельного участка в муниципальную собственность, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает необходимость такого обоснования.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Саратовской области указывает, что в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с запросом Правительства Москвы» передача земельного участка в из федеральной собственности в муниципальную возможна только при наличии волеизъявления передающей стороны.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П указанных Управлением выводов не содержит, рассматривает только вопросы передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации.
Статья 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации введена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть позднее принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, и является специальным законом по отношению к Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ, часть 11 статьи 154 которого регулирует общие вопросы перехода права собственности на имущество между публичными правовыми образованиями.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 июня 2018 года по делу № А57-31743/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В. Смирников
Судьи
В.В. Землянникова
Ю.А. Комнатная