ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-32053/2017
27 июля 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов»
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 мая 2018 года по делу № А57-32053/2017 (судья А.И. Михайлова)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Саратов)
к администрации муниципального образования «Город Саратов» » (ИНН <***>, ОГРН <***>)
заинтересованные лица:
администрация муниципального образования «Город Саратов» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Комитет по управлению имуществом г. Саратова (ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании ненормативного акта и действия (бездействия) незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО2 по доверенности от 20.04.2018 №183
ИП ФИО1 (лично, обозревался паспорт)
Представитель ИП ФИО1 – ФИО3 по доверенности 07.05.2016 б/н
Представитель Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» - ФИО4 по доверенности от 22.05.201 №01-23/2466
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее- ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) с заявлением о признании незаконным постановления №2710 от 28.09.2017 Администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее- Администрация МО «Город Саратов», Администрация) об отказе в использовании части земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенного по адресу: <...> сквер Победы в Ленинском районе г. Саратова.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04 мая 2018 года по делу № А57-32053/2017 признано незаконным постановление №2710 от 28.09.2017 Администрации муниципального образования «Город Саратов» «Об отказе в использовании земельного участка».
Суд обязал Администрацию муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1, путем выдачи в двухнедельный срок со дня вступления в силу настоящего решения индивидуальному предпринимателю ФИО1 разрешения на использование земельного участка находящегося в муниципальной собственности, для размещения: пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов; нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения; передвижного зоопарка, без предоставления земельного участка и установления сервитутов площадью 7742 кв.м., расположенного по адресу: <...> сквер Победы, б/н.
В части заявленных требований об обязании Комитета по управлению имуществом города Саратова устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 судом отказано.
В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено в связи с тем, что указанное требование рассмотрено арбитражным судом по делу А57-28129/2016.
Не согласившись с вынесенным решением,Администрация МО «Город Саратов» обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворенной части требований и отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.09.2017№2710 .
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась к Главе Администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выдаче решения (разрешения) на использование части земельного участка согласно прилагаемой схеме с кадастровым номером 64:48:040407:2288, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута площадью 7742 кв.м. сроком на 10 лет по адресу: <...> сквер Победы в Ленинском районе, в целях размещения объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300:
-элементов благоустройства территории;
-пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство -спортивной и детской площадки;
-сезонных аттракционов, приложив все необходимые документы
-нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения для размещения которых не требуется разрешения на строительство; -передвижного зоопарка.
Администрация муниципального образования «Город Саратов» в постановлении №2710 от 28.09.2017 отказала ИП ФИО1 в использовании земельного участка.
Не согласившись с данным постановлением, ИП ФИО1 обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, чтопостановление Администрации МО «Город Саратов» №2710 от 28.09.2017 принято с нарушением требований постановления Правительства Саратовской области № 79-П и препятствует осуществлению ИП ФИО1 предпринимательской деятельности. При этом суд признал незаконным представление спорного земельного участка третьему лицу и установил соблюдение ИП ФИО1 условий по представлению ей места для размещения аттракционов.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу положений статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 ЗК РФ.
Статьей 39.36 ЗК РФ регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, которое вступило в силу с 01.03.2015, был утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Пунктами 4, 19, 23, 24, 25, 26 названного Перечня предусмотрены такие виды объектов как: элементы благоустройства территории, пункты проката велосипедов и другого спортивного инвентаря, спортивные и детские площадки, сезонные аттракционы, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, передвижной зоопарк.
Положением о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 27.02.2015 N 79-П, предусмотрено, что объекты, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании соответствующего решения органа государственной власти области или органа местного самоуправления области, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
Основания для принятия решения об отказе в использовании земельного участка изложены в п. 9 Постановления Правительства Саратовской области N 79-П:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 - 5 настоящего Положения;
б) в заявлении указаны предполагаемые к размещению Объекты (Объект), не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";
в) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению Объектов (Объекта);
г) размещение Объектов (Объекта) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
д) размещаемые Объекты (Объект) не соответствуют утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования области.
Из материалов дела следует, что Администрация МО «Город Саратов» постановлением от 28.09.2017 № 2710 отказала ИП ФИО1 в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка ввиду того, что испрашиваемый участок является частью земельного участка, ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования иному юридическому лицу.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что единственным препятствием для предоставления предпринимателю в пользование земельного участка для размещения элементов благоустройства, аттракционов, послужило предоставление спорного участка в пользование третьему лицу. Суд принял во внимание , что решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2017 № №А57-118673/2017 признано незаконным постановление №668 от 24.02.2015 Администрации муниципального образования «Город Саратов» «О предоставлении Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в Ленинском районе для целей, не связанных со строительством» , т.е. установлена незаконность представления спорного участка третьему лицу. А кроме того , по делу А57-28129/2016 принято решение об обязании уполномоченного органа разрешить ИП ФИО1 размещение аттракционов .
Вместе с тем , следует учесть , что в настоящий момент постановление по делу А57-28129/2016 отменено., а признание незаконным постановление №668 от 24.02.2015 Администрации муниципального образования «Город Саратов» «О предоставлении Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в Ленинском районе не нарушает прав заявителя исходя из того, что требования ИП ФИО1 по настоящему делу не подлежат удовлетворению исходя из отсутствия нарушений субъективных прав предпринимателя при реализации прав на осуществление деятельности.
При рассмотрении вопроса о законности решения администрации об отказе ИП ФИО1 в предоставление в пользование части земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288 следует учитывать, соответствуют ли испрашиваемые предпринимателем к размещению спорные объекты утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования; не приведет ли размещение спорных объектов к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; какими обстоятельствами обусловлена необходимость предоставления разрешения на использование земельного участка площадью 7742 кв. м и сроком на 10 лет. Исходя из того, что при соблюдении федерального законодательства подлежат соблюдению и соответствующие нормативные акты Саратовской области.
На территории муниципального образования «Город Саратов» действует Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов", утв. постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09.06.2015 N 1411, в соответствии с пунктом 1.3 которого размещение аттракционов на территории муниципального образования "Город Саратов" осуществляется на период проведения массовых мероприятий по результатам отбора.
Из материалов дела следует, предоставление права непосредственно ФИО5 нарушает статью 15 ФЗ «О защите конкуренции», т.к. не соблюдается соответствующая процедура отбора претендентов на право размещение аттракционов .
Согласно п 2.18 Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" утв. постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09.06.2015 N 1411 по результатам отбора глава администрации района муниципального образования "Город Саратов", на территории которого предполагается размещение аттракционов, в течение пяти рабочих дней со дня получения итогового протокола издает распоряжение о согласовании размещения аттракционов.
Кроме того, следует принимать во внимание то, что размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов не носит безусловный характер. Без предоставления земельного участка на землях, находящихся в публичной собственности, может быть размещен только объект, указанный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, при этом размещение данного объекта имеет срочный характер и определяется исходя из цели размещения объекта.
В рассматриваемом случае, как установлено судом, испрашиваемый участок находится в составе и границах территории общего пользования, предназначенной для удовлетворения потребностей в отдыхе неограниченного круга лиц и имеющей в связи с этим особый правовой режим использования (сквер «Победы»).
Заявление о предоставлении участка на срок 10 лет предполагает всесезонность его использования в течении всего срока . Вместе с тем , предприниматель не обосновала какие виды объектов будут размещены на территории и какие виды услуг будут оказываться на протяжении всего периода и в связи с чем необходим такой длительный период, без учета сезонности и срочности предоставления участков земли.
Решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 № 51-606 в рамках предоставленных ему полномочий утверждено Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена.
Приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, а также создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Реализуя свои полномочия Администрация муниципального образования «Город Саратов» предоставила территорию сквера Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» с целью благоустройства и озеленения.
Предоставление права на земельный участок, расположенный в пределах территории общего пользования, возможно только для размещения объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования.
При этом подлежат соблюдению условия отбора претендентов, срочности представления земли и возникновения необходимости обустройства мест отдыха.
Указанные условия удовлетворения заявления ИП ФИО1 соблюдены не были.
Таким образом, требования ИП ФИО1 о признании незаконным постановления №2710 от 28.09.2017 Администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее- Администрация МО «Город Саратов», Администрация) об отказе в использовании части земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенного по адресу: <...> сквер Победы в Ленинском районе г. Саратова не могут быть признаны обоснованными, постановление №2710 от 28.09.2017 Администрации муниципального образования «Город Саратов» «Об отказе в использовании земельного участка» не нарушило права предпринимателя.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба Администрации подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 мая 2018 года по делу № А57-32053/2017 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований ИП ФИО1 отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи В.В. Землянникова
А.В. Смирников