ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-33557/2022 от 01.02.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12653/2023

г. Казань Дело № А57-33557/2022

02 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 2 февраля 2024 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,

судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарифуллиной Л.Р. (протоколирование ведется путем использования систем вебконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый Век» - Масловой О.В., доверенность от 14.03.2022,

Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области – Саловой А.Н., доверенность от 09.01.2024,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый Век» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июня 2023 года постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года

по делу № А57-33557/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый Век» (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 20, ОГРН 1026401975940, ИНН 6449033429), заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100, Саратовская область, г. Энгельс, площадь Ленина, д. 30, ОГРН 1026401988183, ИНН 6449013567), публичное акционерное общество «Газпром газораспределение Саратовская область» (410076, г. Саратов, ул. им. Г.К. Орджоникидзе, д. 26, ОГРН 1026403350710, ИНН 6454002828), общество с ограниченной ответственностью «Электросетевая Компания» (410052, г. Саратов, ул. Международная, д. 7, оф. 2, ОГРН 1146453001804, ИНН 6453134211), общество с ограниченной ответственностью «Спецстройэкспертиза» (410017, г. Саратов, ул. Новоузенская, д. 51/63, кв. 192, ОГРН 1156454000042, ИНН 6454098460), Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Театральная, д. 1А, ОГРН 1026401995729, ИНН 6449031750), Управление обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района (413100, Саратовская область, г. Энгельс, площадь Ленина, д. 30, ОГРН 1026401985081, ИНН 6449012228), Министерство строительства и жилищнокоммунального хозяйства Саратовской области (410012, Саратовская область, г. Саратов, 2 А57-33557/2022 ул. им. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1056405029560, ИНН 6452911715), о признании незаконным отказа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый век» (далее – ООО «СК «Новый век», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация), изложенного в уведомлении от 23.11.2022 № 1277/09-02, в выдаче ООО «СК «Новый век» разрешения на строительство объекта: «Многоэтажная жилая застройка по ул. Тургенева в г. Энгельсе Саратовской области. Многоквартирный жилой дом № 1» (далее – МКД № 1) на земельных участках с кадастровыми номерами 64:50:010203:671 и 64:50:000000:82753; о возложении на Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области обязанности выдать ООО «СК «Новый век» разрешение на строительство объекта: «Многоэтажная жилая застройка но ул. Тургенева в г. Энгельсе Саратовской области. Многоквартирный жилой дом № 1» на земельных участках с кадастровыми номерами 64:50:010203:671 и 64:50:000000:82753.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «СК «Новый век» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО «СК «Новый век» поддержала доводы кассационной жалобы, указав на незаконность и необоснованность обжалуемого ненормативного правового акта Администрации.

Представитель Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебном заседании просит суд отказать в удовлетворении кассационной жалобы Общества.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 25.01.2024 был объявлен перерыв до 08 часов 45 минут 01.02.2024.

После перерыва в судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по кассационной жалобе и отзывах на нее, соответственно.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 21 ноября 2022 года ООО «СК «Новый век» обратилось в Администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Многоэтажная жилая застройка по ул. Тургенева в г. Энгельсе Саратовской области. Многоквартирный жилой дом № 1» (далее – МКД № 1) по адресу: Российская Федерация, Саратовская область, Энгельсский м.р-н, г.п. город Энгельс, г. Энгельс, ул. Тургенева, з/у 13; Саратовская обл., г. Энгельс, сроком на 37 месяцев. В заявлении о выдаче разрешения на строительство в качестве основных технико-экономических показателей объекта указано, в том числе, количество квартир – 224.

В составе документации для выдачи разрешения на строительство обществом представлены правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровыми номерами 64:50:010203:671 и 64:50:000000:82753, градостроительные планы земельных участков от 21.02.2022 № РФ-64-4-38-1-09-2022-3470 и № РФ-64-4-38-1-09-2022-3469 (далее – ГПЗУ от 21.02.2022) и иные документы в соответствии со статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

23 ноября 2022 года уведомлением первого заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района № 1277/09-02 Обществу отказано в выдаче разрешения на строительство МКД № 1 в связи с несоответствием представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Письмом от 06.12.2022 № 6131/01-03-06 Администрация в ответ на обращение Общества сообщила, что причиной отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства МКД № 1 послужило несоответствие проектной документации местным нормативам градостроительного проектирования Энгельсского муниципального района Саратовской области, утверждённым решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 29.08.2022 № 96/17-2022 (далее – МНГП от 29.08.2022).

Считая указанный отказ незаконным, ООО «СК «Новый век» оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у Администрации правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.

В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).

Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.

В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.

Из оспариваемого отказа Администрации от 23.11.2022 № 1277/09-02 и письма от 06.12.2022 № 6131/04-03-06 следует, что представленная Обществом проектная документация на МКД № 1 не соответствовала ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, а именно, МНГП от 29.08.2022.

Несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации выразилось в недостаточности предусмотренного проектом количества парковочных мест относительно того, которое необходимо предусмотреть в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, а также в нарушении нормативов, устанавливаемых к допустимому уровню обеспеченности населения муниципального района объектами местного значения в области образования.

Так пунктом 5 ГПЗУ от 21.02.2022 предусмотрено, что при проектировании необходимо предусмотреть места для хранения и паркования легковых автомобилей в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования Саратовской области, утверждёнными постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П (с изменениями) (далее – РНГП), местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утверждёнными решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 30.03.2018 № 380/49-5 (действовали до 06.09.2022) (далее – МНГП от 30.03.2018). Также необходимо обеспечить нормативную потребность и доступность объектов социальной инфраструктуры в соответствии с региональными и местными нормативными градостроительного проектирования.

В соответствии с частью 26 статьи 1 ГрК РФ нормативы градостроительного проектирования - совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчётных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчётных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из положений части 1 статьи 29.1 ГрК РФ следует, что существуют нормативы градостроительного проектирования, которые подразделяются на региональные и местные. Местные, в свою очередь, включают в себя нормативы градостроительного проектирования муниципального района, поселения, городского округа, муниципального округа.

Согласно положениям статьи 29.2 ГрК РФ нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами значения для населения соответствующего уровня и расчётных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения соответствующего уровня.

На основании части 2 статьи 23.1.1. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 96-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» строительство или реконструкция объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного и иного назначения в зоне застроенной территории осуществляется с соблюдением нормативов регионального градостроительного проектирования.

Расчётная потребность в количестве мест парковки автотранспорта определяется в соответствии со Сводом правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 № 1034/пр (далее - СП 42.13330.2016), региональными нормативами градостроительного проектирования Саратовской области.

Пунктом 11.31 СП 42.13330.2016 (в ред. от 19.12.2019, действовавшей на момент выдачи ГПЗУ) определено, что требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями настоящего свода правил (таблица 11.8). При наличии РНГП следует руководствоваться приведёнными в них нормативными показателями. Число мест хранения автомобилей допускается уточнять (уменьшать или увеличивать) в РНГП (МНГП).

Исходя из таблицы 11.8 СП 42.13330.2016, для жилого дома типа «стандартное жильё» установлен коэффициент 1,2 машино-места на квартиру. При этом допускается предусматривать сезонное хранение 10% парка легковых автомобилей в гаражах, расположенных за пределами селитебных территорий поселения (примечание 1 к таблице 11.8).

В зонах жилой застройки следует предусматривать стоянки для хранения легковых автомобилей населения при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции - не более 1000 м (пункт 11.32 СП 42.13330.2016).

В силу пункта 11.33 СП 42.13330.2016 в условиях реконструкции при размещении новой жилой застройки в кварталах сложившейся застройки места для хранения автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов из расчёта не менее 1,0 машино-места на одну квартиру. Стоянки для легковых автомобилей закрытого типа, встроенные или встроенно-пристроенные к жилым и общественным зданиям (за исключением общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций) необходимо предусматривать в соответствии с требованиями СП 118.13330 и СП 54.13330.

Пунктом 2.1.1.30 РНГП (в ред. от 28.07.2021, действовавшей на момент выдачи ГПЗУ) и пунктом 2.1.1.5.8 МНГП от 30.03.2018 (действовавшие на момент выдачи ГПЗУ) было определено, что в зонах жилой застройки следует предусматривать стоянки для хранения легковых автомобилей населения при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции - не более 1000 м. Для стандартного жилья (эконом-класс) предусмотрено 0,85 машино-мест на квартиру (таблица 1.1.1.8 РНГП, таблица 9 МНГП). При этом допускается предусматривать сезонное хранение 10 процентов парка легковых автомобилей в гаражах, расположенных за пределами селитебных территорий населённого пункта.

Между тем, пункт 2.1.1.30 РНГП и пункт 2.1.1.5.8 МНГП от 30.03.2018 содержат общие требования относительно количества машино-мест на квартиру для стандартного жилья эконом-класса. В то же время в РНГП и МНГП есть и специальные нормы о необходимом количестве машино-мест на квартиру.

В соответствии с пунктом 2.1.1.31 РНГП и пунктом 2.1.1.5.9 МНГП от 30.03.2018 в условиях реконструкции при размещении новой жилой застройки в кварталах сложившейся застройки места для хранения автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов из расчёта не менее 1,0 машино-места на одну квартиру.

Из проекта планировки застроенной территории муниципального образования город Энгельс Энгельского муниципального района Саратовской области в границах элемента планировочной структуры (квартала жилой застройки) с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, район ул. Тургенева (далее – ППТ) следует, что данный Проект выполнен на основании договора о развитии застроенной территории муниципального образования город Энгельс Энгельского муниципального района Саратовской области от 28.05.2019.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что в данном случае при расчёте количества парковочных мест для стоянки автомобилей на территории земельного участка, на котором будет расположен проектируемый МКД № 1, нужно руководствоваться пунктом 2.1.1.31 РНГП и пунктом 2.1.1.5.9 МНГП от 30.03.2018 и исходить из расчёта 1 машино-место на квартиру.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что даже при применении коэффициента 0,85 машино-мест на 1 квартиру (пункт 2.1.1.30 РНГП и пункт 2.1.1.5.8 МНГП от 30.03.2018) предусмотренное проектом количество машино-мест не является достаточным для обеспечения запроектированного МКД № 1, на земельном участке.

Из представленной проектной документации следует, что проектируемый МКД № 1 является частью (первым этапом) многоэтажной жилой застройки по ул. Тургенева в г. Энгельсе Саратовской области. Многоэтажная застройка представляет собой комплекс из трёх многоквартирных многосекционных домов, этажность – 10 этажей. На рассматриваемом участке предлагается разместить многоэтажный трёхсекционный жилой дом с благоустройством прилегающей к нему дворовой территории. Земельные участки с кадастровым номером 64:50:010203:671 площадью 3324 кв.м и с кадастровым номером 64:50:000000:82753 площадью 3620 кв.м под проектируемый МКД № 1 имеют общую границу.

Всего в МКД № 1 предусмотрено 224 квартиры. Из расчёта 0,85 машино-мест на 1 квартиру общее нормативное количество парковочных мест для автотранспорта на МКД должно составлять 190. Парковочные места для автотранспорта для жителей МКД № 1 частично расположены на территории, определённой ППТ.

При этом фактически в границах отвода земельных участков для строительства МКД № 1 с расчётным количеством квартир в 224 шт. запланировано лишь 97 парковочных мест. Остальные изображённые на графическом плане парковочные места расположены в границах территории, предусмотренной для размещения запланированных МКД № 2 и № 3.

Доводы Общества о том, что данные парковочные места необходимо учитывать и для МКД № 1 противоречат положениям пункта 2.1.1.31 РНГП и пункта 2.1.1.5.9 МНГП от 30.03.2018 о необходимом нормативном количестве парковочных мест на территории земельного участка, на котором будет расположен проектируемый МКД.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что в радиусе 800-1000 м от рассматриваемого места застройки платных автостоянок закрытого и (или) открытого типа не имеется, следовательно, отсутствует возможность парковки личного автотранспорта в иных местах, кроме как на территории размещения МКД № 1, у будущих жителей этого МКД.

Парковочные места, расположенные в профиле улично-дорожной сети, также не могут являться местами для хранения автотранспорта, поскольку представляют собой временные стоянки в системе городской улично-дорожной транспортной сети.

Размещение парковочных мест за пределами застраиваемого земельного участка повлечёт нарушение прав граждан, которые будут проживать в данном МКД, и приведёт к образованию хаотичной стихийной парковки, что, безусловно, станет причиной усугубления коммунальной работы при уборке снега на дорогах в зимний период, а также затруднит проезд пожарных автомобилей, карет скорой помощи и других спецслужб.

Таким образом, суды пришли в обоснованному выводу о том, что принимая во внимание требование РНГП и МНГП о необходимости при размещении новой жилой застройки в кварталах сложившейся застройки предусматривать места для хранения автомобилей в границах земельных участков жилых домов из расчёта не менее 1 машино-места на 1 квартиру, застройщиком (даже с учётом применения коэффициента 0,85 машино-мест на 1 квартиру) предоставлена проектная документация, не соответствующая установленным требованиям градостроительного законодательства и ГПЗУ.

Помимо изложенного суды отметили то, что проектная документация МКД № 1 не предусматривает допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения в области образования (детскими садами и школами).

Согласно статье 22.1.1 Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 96-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» проектирование объектов жилого назначения осуществляется с учётом необходимого количества объектов социального назначения, определённых в составе проекта планировки территории элемента планировочной структуры, в соответствии с расчётными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения, установленных региональными и местными нормативами градостроительного проектирования (часть 3).

В обжалуемом решении суд первой инстанции применил МНГП от 29.08.2022, в соответствии с пунктом 2.3.1 и таблицей 4 которых: расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения муниципального района объектами местного значения в области образования и расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения предусматривают:

- минимально допустимый уровень обеспеченности дошкольными образовательными организациями общего типа на 100 жителей детского населения от 0 до 7 лет, проживающего в радиусе территориальной доступности - 75 мест; максимально допустимый радиус территориальной (пешей) доступности составляет 300 метров;

- минимально допустимый уровень обеспеченности школьными общеобразовательными организациями с начальным, общим и основным общим образованием (I - IX классы) в 500-метровом радиусе территориальной доступности составляет 100 мест на 100 детей соответствующего школьного возраста. Обеспеченность общеобразовательными организациями со средним общим образованием (X - XI классы) - соответственно 75 мест на 100 детей соответствующего школьного возраста.

Между тем, как отметил суд апелляционной инстанции, на момент выдачи ГПЗУ от 21.02.2022 действовали МНГП от 30.03.2018, положения которых (пункт 2.1.3 и таблица 15) относительно уровня обеспеченности и уровня территориальной доступности образовательных учреждений для населения соответствовали аналогичным положениям РНГП (пункт 2.3.1 и таблица 4).

В соответствии с пунктом 2.3.1 и таблица 4 РНГП:

- минимально допустимый уровень обеспеченности дошкольными образовательными организациями общего типа на 100 жителей детского населения от 0 до 7 лет, проживающего в радиусе территориальной доступности - 70 мест (на 5 мест меньше, чем указано в МНГП от 29.08.2022); максимально допустимый радиус территориальной (пешей) доступности составляет 300 метров;

- минимально допустимый уровень обеспеченности общеобразовательными организациями с начальным, общим и основным общим образованием (I - IX классы) в 500-метровом радиусе территориальной доступности составляет 100 мест на 100 детей соответствующего школьного возраста; обеспеченность общеобразовательными организациями со средним общим образованием (X - XI классы) - соответственно 75 мест на 100 детей соответствующего школьного возраста.

Согласно разделу «Технико-экономические показатели проекта планировки» ППТ в квартале жилой застройки по ул. Тургенева муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области планируемая численность населения составляет 1159 чел с учётом обеспеченности жилым фондом 30 кв.м/чел. (т.1 л.д.53 с обратной стороны листа).

Аналогичный норматив по обеспеченности жилым фондом использован обществом в проектной документации, согласно которой численность населения в МКД № 1 составляет 372 человека.

В соответствии с Приложением Д СП 42.13330.2016 нормы расчёта учреждений устанавливаются в зависимости от демографической структуры населённого пункта.

Согласно статистическим данным по демографии Саратовской области для городского населения количество детей младшего возраста составляет 4,3 % от населения, количество детей школьного возраста - 9,7 % от населения.

Следовательно, исходя из расчётной численности жителей проектируемого дома и статистических данных по Саратовской области:

- количество детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет составит 16 человек (372 * 4,3%);

- количество детей школьного возраста составит 36 человек (372 * 9,7%).

Таким образом, потребность в дошкольных образовательных организациях общего типа составляет 11 человек (16*70%), а потребность в школьных образовательных организациях составит 36 человек (36*100%).

В соответствии с данными ППТ существующая дошкольная образовательная организация – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 38» - не входит в границы проекта, в перспективе подлежит реконструкции с увеличением до 160 мест. Общеобразовательная организация находится за пределами проектируемой территории в транспортной доступности (т.1 л.д.54-55).

В материалы дела представлена схема доступности социальных объектов по отношению к проектируемому МКД № 1 по радиусам в 300 м и 500 м.:

- в радиусе 300 м находится муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития дошкольного образования «Журавушка» Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – МАДОУ «ЦРДО «Журавушка»);

- в радиусе 500 м объектов общего (школьного) образования не имеется.

Согласно информации, представленной заместителем главы Администрации по социальной сфере от 08.12.2022 № 609/03-01-02, в МАДОУ «ЦРДО «Журавушка» проектной мощностью (вместимостью) 120 мест фактическое количество обучающихся составляет 183 ребёнка, загруженность составляет 153%, свободных мест - 0.

В связи с изложенным, суды пришли к верному выводу о необходимости соблюдения минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами образования.

В оспариваемом отказе Администрации от 23.11.2022 № 1277/09-02 Обществу отказано в выдаче разрешения на строительство МКД № 1 в связи с несоответствием представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии у Администрации правовых оснований для отказа Обществу в выдаче разрешения на строительство.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы по заявленным в ней доводам не имеется.

Судебные расходы, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на ее заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июня 2023 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года по делу N А57-33557/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса.

Председательствующий судья А.Д. Хлебников

Судьи С.В. Мосунов

Л.Ф. Хабибуллин