ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-5994/2017
18 января 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей – Камериловой В.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО1, по доверенности от 06.07.2018 №01-08/211
от прокуратуры Саратовской области - ФИО2, удостоверение №232220,
от комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов»- ФИО3, по доверенности от 09.01.2019; 04-02/6,
от комитета по ЖКХ муниципального образования «Город Саратов» - ФИО4, по доверенности от 09.01.2019 №02-6302/3
иные лица - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации ТСЖ Ленинского района на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 ноября 2018 года по делу № А57-5994/2017 (судья Н.В. Павлова)
по иску Ассоциации ТСЖ Ленинского района, г. Саратов
к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов,
третьи лица: Администрация муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, комитет по ЖКХ муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» г. Саратов, МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова, в лице ликвидационной комиссии, г. Саратов, заинтересованное лицо: прокуратура Саратовской области,
об обязании произвести капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - ассоциация, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию «Город Саратов» (далее - МО «Город Саратов») в лице администрации МО «Город. Саратов» (далее - администрация, ответчик), об обязании администрации за счет средств казны МО «Город Саратов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 6 по ул. Днепропетровская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 05.07.2017 N 2395/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов (N 1-7) жилого дома на сумму 3 380 918 руб.; ремонт циркуляционного трубопровода, стояков и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 547 011 руб.; ремонт стояков по квартирам, лежаков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 863 764 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 1 432 297 руб.; ремонт розлива и стояков системы центрального отопления жилого дома на сумму 6 970 640 руб.; ремонт системы электроснабжения жилого дома на сумму 1 257 354 руб.; ремонт кровли (над подъездами N 2, 3, 4, 5) жилого дома на сумму 1 553 586 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 339 441 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 107 700 руб.; ремонт фасада (утепление торцевых стен подъездов N 1,7) жилого дома на сумму 2 135 991 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по 7 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 12 по ул. Днепропетровская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 3 к заключению эксперта от 05.07.2017 N 2395/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов (N 1 - 4) жилого дома на сумму 1 931 898 руб.; ремонт кровли жилого дома на сумму 1 168 086 руб.; ремонт стояков и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 131 714 руб.; ремонт стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 483 553 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 895 172 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 488 571 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 227 682 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 56 936 руб.; ремонт фасада (утепление торцевых стен подъездов, ремонт межпанельных швов) жилого дома на сумму 4 990 077 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Делу присвоен № А57-1304/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.09.2017, дополнительным решением от 12.10.2017, оставленными без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 апреля 2018 г. N Ф06-30951/2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018, дополнительное решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 по делу N А57-1304/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
АТСЖ Ленинского района обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ об обязании муниципального образования «Город Саратов» в лице администрации МО «Город Саратов» (далее - Администрация) за счет средств казны МО «Город Саратов» в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 10 по ул. им. Уфимцева К.Г. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 05.06.2017 N 2130/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: утепление поверхности торцевых стен подъезда N 1 и уступы подъездов N 1, 2, 3, 4 жилого дома на сумму 1 188 531 руб.; ремонт поверхности кровли жилого дома на сумму 1 407 211 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 646 598 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 51 559 руб.; замену мусоропроводов жилого дома на сумму 2 068 670 руб.; ремонт отмостки дома на сумму 172 492 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 12 по ул. Уфимцева К.Г. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 3 к заключению эксперта от 05.06.2017 N 2130/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: утепление торцевых стен и выступов зала жилого дома на сумму 1 998 157 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 667 866 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 832 226 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 063 159 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 52 887 руб.; замену мусоропроводов жилого дома на сумму 2 068 670 руб.; ремонт отмостки дома на сумму 196 459 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Делу присвоен № А57-2938/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017, исковые требования Ассоциации удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 марта 2018 г. решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 по делу N А57-2938/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
АТСЖ Ленинского района г. Саратова обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации МО «Город г. Саратов» об обязании за счет средств казны МО «Город Саратов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. им. Уфимцева К.Г. в г. Саратове, в частности - замену оборудования общего имущества согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 15.06.2017 N 2255/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы): утепление торцевых стен подъездов NN 1,2,3,5,6,9,10,15 и выступов зала подъездов с N 1 по N 15 жилого дома на сумму 7 837 567 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 15 включительно) - капитальный ремонт лифтов с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс, в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Делу присвоен № А57-2935/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.10.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 марта 2018 г. решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 по делу N А57-2935/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
АТСЖ Ленинского района г. Саратова обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании за счет средств казны МО «Город. Саратов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 62 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 31.05.2017 N 2135/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли дома на сумму 1 129 559 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 231 251 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 6) жилого дома на сумму 911 990 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 46 471 руб.; ремонт межпанельных швов жилого дома на сумму 722 371 руб.; ремонт розлива и стояков водоотведения жилого дома на сумму 311 250 руб.; ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 218 038 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения дома на сумму 216 743 руб.;
- в многоквартирном доме N 8 по ул. им. Куприянова А.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 3 к заключению эксперта от 31.05.2017 N 2135/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 883 123 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 189 713 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 4) жилого дома на сумму 1 460 152 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 67 724 руб.; ремонт кровли дома на сумму 2 019 966 руб.; утепление торцевых стен жилого дома на сумму 886 691 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 5 089 456 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения дома на сумму 1 119 267 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 12 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 13 по ул. им. Куприянова А.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 4 к заключению эксперта от 31.05.2017 N 2135/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли дома на сумму 1 163 087 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 209 727 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 4) жилого дома на сумму 800 307 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 48 756 руб.; утепление торцевых стен жилого дома на сумму 2 715 599 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения дома на сумму 558 418 руб.; ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 308 698 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 4 226 162 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с
пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Делу присвоен № А57-1451/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 марта 2018 г. решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2017 по делу N А57-1451/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
АТСЖ Ленинского района обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице Администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - ответчик), о понуждении в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести
- в многоквартирном доме N 4 по ул. им. Бардина И.П. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов приложения N 2 к заключению эксперта от 05.06.2017 N 2131/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома, на сумму 481 139 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 9) жилого дома на сумму 10 210 903 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 117 330 руб.; электромонтажные работы жилого дома на сумму 1 755 385 руб.; ремонт стояков и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 743 684 руб.; ремонт стояков и розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 9 155 711 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 1 543 814 руб.; ремонт кровли жилого дома на сумму 2 513 079 руб.; ремонт фасада (утепление фасада) жилого дома на сумму 6 494 522 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 9 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 60 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов приложения N 3 к заключению эксперта от 05.06.2017 N 2131/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно, ремонт отмостки жилого дома на сумму 139 966 руб.; ремонт фасада (утепление фасада) жилого дома на сумму 2 140 731 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 42 178 руб.; ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 576 359 руб.; ремонт розлива и стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 194 844 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 293 453 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 2) жилого дома, на сумму 687 256 руб.
Делу присвоен № А57-1448/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2017 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2017 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 апреля 2018 г. решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 по делу N А57-1448/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
АТСЖ Ленинского района обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации МО «Город Саратов» об обязании администрации за счет средств казны МО «Город. Саратов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 1 по ул. им. Чемодурова В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества согласно локальным сметным расчетам приложения N 2 к заключению экспертизы от 18.07.2017 N 2417/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 406 237 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 114 959 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 35 199 руб.; ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 369 367 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 187 805 руб.; ремонт розлива и стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 137 533 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 343 198 руб.; ремонт системы электроснабжения жилого дома на сумму 317 530 руб.;
- в многоквартирном доме N 9 по ул. им. Чемодурова В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества согласно локальным сметным расчетам приложения N 3 к заключению экспертизы от 18.07.2017 N 2417/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 406 237 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 35 080 руб.; ремонт подъезда (N 1) жилого дома на сумму 502 732 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 10 724 руб.; ремонт стояков, розлива, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 676 494 руб.; ремонт стояков, розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 179 899 руб.; ремонт розлива и стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 132 260 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 347 062 руб.;
- в многоквартирном доме N 10 по ул. Электронная в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества согласно локальным сметным расчетам приложения N 4 к заключению экспертизы от 18.07.2017 N 2417/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 787 150 руб.; ремонт подъездов (N 1, 2) жилого дома на сумму 1 798 102 руб.; ремонт стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 286 857 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 491 187 руб.; ремонт розлива и розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 149 570 руб.; ремонт розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 86 165 руб.; утепление стен фасада жилого дома на сумму 3 972 746 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011»"Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 26А по ул. Деловая в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам приложения N 5 к заключению экспертизы от 18.07.2017 N 2417/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов (с N 1 по 4) жилого дома на сумму 487 817 руб.; ремонт стояков, розлива, циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 312 194 руб.; ремонт стояков системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 887 581 руб.; ремонт розлива и стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 724 014 руб.; ремонт стояков, розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 4 862 214 руб.; ремонт кровли жилого дома на сумму 1 717 328 руб.; ремонт фасада (утепление торцов) жилого дома на сумму 2 208 479 руб.
Делу присвоен № А57-3061/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2018 г. решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу N А57-3061/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
АТСЖ Ленинского района обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании за счет средств казны МО «Город Саратов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 77 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 15.06.2017 N 2251/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 612 361 рублей; утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов жилого дома на сумму 2 153 283 рублей; ремонт стояков, розлива водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 207 282 рублей; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 281 740 рублей; ремонт стояков системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 204 177 рублей; ремонт стояков, розлива, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 579 021 рублей; ремонт отмостки жилого дома на сумму 107 728 рублей; ремонт подъезда (N 2) жилого на сумму 605 682 рублей; ремонт цоколя жилого дома на сумму 40 297 рублей, а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 81 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 3 к заключению эксперта от 15.06.2017 N 2251/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт фасада (утепление стен фасада, ремонт межпанельных швов) жилого дома на сумму 2 776 696 рублей; ремонт стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 300 610 рублей; ремонт розлива и стояков системы центрального отопления жилого дома на сумму 3 312 201 рублей; ремонт отмостки жилого дома на сумму 146 072 рублей; ремонт подъездов (с N 1 по N 4) жилого дома на сумму 2 552 739 рублей; ремонт цоколя жилого дома на сумму 68 585 рублей, а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Делу присвоен № А57-2070/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2018 г. решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 по делу N А57-2070/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
АТСЖ Ленинского района обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании за счет средств казны МО «Город Саратов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести в многоквартирных домах:
- N 5 по ул. им. Тархова С.Ф. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов приложения N 2 к заключению эксперта от 04.08.2017 N 2757/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома на сумму 224 040 рублей; ремонт стояков, розлива и циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 073 709 рублей; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 843 713 рублей; ремонт стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 460 666 рублей; ремонт стояков и розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 4 247 149 рублей; ремонт фасада (утепление уступов) жилого дома на сумму 1 030 548 рублей, а также во всех подъездах дома (с 1 по 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- N 10А по ул. Электронная в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов приложения N 3 к заключению эксперта от 04.08.2017 N 2757/6- 3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: замена оконных блоков подъездов жилого дома на сумму 878 784 рублей; ремонт кровли жилого дома на сумму 911 143 рублей; ремонт отмостки жилого дома на сумму 219 758 рублей; ремонт фасада (утепление уступов) жилого дома на сумму 1 030 548 рублей; ремонт стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 345 453 рублей; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 536 908 рублей; ремонт стояков, розлива и циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 831 842 рублей;
- N 10 по ул. Днепропетровская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома в том числе, замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов приложения N 4 к заключению эксперта от 04.08.2017 N 2757/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 1 153 281 рублей; ремонт стояков, розлива и циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 120 219 рублей; ремонт стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 460 666 рублей; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 684 588 рублей; ремонт стояков и розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 4 145 030 рублей; замена мусоропроводов, ремонт мусороприемных камер жилого дома на сумму 907 391 рублей; замена оконных блоков подъездов жилого дома на сумму 1 020 436 рублей; ремонт фасада (утепление торцевой стены подъезда N 4) жилого дома на сумму 407 191 рублей, а также во всех подъездах дома (с 1 по 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- N 19 по проспекту Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов приложения N 5 к заключению эксперта от 04.08.2017 N 2757/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: замена оконных блоков подъездов жилого дома на сумму 154 723 рублей; ремонт стояков, розлива, полотенцесушителей системы центрального отопления жилого дома, на сумму - 2107 122 рублей; ремонт стояков и розлива системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 167 297 рублей; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 278 825 рублей.
Делу присвоен № А57-5994/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.10.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф06-30945/2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 по делу N А57-5994/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 27 июля 2018 года дела №А57-3061/2017, №А57-2070/2017, №А57-1451/2017, №А57-1304/2017, №А57-1448/2017 объединены в одно производство с делом А57-5994/2017 для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному производству №А57-5994/2017.
В ходе рассмотрения вышеуказанных дел, при новом рассмотрении судом были приняты заявленные Истцом уточнения исковых требований, в соответствии с которыми последний просил увеличить срок производства работ по капитальному ремонту до 9 месяцев после вступления судебных актов в законную силу и исключил из исковых требований стоимость работ по капитальному ремонту, установленную в экспертных заключениях.
К участию в деле была привлечена прокуратура Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований АТСЖ Ленинского района отказано.
С истца в доход Федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Ассоциации ТСЖ Ленинского района, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: ТСЖ «Днепр-1», ТСЖ «Уфимский», ТСЖ «Темп-2001» не были привлечены к участию в деле, поскольку они являлись участниками приема-передачи документов по спорным домам; обязанность по проведению капитального ремонта домов имеет иную правовую природу и не связана с обязанностью внесения в своей доле МО «Город Саратов» взносов в фонд капитального ремонта, как собственника муниципальных квартир, при этом все собранные с собственников денежные средства были потрачены на капитальный ремонт общего имущества домов и перечень этого имущества не входит в перечень работ, которые суд обязал произвести ответчика по спорному делу; согласно программе Правительства Саратовской области от 31.12.2-13 №800-П на момент последних приватизаций спорные дома нуждались в капитальном ремонте, при этом наличие Областной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в Саратовской области не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска; кроме того, апеллянт указывает, что нормативный срок службы лифтов в 25 лет является пресекательным.
Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» представил суду отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От АТСЖ Ленинского района в материалы дела поступило ходатайство о приостановлении производства по делу.
Явившиеся представители лиц, участвующих в деле, возражали против удовлетворения заявленного ходатайства.
По смыслу главы 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае возникновения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в связи с тем, что данные обстоятельства могут повлиять на законность принятого судебного акта, арбитражный суд приостанавливает производство по делу на срок до момента устранения данных обстоятельств.
Основным критерием, свидетельствующим о наличии оснований для приостановления производства, служит невозможность или затруднительность рассмотрения дела и апелляционной жалобы, вызванные, в первую очередь, отсутствием у суда в силу объективных причин сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для разрешения спора. Поскольку истцом в обоснование ходатайства о приостановлении производства по делу не приведены доводы, указывающие на наличие препятствий (статьи 143, 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к рассмотрению дела и апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для приостановления производства по делу.
Представители комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по ЖКХ муниципального образования «Город Саратов», прокуратуры Саратовской области, муниципального образования «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, С 01 сентября 2015 года Ассоциация ТСЖ Ленинского района на основании заключенных договоров управления от 24 августа 2015 года, утвержденных решениями общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, оформленных протоколами от 21 августа 2015 года и лицензии №064-000149 от 30 апреля 2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией Саратовской области осуществляет в качестве управляющей организации управление многоквартирными домами в г. Саратове (включенного в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом Саратовской области) по следующим адресам: <...>, <...>, <...>, <...>; ул. им. Куприянова, <...>; ул. им. Бардина И.П., <...>
Указанные договоры действующие и заключены на срок с 01 сентября 2015 года по 31 августа 2020 года (пункт 8.1. договора).
В соответствии с пунктом 4.2.4 указанных договоров управления Ассоциация в интересах собственников жилых и нежилых помещений без доверенности имеет право представлять их законные интересы в судах; предъявление иска в суд об обязании бывшего наймодателя произвести капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»); а также предъявление иных исков, связанных с управлением, содержанием и ремонтом общего имущества дома).
Полномочия Ассоциации действовать в интересах собственников помещений в домах, в том числе – при предъявлении иска об обязании бывшего наймодателя произвести капитальный ремонт домов, следует из анализа положений жилищного законодательства, определяющих порядок избрания и статус управляющей организации, а также содержания пункта 4.2.4 договоров управления, копии которых представлены в материалы дела.
При проведении общего осмотра спорных многоквартирных домов выявлено, что он требуют капитального ремонта.
По результатам осмотров, проведенных в сентябре 2015 года, составлены соответствующие акты осмотров спорных многоквартирных домов. Осмотры проведены в отсутствие представителей муниципального образования г. Саратов.
В спорных многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» №2327 от 30 сентября 2010 года «О приватизации жилищного фонда» комитет по управлению имуществом города Саратова от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» производил и производит приватизацию муниципальных жилых помещений.
Согласно прилагаемых договоров на приватизацию жилых помещений последняя приватизация (в пределах 3-х годичного срока) производилась по следующим муниципальным квартирам (жилые помещения):
ул. Уфимцева, д. 2, кв. 97 - договор от 12.10.2015,
ул. Уфимцева, д. 2, кв. 246 - договор от 29.02.2016,
ул. Уфимцева, д. 2, кв. 341 - договор от 02.02.2016,
ул. им. Куприянова А.И, д. 8, кв. 186 - договор от 20.02.2015,
ул. им. Куприянова А.И., д. 13, кв. 14 - договор от 13.06.2015,
ул. им. Куприянова А.И., д. 13, кв. 110 - договор от 16.10.2015,
ул. им. Лебедева-Кумача В.И., д. 62, кв. 86 - договор от 25.09.2015,
ул. им. Лебедева-Кумача В.И., д. 62, кв. 8 - договор от 05.10.2015,
ул. им. Лебедева-Кумача В.И., д. 62, кв. 25 - договор от 17.04.2015,
ул. Деловая, д. 26А, кв. 102 – договор от 27.03.2015,
ул. им. Чемодурова В.И., д. 9, кв. 30 - договор от 08.07.2015,
ул. Электронная, д. 10, кв. 43 - договор от 27.11.2015,
ул. Электронная, д. 10, кв. 75 – договор от 31.03.2015,
ул. Лебедева-Кумача, д. 77, кв. 6 - договор от 22.01.2016,
ул. Лебедева-Кумача, д. 77, кв. 24 - договор от 11.03.2016,
ул. Лебедева-Кумача, д. 77, кв. 63 – договор от 13.04.2015,
ул. Лебедева-Кумача, д. 81, кв. 12 - договор от 18.02.2016,
ул. Лебедева-Кумача, д. 81, кв. 124 – договор от 15.09.2015,
ул. Лебедева-Кумача, д. 81, кв. 138 – договор от 25.12.2014.
Полагая, что бывший наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту, как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирных домах до момента исполнения обязательства, поскольку на момент приватизации квартир дома требовали капитального ремонта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, обстоятельства по делу и доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судебного акта по следующим основаниям.
В ответе на вопрос 5 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, сохраняется ли у бывшего наймодателя - собственника жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда при приватизации гражданами жилых помещений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, требующих на момент приватизации капитального ремонта, дано следующее разъяснение.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом.
При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и неисполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Таким образом, согласно вышеуказанному разъяснению Верховного Суда Российской Федерации при проведении бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках помещений данного дома.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов государственной Думы».
Как указал Конституционный Суд в вышеприведенном постановлении, изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, то есть обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе, на граждан, приватизировавших жилые помещения.
Действительно, материалами дела подтверждается, что приватизация квартир в спорных многоквартирных домах, 1971-го и последующих годов постройки, началась в 1992-1993 годах.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района зарегистрирована 17.11.2003 и ее учредителями являются, в том числе и ТСЖ, которым были переданы дома, находящиеся на балансе МУ «ДЕЗ по Ленинскому району».
Между вышеуказанными товариществами собственников жилья и Ассоциацией заключены типовые договоры управления многоквартирными домами, которые в последующем пролонгировались.
В 2004 году дома, с начала приватизации квартир, находившиеся на балансе муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова» (далее – МУ «ДЕЗ по Ленинскому району»), были переданы в управление различным ТСЖ в последующем присоединенных к Ассоциации).
Довод подателя апелляционной жалобы о не привлечении ТСЖ «Днепр-1», ТСЖ «Уфимский», ТСЖ «Темп-2001» к участию в деле, поскольку они являлись участниками приема-передачи документов по спорным домам, апелляционная коллегия считает неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец не заявлял о не привлечении ТСЖ «Днепр-1», ТСЖ «Уфимский», ТСЖ «Темп-2001» к участию в деле в качестве соответчиков или третьих лиц, в связи с чем, полномочий на привлечение указанных ТСЖ к участию в деле у суда апелляционной инстанции не имеется. Таких правовых оснований не усмотрел и суд кассационной инстанции при рассмотрении первоначальных исковых требований. Оспариваемый судебный акт не содержит выводов о правах и обязанностях ТСЖ «Днепр-1», ТСЖ «Уфимский», ТСЖ «Темп-2001».
Уровень физического износа спорных элементов общего имущества многоквартирных домов по состоянию на начало приватизации помещений муниципального жилищного фонда и на дату передачи домов МУ «ДЕЗ по Ленинскому району» в управление ТСЖ на предмет превышения нормативных показателей, установленных Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий (ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р), определяющих минимальную продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, а также, относительно замены лифтового оборудования, - установленных соответствующей нормативной документацией, допустимой к применению, исходя из даты ее вступления в законную силу, определить невозможно, на что указали эксперты при проведении судебной экспертизы по настоящему делу.
В соответствии с части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В подп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, указанного в подп. "а" - "д" п. 2 данных Правил.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 8.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку средства на капитальный ремонт спорного дома аккумулируются на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, сами собственники должны принимать решения о необходимости проведения капитального ремонта и определять размер взносов, достаточный для его выполнения, что также соотносится с законодательно установленной обязанностью управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе, путем проведения текущего и капитального ремонтов.
По мнению суда апелляционной инстанции, такая обязанность истцом исполнена не была.
Поскольку при передаче домов в управление ТСЖ, входивших в состав Ассоциации, ответчиком была исполнена обязанность по выполнению капитального ремонта, в дальнейшем при ухудшении состояния общего имущества, повторно такая обязанность на него возложена быть не может.
В данном случае Закон о приватизации не имеет большей силы перед нормами жилищного и гражданского законодательства. Иное толкование позволило было до окончания приватизации всех жилых помещений в каждом многоквартирном доме по мере наступления необходимости в выполнении капитального ремонта, производить его только за счет бывшего наймодателя и исключать из данного процесса собственников, на которых такая обязанность возложена статьи158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данное толкование также противоречит принципу юридического равенства, предусмотренного частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку создает преимущественные условия для других собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что отсутствие у АТСЖ Ленинского района денежных средств, собранных с собственников, на проведение капитального ремонта не освобождает её от обязанности, предусмотренной статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что Ассоциацией в материалы дела в подтверждение данного довода не представлены документы, подтверждающие отсутствие либо недостаточность денежных средств, уплаченных собственниками на капительный ремонт на специальном счете.
Кроме того, осмотр спорных домов был произведен истцом в сентябре 2015 г., то есть, через существенный промежуток времени после приватизации квартир и установить, нуждались ли данные многоквартирные дома в ремонте на момент первых приватизаций, а также составления актов осмотра (сентябрь 2015 г.), не представляется возможным. Иных доказательств в материалы дела не представлено.
Как было указано выше, осмотр производился в отсутствие представителей муниципального образования, в связи с чем, нельзя признать подтверждёнными доводы, что на момент спорных приватизаций, многоквартирные дома нуждались в капитальном ремонте.
Кроме того, в определении от 01.03.2012 №389-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Омска на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конкретные возлагаемые федеральным законодателем на органы местного самоуправления в порядке реализации норм статьи 40 Конституции Российской Федерации обременения должны быть юридически и социально обоснованными, пропорциональными, согласовываться с конституционной природой местного самоуправления и не должны нарушать самостоятельность и иные конституционные принципы, на которых строятся взаимоотношения государственной власти и местного самоуправления.
Определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 года N 1334-О-О и от 14 июля 2011 года N 886-О-О).
Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что согласно программе Правительства Саратовской области от 31.12.2-13 №800-П на момент последних приватизаций спорный многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, при этом наличие Областной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в Саратовской области не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным ввиду следующего.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 №800-П утверждена областная адресная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Саратовской области.
Следует отметить, что источником финансирования Программы являются взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме; проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете. Начало срока реализации Программы - 2014 г.
Согласно вышеуказанной Программе в спорных многоквартирных домах предусмотрено проведение различных видов капитального ремонта.
Приведенные выше, включенные в Программу виды капитального ремонта в спорных многоквартирных домах полностью соответствуют видам работ по капитальному ремонту, заявленным Ассоциацией.
Суд пришел к обоснованному выводу, что капитальный ремонт общего имущества, включенный в адресную Программу за счет собственников не выполнялся, и обращение с иском к муниципальному образованию о понуждении выполнить капитальный ремонт за счет средств бюджета города Саратова в соответствии с Законом о приватизации, преследует цель избежать обязанности по выполнению такого ремонта за счет средств собственников. При этом обязанность по выполнению капитального ремонта собственниками за счет взносов была установлена еще в 2014 году, то есть с начала действия Программы, однако истец, обращаясь с настоящим иском, посчитал возможным переложить данную обязанность на муниципальное образование в связи с единичными фактами приватизации квартир, что суд в соответствии со ст. 10 ГК РФ обоснованно признал злоупотреблением правом.
Заявляя исковые требования об обязании ответчика выполнить капитальный ремонт лифтов в домах <...>, <...>, <...> с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс, истец руководствовался пунктом 5 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», (утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824), согласно которому срок службы лифта устанавливается равным 25 годам, со дня ввода его в эксплуатацию.
Суд первой инстанции, отказывая в иске относительно лифтового оборудования, пришел к выводу, что срок эксплуатации лифтов может быть продлен.
Довод апеллянта о том, что нормативный срок службы лифтов в 25 лет является пресекательным, апелляционный суд отклоняет по следующим основаниям.
Согласно положениям пункта 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» подтверждение соответствия лифта и устройств безопасности лифта, указанных в приложении 2, требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме обязательной сертификации перед выпуском их в обращение на территории государств - членов Таможенного союза.
Оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
При обследовании лифта определяются:
- соответствие лифта, отработавшего назначенный срок службы, общим требованиям безопасности, установленным приложением 1 к настоящему техническому регламенту и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным приложением 1 к настоящему техническому регламенту;
- необходимые мероприятия (в том числе модернизация лифта) и сроки выполнения мероприятий по обеспечению соответствия лифта требованиям настоящего технического регламента (п. 5.1).
Согласно пункту 5.3 сведения о проведенном обследовании указываются в паспорте лифта. На основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее условия и возможный срок продления использования лифта и рекомендации по модернизации или замене лифта.
Заявитель на основании положительных результатов оценки соответствия оформляет декларацию соответствия и назначает новый срок службы лифта, делает в паспорте запись о сроке службы и технической готовности лифта к вводу в эксплуатацию.
Согласно пункту 5.4. при отсутствии необходимости модернизации или замены лифта и выполнения условий продления срока эксплуатации устанавливается срок использования лифта по назначению.
Согласно пункту 5.5 статьи 6 вышеупомянутого Технического регламента лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего технического регламента в срок, не превышающий 7 лет с даты вступления в силу настоящего Технического регламента.
Таким образом, истцом, как управляющей компанией, в отношении лифтов с истекшим сроком эксплуатации должны были быть совершены ряд действий, связанных с обследованием таких лифтов посредством привлечения специализированной организации и составления заключения с соблюдением вышеназванных требований Технического регламента, однако такие действия с 2015 года им совершены не были.
Эксперты, выполнявшие по поручению суда судебную экспертизу, не относятся к числу лиц, которые могут дать заключение о невозможности дальнейшей эксплуатации таких лифтов, ни в силу своей специальности, что они подтвердили в суде первой инстанции, ни в силу своей компетенции.
Таким образом, в материалах дела не представлено доказательств того, требуется ли модернизация лифтов, их замена, или невозможна дальнейшая эксплуатация в течение определенного срока.
Кроме того, спорные многоквартирные дома, согласно представленной в материалы дела технической документации, имеют 1976, 1983, 1987 года постройки. Соответственно, 25-летний срок эксплуатации лифтового оборудования истек в 2001 и последующих годах. Однако, доказательств того, что собственниками, равно как и управляющими компаниями по истечении 25-летнего срока эксплуатации, на протяжении последующих лет принимались меры к замене лифтового оборудованию и ремонту лифтовых шахт в материалы дела не представлено. Сам факт наступления события - приватизации жилого помещения не может возлагать на бывшего наймодателя одного или нескольких жилых помещений обязанность выполнить капитальный ремонт лифтов в интересах всех собственников многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного апелляционная жалоба АТСЖ Ленинского района удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2018 года по делу № А57-5994/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.А. Клочкова
Судьи В.А. Камерилова
М.Г. Цуцкова