ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-6156/20 от 18.02.2021 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-6156/2020

26 февраля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2021 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Волковой Т. В.,

судей Антоновой О.И., Луевой Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шавеевой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Вольского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 декабря 2020 года по делу № А57-6156/2020,

по исковому заявлению Администрации Вольского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401677807 ИНН 6441007410),

к акционерному обществу «Управление отходами» (ОГРН 1117746488232 ИНН 7725727149),

о признании незаконным бездействия по неустановке контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов,

при участии в судебном заседании представителей сторон до и после перерыва:- от Администрации Вольского муниципального района Саратовской области представитель Меремьянинова Людмила Витальевна по доверенности от 11.01.2021 , выданной сроком до 31 декабря 2021 , в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.

- от акционерного общества «Управление отходами» представитель Завьялов Евгений Павлович по доверенности от 23.12.2020 , выданной сроком до 31 декабря 2021, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании

УСТАНОВИЛ:

Администрация Вольского муниципального района Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу «Управление отходами» о признании незаконным бездействия по неустановке контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов расположенных на территории муниципального образования город Вольск, утвержденным постановлением администрации Вольского муниципального района от 23.10.2019 года № 2441; обязании установить контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов расположенных на территории муниципального образования город Вольск, утвержденным постановлением администрации Вольского муниципального района от 23.10.2019 года №2441, по указанным, в уточнениях от 21.07.2020 б/н, в порядке статьи 49 АПК РФ, истцом адресам.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены ООО «Ситиматик» и Комитет государственного регулирования Тарифов Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Вольского муниципального района Саратовской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель Администрации Вольского муниципального района Саратовской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель акционерного общества «Управление отходами» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене и не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, исковые требования Администрации основаны на том, что в её адрес поступили обращения граждан с просьбой обратиться в суд в связи с некачественным и несвоевременным вывозом твердых коммунальных отходов.

На территории Вольского муниципального района Саратовской области сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечивает региональный оператор Саратовской области филиала АО «Управление оводами» ООО «Ситиматнк» с 01.01.2019 года.

Считая, что обязанность по установке контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов лежит на ответчике, Администрация обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Принимая законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 6 статьи 13.4 Закона накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 24.6 Закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в силу пункта 13(1) которых региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

В соответствии с пунктом 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В данном случае судом первой инстанции установлено, что в целях обеспечения обращения с отходами на территории Саратовской области, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено соглашение с АО «Управление отходами» об организации Деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (далее Соглашение № 1).

В своей апелляционной жалобе Администрация приводит доводы о том, что именно, на регионального оператораАО «Управление отходами», возложена обязанность дополнительно приобретать и устанавливать контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов с учетом реестра истца.

Однако суд апелляционной инстанции, рассмотрев указанные доводы, считает их несостоятельными и основанными на неверном толковании правовых норм и отклоняет по следующим основаниям.

Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 458-ФЗ), в регионах Российской Федерации с 01.01.2019 действует новая схема по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО): вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утвержденным тарифам.

Именно региональный оператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, правила которых закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (далее - ПП РФ N 1156).

Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что за содержание контейнерной площадки, в соответствии с п. 13 ПП РФ N 1156, несет ответственность собственник земельного участка, на котором она расположена, так как ответственность регионального оператора наступает с момента погрузки отходов в мусоровоз.

При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования).

Согласно пункту 6 Основ ценообразования регулированию подлежат следующие виды тарифов:

а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Особенности расчета необходимой валовой выручки регионального оператора определены гл. XI Основ ценообразования.

Особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами определены гл. VI Методических указаний, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16, и предназначенных для использования органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими, государственное регулирование тарифов.

Включение, расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и на их содержание в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) регионального оператора, предусмотрено пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1572 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Согласно разъяснениям Минприроды России от 07.03.2019 N 08-25-53/5268 "О приобретении контейнеров", региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для твердых коммунальных отходов.

Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, что также не позволяет сделать вывод о том, что именно на регионального оператора возложена такая обязанность, экономически данный вывод апеллянтом не обоснован.

Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области за запрос суда пояснил (письмо от 27.102020 № 04-09-1263), что затраты на приобретение, ремонт, замену контейнеров, а также организацию и оборудование новых контейнерных площадок при тарифном регулировании не учитывались.

Таким образом, в необходимой валовой выручке, регионального оператора ответчика по делу не учтены расходы на дополнительное приобретение контейнеров и бункеров, для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, что свидетельствует об отсутствии, у ответчика в настоящее время обязанности по их установке и содержанию.

С учетом изложенного анализа норм экологического законодательства, поскольку в предельный тариф АО «Управление отходами» фактически не были включены расходы по дополнительному приобретению и установке мусоросборников и бункеров на территории Вольского муниципального района Саратовской области, исковые требования правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований не согласиться с данным выводом.

Довод апеллянта о необходимости установки дополнительных контейнеров в соответствии с муниципальной схемой признается судебной коллегией необоснованным и отклоняется в силу следующего.

Законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать дополнительные контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Как указано ранее, Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", на пункте 90 которых истец основывает свои требования, определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не устанавливают обязательные для регионального оператора требования в части необходимости приобретения дополнительно контейнеров и бункеров для твердых коммунальных отходов (письмо Минприроды России от 07.03.2019 N 08-25-53/5268 "О приобретении контейнеров").

Контейнеры могут приобретаться, в частности, также собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления твердых коммунальных отходов, органами местного самоуправления, создавшими места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, а региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора (письмо Минприроды России от 18.01.2019 N 12-47/928).

Апеллянт в качестве правового обоснования наличия обязанности регионального оператора по согласованию с органом местного самоуправления обеспечивать за свой счет монтаж, демонтаж, техническое и санитарное состояние контейнерных площадок, специализированных площадок для складирования КГО, контейнеров, бункеров, других специально предназначенных для сбора ТКО емкостей, ссылается на положения пункта19.4 соглашения №1 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23.01.2018.

Однако давая оценку представленному ответчиком и приобщенному к материалам дела в порядке статьи 268 АПК РФ дополнительному соглашению №1 в действующей редакции от 11.03.2019, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО «Управление отходами» к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23.01.2018 на территории Саратовской области, судом апелляционной инстанции установлено, что с 11.03.2019 соглашение №1 от 23.01.2018 указанных истцом положений не содержит.

Истец ошибочно полагает, что обязанность обеспечивать приобретение и установку дополнительных мусоросборников и бункеров по согласованию с органом местного самоуправления и в соответствии с муниципальным реестром возложена на ответчика.

В силу пункта 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации

СогласноПостановлению Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" реестры мест (площадок) накопления ТКО, должны содержать данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Однако представленный истцом реестр не содержит данных об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов, что прямо противоречит пункту 15 вышеуказанного Постановления Правительства N 1039.

В свою очередь из акта №1 от 26.08.2020 следует, что количество контейнеров, установленных на местах (площадках) накопления на территории Вольского муниципального района Саратовской области, соответствует или даже превышает количество, установленное территориальной схемой обращения с отходами на территории Саратовской области, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22.09.2016 N 707.

Таким образом, суд первой инстанции, верно пришел к выводу, об отсутствии правовых оснований для использования реестра истца в целях установления ответчиком дополнительного количества контейнеров, бункеровна местах (площадках) накопления ТКО, отличного от выше указанной утвержденной территориальной схемы обращения с отходами на территории Саратовской области.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет основании? для изменения или отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 декабря 2020 года по делу № А57-6156/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Т. В. Волкова

Судьи О.И. Антонова

Л.Ю. Луева