ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-6627/17 от 25.10.2017 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-6627/2017

01 ноября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2017 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Антоновой О.И., 

судей Жаткиной С.А., Никитина А.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.

при участии:

- от Администрации закрытого административно-территориального образования Шиханы Саратовской области – ФИО1, по доверенности от 10.07.2017, выданной на срок по 31.12.2017;

 - от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области – ФИО2, по доверенности № 12909 от 06.10.2017, выданной на срок по 31.12.2017; ФИО3, по доверенности № 13704 от 24.10.2017, выданной на срок по 31.12.2017.

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области  от 20 сентября 2017 года по делу № А57-6627/2017 (судья С.А. Федорцова), 

по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Саратов)

к Администрации закрытого административно-территориального образования Шиханы Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Шиханы Саратовской области)

о взыскании денежных средств, полученных в форме субсидий в областной бюджет в размере 70 273,56 руб. и федеральный бюджет в размере 87 928,64 руб.,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области), г.Саратов к Администрации закрытого административно-территориального образования Шиханы Саратовской области (Администрация ЗАТО Шиханы), г. Шиханы Саратовской области о взыскании денежных средств, полученных в форме субсидий в областной бюджет в размере 70 273,56 руб. и федеральный бюджет в размере 87 928,64 руб.

Решением суда от 20.09.2017 в удовлетворении исковых требований Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области отказано, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 г. № 168-П «Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области» министерство строительства и ЖКХ Саратовской области в сфере жилищных отношений осуществляет предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, нуждающимся в получении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений, при реализации федеральных и областных целевых программ.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Целью подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

В приложении № 4 к указанной выше подпрограмме утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с ч.1 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Согласно ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Принятие главным администратором бюджетных средств решения о наличии (об отсутствии) потребности в указанных в абзаце первом настоящего пункта межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.

В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом в определяемом ими порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.

Порядок принятия решений, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, регулирующими порядок возврата межбюджетных трансфертов соответственно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи в Постановлении Правительства РФ закреплено использование свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме (раздел V паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»).

Порядок предоставления из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов, городских округов области на обеспечение жильем молодых семей и условия ее расходования установлен постановлением Правительства Саратовской области от 20.10.2014 г. № 590-П «О порядке предоставления из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов, городских округов области на обеспечение жильем молодых семей и условиях ее расходования».

Согласно вышеуказанному Порядку субсидия предоставляется бюджетам муниципальных районов, городских округов области в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области (далее - министерство) на цели, указанные в п. 1 настоящего Положения.

Перечисление субсидии в бюджеты муниципальных районов, городских округов области осуществляется министерством на счета, открытые Управлением Федерального казначейства по Саратовской области (далее - УФК) для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

В случае принятия министерством решения о передаче полномочий получателя средств областного бюджета по перечислению субсидии УФК, предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам осуществляется в порядке, установленном УФК.

Субсидия перечисляется на основании соглашений, заключенных с администрациями муниципальных районов и городских округов области, в течение 20 рабочих дней со дня открытия на лицевых счета в УФК предельных объемов оплаты денежных обязательств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, при наличии у министерства заявок от муниципальных районов и городских округов области на обеспечение жильем молодых семей. Форма соглашения утверждается министерством.

Субсидия расходуется при условии осуществления за счет средств местного бюджета кассовых выплат в соответствии с правовым актом, устанавливающим расходные обязательства муниципального района, городского округа области на обеспечение жильем молодых семей.

Субсидия носит целевой характер и не подлежит направлению на иные цели.

В случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

Руководствуясь вышеперечисленными нормами права, Минстрой Саратовской области и Минстрой России заключили Соглашение № 05-288/С от 09.09.2014 г. о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015годы.

В соответствии с п. 1.1 Соглашения № 05-288/С Минстрой России обязуется предоставить в 2014 году бюджету Субъекта РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограммы в размере 16 466 060 руб.

Субъект РФ обязуется для перечисления субсидии на софинансирование мероприятий Подпрограммы предоставить список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 3.3.1 Соглашения).

Аналогичное по содержанию Соглашение № 5-280/С от 05.08.2015 г. было заключено между Минстроем России и Минстроем Саратовской области на 2015 год. Размер финансирования на 2015 год согласно Соглашению составил 19 867 730 руб.

Судом установлено, что в рамках реализации указанных полномочий министерством в течение 2014-2015 года с Администрацией ЗАТО Шиханы были заключены соглашения о реализации подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

В соответствии с п. 1.2. Соглашения № 2-МС/2014 от 29.12.2014 г. министерство обязано предоставить субсидии на 2014 год бюджету ЗАТО Шиханы в размере 244 831 руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета - 113 051,11 руб.; за счет средств областного бюджета - 131 780,29 руб.) при обеспечении финансирования за счет средств ЗАТО Шиханы в сумме 145 000 руб. для предоставления социальной выплаты 1 молодой семье.

В соответствии с п. 1.2. Соглашения № 2-МС/2015 министерство обязано предоставить субсидии на 2015 год бюджету ЗАТО Шиханы в размере 207 725,70 руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета - 113 594,48 руб.; за счет средств областного бюджета - 94 131,22 руб.) при обеспечении финансирования за счет средств ЗАТО Шиханы в сумме 136 500 руб. для предоставления социальной выплаты 1 молодой семье.

Согласно п. 2.3.2 Соглашений № 2-МС/2014 от 29.12.2014 г. и № 2-МС/2015 от 15.11.2015 г. ответчик обязан перечислять в установленном порядке выделенные средства на банковские счета граждан-владельцев свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, что в соответствии с п. 47 Приложения № 4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» было исполнено Администрацией ЗАТО Шиханы 28.06.2016 г.

В соответствии с п. 1.4 Соглашений субсидия предназначена для предоставления молодым семьям-участникам Программы социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Перечисление полученных средств в качестве социальной выплаты на приобретение жилого помещения соответствует целям, определенным указанными Соглашениями и Подпрограммой.

Согласно п. п. 20,21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Порядок формирования такого списка и его форма определяются органом исполнительной власти субъекта РФ. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года.

Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей, поступивших из органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития РФ (п. 22 Правил).

Согласно п. п. 23, 24 Правил после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей -претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и в течение 10 дней с даты утверждения доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления, в свою очередь, доводит до сведения молодых семей решение органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Как установлено судом первой инстанции, первоначально в соответствии со Списком молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2014 г. по ЗАТО Шиханы Саратовской области, утвержденном министром строительства и ЖКХ Саратовской области 10.10.2014 г., социальная выплата полагалась семье ФИО4

Вместе с тем, в связи с расторжением брака семья ФИО4 была исключена из списка семей-претендентов.

17.12.2015 г. истцом утвержден дополнительный список № 2.01 молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в рамках финансирования 2014 года по ЗАТО Шиханы Саратовской области, в котором была указана семья ФИО6.

После утверждения субъектом дополнительного списка, 31.12.2015 г. семьей ФИО6 было получено Свидетельство № 02МСФОБ 14.001 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Платежи из бюджетов разных уровней по указанному свидетельству не были совершены в 2015 году и межбюджетный трансферт по Соглашению 2014 в начале 2016 года в соответствии с ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ повторно возвращен в бюджеты, из которых он был ранее выдан.

В соответствии с п. 1.2. Соглашения № 2-МС/2015 министерство обязано предоставить субсидии на 2015 год бюджету ЗАТО Шиханы в размере 207 725,70 руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета - 113 594,48 руб.; за счет средств областного бюджета - 94 131,22 руб.) при обеспечении финансирования за счет средств ЗАТО Шиханы в сумме 136 500 руб. для предоставления социальной выплаты 1 молодой семье.

Согласно Уведомлению по расчетам между бюджетами № 069-60-027-91 от 17.02.2016 г. неиспользованный остаток межбюджетного трансферта, потребность в котором подтверждена на 1 января 2016 года, составляет 19 867 730 руб., что соответствует размеру субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области, предоставляемой в 2015 году по соглашению № 05-280/С от 05.08.2015 г.

Таким образом, по мнению истца, денежные средства, потребность в которых подтверждена в 2016 году могли быть потрачены только на расходные обязательства бюджетов, возникшие по Соглашению 2015 года, заключенного с ЗАТО Шиханы в отношении семьи ФИО5

Истец считает, что в нарушение вышеизложенных норм на оплату именного свидетельства семье ФИО6, оплата которого должна быть произведена из средств, предоставленных по Соглашению 2014 года, были направлены средства, предусмотренные Соглашением 2015 года, что повлекло нарушение п. 2.3. указанного соглашения и является нецелевым использованием предоставленной субсидии.

Как установлено судом первой инстанции, после получения 31.12.2015 Свидетельства о праве на получение социальной выплаты,  09.02.2016 г. семьей ФИО6 открыт счет банковского обслуживания целевых программ на ФИО6, и предоставлена ответчику заявка на перечисление средству из местного бюджета на банковский счет от 27.03.2016 г.

В соответствии с п. 47 Правил орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.

Перечисление средств с банковского счета лицу, в пользу которого распорядитель счета должен осуществить платеж, осуществляется в безналичной форме в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств из местного бюджета для предоставления социальной выплаты на банковский счет (п. 48 Правил.).

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, вышеуказанные Правила не предусматривают возможности неоплаты средств по заявке на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет в случае соответствия данного документа выданному свидетельству.

Возражая против исковых требований ответчик указывал, что  в 2015 году средства по Соглашению № 2-МС/2015, запланированные по кодам классификации доходов 240 2 02 02051 04 0000 151 «Субсидии бюджетам городских округов на обеспечение жильем молодых семей, за счет средств федерального бюджета» и 240 2 02 02999 04 0029 151 «Субсидии бюджетам городских округов на обеспечение жильем молодых семей, за счет средств областного бюджета», в бюджет ЗАТО Шиханы не поступали. Следовательно, в 2016 году они не возвращались в бюджет Саратовской области и не могли быть восстановлены бюджету ЗАТО Шиханы согласно ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

К отношениям сторон в части возврата денежных средств, полученных в виде субсидий без выполнения условий предоставления, подлежит применению бюджетное законодательство.

В силу п.1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако, по мнению истца, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).

При этом, такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу п. 3.2 Соглашения 2014 и 2015 года в случае ненадлежащего исполнения обязательств по тому или иному соглашению министерство вправе прекратить финансирование и требовать бесспорного возвращения перечисленных средств.

В связи с этим, Министерством приняты меры по возврату в досудебном порядке средств субсидии путем направления требования о возврате денежных средств.

Основанием, на котором Истец основывает свои требования, является нецелевое использование предоставленной субсидии.

В силу подпункта 3 ч.3 ст.78 Бюджетного Кодекса РФ в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Данное положение, как обоснованно отметил суд первой инстанции,  не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.

По смыслу ст.78 Бюджетного Кодекса РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).

Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (ст.306.4 Бюджетного Кодекса РФ).

Законодатель определяет два возможных случая возврата средств субсидий: нецелевое использование данных средств или нарушение условий предоставления субсидий.

Между тем, в рассматриваемом деле Истцом и Ответчиком условия предоставления субсидии выполнены в полном объёме, цель предоставления субсидии - предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий, создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, достигнута, денежные средства, предоставленные Ответчику, реализованы в соответствии с указанным целевым назначением.

При этом судом первой инстанции отклонены доводы истца о нецелевом использовании ответчиком перечисленных в качестве субсидии денежных средств как несостоятельные, не нашедшие своего подтверждения материалами дела, поскольку судом установлено соблюдение условий предоставления средств субсидии, исполнения Ответчиком взятых на себя в ходе получения субсидий обязательств, соблюдение целевого использования средств субсидий.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 309,310, ГК РФ, ст.78 Бюджетного кодекса РФ, Правилами предоставления и распределения субсидий, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика денежных средств, полученных в виде субсидии в областной бюджет в размере 70 273,56 руб. и федеральный бюджет в размере 87 928,64 руб.

В отношении довода министерства о том, что не допускается расходовать предоставленную субсидию для погашения бюджетных обязательств прошлых лет необходимо отметить следующее.

Как уже было сказано, 17.12.2015 молодая семья ФИО6 была включена в Дополнительный список №2.01 молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в рамках финансирования 2014 года по ЗАТО Шиханы Саратовской области.

31.12.2015г. Администрацией ЗАТО Шиханы семье ФИО6 было выдано Свидетельство №02МСФОБ 14.001 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома (далее также - Именное свидетельство). Именные свидетельства иным участникам программы в период с 31.12.2015г. по настоящее время - не выдавались.

09.02.2016г. семьей ФИО6 был открыт счет банковского обслуживания целевых программ на имя ФИО6 и предоставлена в администрацию ЗАТО Шиханы заявка на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет от 27.03.2016г.

Согласно п. 2.3.2 Соглашений администрация ЗАТО Шиханы обязана «перечислять в установленном порядке выделенные средства на банковские счета граждан-владельцев свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья», что в соответствии с п. 47 Правил было исполнено администрацией 28.06.2016г.

При этом следует отметить, что на момент поступления средств в бюджет ЗАТО Шиханы в 2016 году семья ФИО6 являлась единственным владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

На основании постановления администрации ЗАТО Шиханы №48 семья Цурупы была исключена из списка молодых семей-претендентов по её заявлению в связи с отсутствием денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части.

Согласно п. 1.2 Соглашений, «министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обеспечивает предоставление субсидии на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограмм».

В 2015 году средства по соглашению №2-МС/2015, запланированные по кодам классификации доходов 240 2 02 02051 04 0000 151 «Субсидии бюджетам городских округов на обеспечение жильем молодых семей, за счет средств федерального бюджета» и 240 2 02 02999 04 0029 151 «Субсидии бюджетам городских округов на обеспечение жильем молодых семей, за счет средств областного бюджета», в бюджет ЗАТО Шиханы не поступали, а следовательно, в 2016 году не возвращались в бюджет Саратовской области и не могли быть восстановлены бюджету ЗАТО Шиханы согласно части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Средства, использованные на оплату Именного свидетельства, были выделены на основании закона Саратовской области № 65-ЗСО от 26.05.2016 «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об областном бюджета на 2016 год», которые отражены в таблице №34 приложения №11 к указанному закону «Распределение на 2016 год субсидии бюджетам муниципальных районов, городских округов области на обеспечение жильем молодых семей».

Данные средства поступили в июне 2016 года по следующим кодам классификации доходов:

-240 2 02 02051 04 0000 151 «Субсидии бюджетам городских округов на обеспечение жильем молодых семей, за счет средств федерального бюджета» в сумме 113 549,48 рублей;

-240 2 02 02999 04 0029 151 «Субсидии бюджетам городских округов на обеспечение жильем молодых семей, за счет средств областного бюджета» в сумме 94 131,22 рубля.

Учитывая соглашение на 2016 год между министерством и администрацией ЗАТО Шиханы, не заключалось, из чего следует вывод о том, что поступившие в июне 2016 года средства были предназначены для исполнения бюджетных обязательств прошлых лет.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации не содержится запрета на исполнение бюджетных обязательств прошлых лет (оплату кредиторской задолженности) за счет средств текущего года.

Довод апелляционной жалобы о нарушении администрацией прав других лиц отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.

Как уже отмечалось ранее,  26.01.2016г. (то есть еще до поступления средств от министерства) на основании постановления администрации ЗАТО Шиханы №48 семья Цурупы была исключена из списка молодых семей-участников подпрограммы по ее заявлению в связи с отсутствием денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Таким образом, права семьи Цурупа, действиями администрации ЗАТО Шиханы - не нарушались.

При этом поступившая субсидия была перечислена единственной семье ФИО6, имеющей на указанную дату Свидетельство о праве на получение социальной выплаты, выданное 31.12.2015.

С учетом изложенного правовые основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области  от 20 сентября 2017 года по делу № А57-6627/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции  вступает в законную силу со дня  его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

О.И. Антонова

Судьи

С.А. Жаткина

А.Ю. Никитин