АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
Тел./факс (3952) 210-170, 210-172; http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@ fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Иркутск | №А58-1368/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, ФИО1 и при ведении протокола секретарем судебного заседания Каратаевой Т.М.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) – ФИО2 (доверенность от 15.03.2013), открытого акционерного общества «Теплоэнергосервис» - ФИО3 (доверенность от 01.01.2015 № 6),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2014 года по делу № А58-1368/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Собардахова В.Э., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
открытое акционерное общество «Теплоэнергосервис» (ОГРН <***>, г. Якутск, далее - ОАО «Теплоэнергосервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (ОГРН <***>, г. Якутск, далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-035/2014, № 03-025/2014 и № 03-028/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными и отменены полностью постановления Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-025/2014 и № 03-028/2014. Постановление Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 № 03-035/2014 отменено в части назначения административного штрафа в размере 200 000 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 года решение суда от 26 мая 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права - части 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы считает, что допущенное обществом нарушение не может быть квалифицировано как нарушение лицензионных требований. Данное правонарушение, по мнению заявителя жалобы, правомерно было квалифицировано им по части 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного органа подтвердил доводы кассационной жалобы.
Представитель общества считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Как следует из материалов дела, ОАО «Теплоэнергосервис» является обладателем лицензий на геологическое изучение участков шурфов, скважин с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования «город Томмот»:
- ЯКУ 03128 ВП на геологическое изучение участков шурфов №№ 1, 2 ,3, скважин №№ 4, 5, 6 в мкр. Алексеевск г. Томмот с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.12.2016;
- ЯКУ 03130 ВП на геологическое изучение участков скважин №№ 13018бис, 5ДЭУ,4, 10057А, 3060А, Я-32, 3105 в Томмот с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.12.2016;
- ЯКУ 03129 ВП на геологическое изучение участков скважин №№ 3 (300), 3076, 3074 в мкр. Синегорье г. Томмот с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.12.2016;
- ЯКУ 03182 ВП на геологическое изучение участка скважины № АД-11 в с. Хатыстыр с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории с. Хатыстыр муниципального образования «Беллетский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.05.2017;
- ЯКУ 03193 ВЭ на добычу подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на Орто-Салинском месторождении (20 одиночных скважин в г. Алдан) на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 01.12.2025.
В соответствии с приказом руководителя Управления Росприроднадзора № 24 от 15.01.2014, должностными лицами административного органа проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО «Теплоэнергосервис» по надзору за соблюдением законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлены допущенные ОАО «Теплоэнергосервис» нарушения условий лицензионного соглашения, а именно:
- по лицензиям ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03129 ВП, ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03193 ВЭ: не разработаны, не согласованы и не утверждены в установленном порядке проекты на геологическое изучение; не дана оценка подземным водам на участке недр; общество не приступило к полевым работам по геологическому изучению участка недр; не обеспечено соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ - отсутствует технический проект; не разработаны, не согласованы и не утверждены в установленном порядке проекты на геологическое изучение – не дана оценка подземных вод на участке недр;
По результатам проверки составлены акт № 03-ЗЮ от 28.02.2014 и протоколы об административных правонарушениях от 06.03.2014 № 03-024/2014, № 03-026/2014, № 03-025/2014, № 03-028/2014 и № 03-035/2014, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.
Постановлениями Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 № 03-024/2014, № 03-025/2014, № 03-026/2014, № 03-028/2014 и № 03-035/2014 ОАО «Теплоэнергосервис» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статей 7.3 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 300 000 рублей по каждому постановлению.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя заявленные требования, исходили из недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество не приступило к пользованию недрами.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5).
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из буквального толкования приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств, суды обоснованно указали, что привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно только при условии фактического пользования недрами.
В данном случае судами на основании исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что общество по лицензиям ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03129 ВП и ЯКУ 03182 ВП не приступило к полевым работам по геологическому изучению участка недр, а фактически осуществляло добычу воды (с указанием объемов добычи по каждой лицензии), учитывая отсутствие совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи в границах предоставленного геологического отвода, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что осуществление деятельности по добыче подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, без оформленной в установленном порядке лицензии на право добычи подземных вод образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Управления Росприроднадзора правовых оснований для привлечения ОАО «Теплоэнергосервис» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названный вывод, проверены, однако не могут быть учтены, как основанные на ошибочном толковании приведенных норм материального права и не соответствующие установленным судами фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2014 года по делу № А58-1368/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Судьи | А.А. Сонин А.И. Чупров Д.И. Шелег |