ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-1644/2021 от 26.10.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-1644/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 2 ноября 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,

при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) ФИО1 (доверенность от 11.01.2021), Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей»ФИО2 (доверенность от 05.11.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2021 года по делу № А58-1644/2021,

установил:

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – административный орган, Управление Росреестра) о признании недействительными решений об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 15.12.2020 №КУВД-001/2020-13519959/2, №КУВД-001/2020-13519867/2 в части отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: «Берегоукрепление территории нефтебазы Витимского района водных путей и судоходства» по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, мкр «Геолог», находящегося в кадастровом квартале 14:14:020022, на земельном участке с кадастровым номером 14:14:020022:6 по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, по основанию непризнания спорного объекта в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2021 года по делу №А58-1644/2021 заявленные требования удовлетворены.

Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

По мнению апеллянта, обжалуемое решение не содержит указание на то, какие именно действия должно совершить Управление в порядке устроения допущенных нарушений, то есть решение суда является неисполнимым.

Вывод суда о неправильной квалификации Управлением заявленного на учет и регистрацию объекта, как не относящегося к объектам недвижимости основан, в частности, на экспертном заключении ООО «Аналитический центр оценки и консалтинга «Интеллект» от 28.08.2020 № 17-ДС-2020. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения или документы, подтверждающие наличие полномочий у названного общества на проведение экспертизы по относимости объектов к объектам недвижимости, в силу чего изготовленные данным обществом документы не могут служить доказательствами относимости объектов к объектам недвижимости.

По мнению апеллянта, судом не была применена статья 24 Закона о регистрации, и, как следствие, судом был сделан неверный вывод о неправильной квалификации заявленного объекта при осуществлении учетно-регистрационных действий.

Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Определением суда от 10 сентября 2021 года время судебного разбирательства изменено на 11 часов 00 минут 26 октября 2021 года.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 20.08.2021, 11.09.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 02.09.2020 Учреждение обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на гидротехническое сооружение: «Берегоукрепление территории нефтебазы Витимского района водных путей и судоходства» по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, мкр «Геолог», находящееся в кадастровом квартале 14:14:020022, на земельном участке с кадастровым номером 14:14:020022:6 по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим.

15.09.2020 Управлением вынесены уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД- 001/2020-13519959/1 и № КУВД-001/2020-13519867/1 до 15.12.2020, в том числе со ссылкой на п. 19 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а именно, что указанный объект не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости и не подлежит государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав.

15.12.2020 в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Управлением вынесены уведомления №№ КУВД-001/2020-13519959/2, № КУВД-001/2020-13519867/2 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в соответствии с которыми Управление отказало Учреждению в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: «Берегоукрепление территории нефтебазы Витимского района водных путей и судоходства» по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, мкр «Геолог», находящегося в кадастровом квартале 14:14:020022, на земельном участке с кадастровым номером 14:14:020022:6 по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, в том числе по основанию непризнания спорного объекта в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

Учреждение, не согласившись с указанными уведомлениями, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении); акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.;

Как следует из оспариваемых уведомлений Управление отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с неустранением причин, явившихся основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, что предусмотрено положениями Закона о государственной регистрации недвижимости, а именно в связи с тем, что объект «Берегоукрепление территории нефтебазы Витимского района водных путей и судоходства» по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, мкр «Геолог», находящийся в кадастровом квартале 14:14:020022, на земельном участке с кадастровым номером 14:14:020022:6 по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим не является объектом недвижимости и не подлежит государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав.

Судом установлено, что в целях государственной регистрации права собственности и оперативного управления на спорный объект Учреждением были поданы в Управление документы без правоустанавливающих документов на основании пункта 10 статьи 40 Федерального закона № 218-ФЗ, в соответствии с которым установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Согласно пункту 2 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ Администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеизложенных положений действующего законодательства под сооружение не требуется оформление земельного участка, т.к. оно расположено в пределах береговой полосы, предназначенной согласно Водному кодексу РФ для общего пользования.

В силу пункта 3 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что заявитель в порядке пункта 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ к заявлению приложил технический паспорт сооружения, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием спорного объекта.

В соответствии с заключением кадастрового инженера гидротехнические сооружения Ленского бассейна не относятся к первому и второму классу, в связи с чем не подпадают под регулирование, установленное статьей 51 ГрК РФ.

Судом обоснованно отклонен довод Управления о том, что данный объект не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости, т.к. спорное гидротехническое сооружение является ледозащитной дамбой и защищает берег от эрозионных процессов, т.е. имеет самостоятельное функциональное назначение.

Материалами дела подтверждается, что для строительства сооружения были проведены топографические изыскания и разработан проект в соответствии с действующими нормативными документами - сводами правил по гидротехническим сооружениям, плотинам из грунтовых материалов, земляным сооружениям, гидротехническим речным сооружениям и т.д.

Проектом предусмотрены строгие размеры сооружения, следовательно, демонтаж и перенос сооружения без нарушения целостности невозможен, следовательно, данное сооружение является объектом недвижимого имущества в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 130 ГК РФ.

Более того, данный вывод суда подтверждается представленным в материалы дела экспертным заключением ООО «Аналитический центр оценки и консалтинга «Интеллект» от 28.08.202 № 017-ДС-2020 по строительно-технической экспертизе, оцененным судом в порядке статьи 89 АПК РФ.

Соответственно доводы о недопустимости указанного экспертного заключения, не являющегося по сути таковым, несостоятельны, поскольку такое доказательство оценивается судом в качестве иных документов и материалов, содержащих сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.

В материалах дела имеется также заключение Отделения Дальневосточного филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 20.01.2020 № 17, из которого следует, что спорный объект имеет все признаки недвижимого имущества.

При этом доказательств того, что спорный объект является покрытием части земельного участка, на чем настаивает апеллянт и указано в оспариваемом решении (т.1 л.д.27), материалы дела не содержат.

Требования к техническому плану установлены статьей 24 Закона № 218-ФЗ.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч.1).

В техническом плане указываются:

1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;

2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (ч.2).

Технический план состоит из графической и текстовой частей (ч.3).

В графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса на земельном участке. Графическая часть технического плана помещения, машино-места представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места (ч.4).

Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке по желанию заказчика кадастровых работ может быть дополнительно установлено посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов (ч.5).

текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения, включая сведения об использованной при подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства геодезической основе, в том числе о пунктах государственной геодезической сети или геодезических сетей специального назначения (ч.7).

Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации и (или) иной указанной в настоящей части документации (копий такой документации) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о такой документации. Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений (ч.8).

Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда (ч.12).

Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч.13).

В техническом плане гидротехнического сооружения на водном объекте сведения о таком сооружении, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке и площади его застройки (если основной характеристикой такого сооружения является площадь застройки), указываются на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости, а также исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Местоположение на земельном участке определяется кадастровым инженером в отношении той части гидротехнического сооружения, которая расположена на суше или примыкает к ней, местоположение части гидротехнического сооружения, расположенной на водном объекте или в водном объекте, указывается в техническом плане с учетом исполнительной документации такого сооружения (ч.17).

Ссылка Росреестра на то, что указанный технический план не соответствует требованиям приказа Росреестра от 24.04.2019 №П/0163 отклоняется судебной коллегией, поскольку, как это следует из материалов дела, технический план изготовлен 15.04.2019, т.е. до вступления указанного приказа в силу.

Вопреки утверждению заявителя жалобы, представленный в материалы дела технический план соответствует требованиям статьи 24 Закона № 218-ФЗ, в том числе с учетом положений её части 17.

Каких-либо доказательств в обоснование своих возражений Росреестр в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представил.

С учетом вышеизложенных норм действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждение при обращении с заявлением в Управление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав представило все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у спорного объекта признаков недвижимого имущества.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2021 года по делу №А58-1644/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи В.А. Сидоренко

Н.В. Ломако