ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-1758/17 от 11.09.2017 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита дело № А58-1758/2017

11 сентября 2017 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2017 года, принятое путем подписания резолютивной части решения по делу № А58-1758/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива Кредитный союз «Алмазкредитсервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании постановления от 06.03.2017 № 03-06/17РШ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконным и прекращении производства по делу,

(суд первой инстанции: судья Андреев В.А.),

без вызова сторон,

установил:

сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив Кредитный союз «Алмазкредитсервис» (далее – заявитель, СКПС КС «Алмазкредитсервис» или кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России, Управление или антимонопольный или административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного штрафа по делу № 03-06/17РШ об административном правонарушении от 06.03.2017.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2017 года, принятым путем подписания резолютивной части решения, признано незаконным и изменено оспариваемое постановление. СКПС КС «Алмазкредитсервис» назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным решением, Якутское УФАС России обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

В отзыве на апелляционную жалобу кооператив выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.

В данном случае судом апелляционной инстанции не установлена необходимость вызова сторон в судебное заседание.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 14.10.2016 Якутским УФАС России в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе отслежена реклама финансовых услуг, предоставляемых СКПК КС «Алмазкредитсервис», распространяемая с использованием рекламной конструкции типа «рекламного щита», монтированной на внешней стене здания «Бизнес Центр» по адресу: <...>, блок «В» и «переносного уличного штендера», установленного на лестничной площадке возле входа в здание «Бизнес Центр».

Реклама, размещенная на рекламной конструкции типа «рекламного щита» содержит следующую информацию: «Кредитный союз Алмазкредитсервис 8-800-100-66-08, www,almazkredit.гu Займы от 10 000рублей до 30 000 000рублей 3 этаж, 305 каб.», а также сверху рекламного поля используется изображение фирменного логотипа рекламодателя в виде алмаза.

В рекламе, распространяемой с использованием «переносного уличного штендера», размещена следующая информация: «Кредитный союз Алмазкредитсервис 8-800-100-66-08, www.almazkredit.гu Выгодные вклады Легкие займы от 10 тыс. руб. до 30 млн. руб. ул. Кирова, 18, блок «В» 3 этаж, 305 каб.». Также сверху рекламного поля используется изображение фирменного логотипа рекламодателя в виде алмаза, изображение денежных средств в виде бумажных купюр и растения с монетами.

При этом в рекламах СКПК КС «Алмазкредитсервис» содержатся указания на выдачу займа в размере «от 10 000 рублей до 30 000 000 рублей», а в рекламе, распространяемой с использованием «переносного уличного штендера», кроме выдачи займа, сообщается о привлечении денежных средств физических и юридических лиц во вклады.

Определением от 24.10.2016 возбуждено производство по делу № 03-33/16Р по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), лицом, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, признан СКПК КС «Алмазкредитсервис», <...>, блок «В», каб. 305.

Решением Комиссии Якутского УФАС России от 24.11.2016, изготовленного в полном объеме 05.12.2016, реклама финансовых услуг, предоставляемых СКПК КС «Алмазкредитсервис», распространяемая с использованием рекламной конструкции типа «рекламного щита» форматом 265,5x150 см, монтированной на внешней стене здания «Бизнес Центр» по адресу: <...>, блок «В» признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе; с использованием «переносного уличного штендера», установленного на лестничной площадке возле входа в здание «Бизнес Центр» по адресу: <...>, блок «В», признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

16.02.2017 по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ведущим специалистом-экспертом отдела естественных монополий и рекламы Управления ФИО1 в отношении СКПК КС «Алмазкредитсервис» составлен протокол по делу № 03-06/17РШ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ РФ).

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении заместителем руководителя Якутского УФАС России вынесено постановление № 03-06/17РШ о наложении административного наказания от 06.03.2017 об административном правонарушении, согласно которому СКПК КС «Алмазкредитсервис», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с постановлением от 06.03.2017 № 03-06/17РШ, СКПК КС «Алмазкредитсервис» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о необходимости изменения обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.3 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального антимонопольного органа, их заместители, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.9, 14.31 – 14.33 настоящего Кодекса;

3) руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 № 180 установлен перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), которые в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России:

- руководитель территориального органа;

- заместитель руководителя территориального органа;

- заместитель руководителя - начальник отдела территориального органа;

- помощник руководителя территориального органа;

- начальник отдела территориального органа;

- заместитель начальника отдела территориального органа;

- главный государственный инспектор;

- главный специалист-эксперт;

- старший государственный инспектор;

- ведущий специалист-эксперт;

- специалист-эксперт.

Протокол об административном правонарушении от 16.02.2017 составлен и постановление от № 03-06/17РШ от 06.03.2017 о привлечении кооператива к административной ответственности вынесено должностными лицами в пределах полномочий, предоставленных им КоАП РФ.

Объективной стороной состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

Отношения в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе, а также принимаемыми в соответствии с настоящим Законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из содержания пунктов 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе следует, что действие закона о рекламе не распространяется, в том числе на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Обязанность юридического лица (продавца, исполнителя) довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, предусмотрена частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Исходя из положений данной нормы, следует, что на вывеске, кроме указания фирменного наименования продавца товара, режима работы и адреса местонахождения не должно быть указано иной информации.

В данном случае административным органом установлено, что кроме адреса местонахождения СКПК КС «Алмазкредитсервис» размещена привлекательная для потребителей информация: «Легкие займы, выгодные вклады» с использованием изображения денежных средств в виде бумажных купюр и растения с монетами, а также имеется один из существенных условий предоставления займа, а именно минимальная сумма займа в размере «10 000 рублей» и максимальная сумма займа в размере «30 000 000 рублей».

Следовательно, размещение данных сведений указывает на рекламный характер размещаемой информации и на такие конструкции распространяются требования Закона о рекламе.

Общие требования к рекламе определены статьей 5 Закона о рекламе.

Недостоверной признается рекламой, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в частности, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5).

Как следует из материалов дела, спорная реклама способствует продвижению финансовых услуг, предоставляемых СКПК КС «Алмазкредитвервис», при этом, из информации, указанной в рекламе, следует, что потребители рекламы могут воспользоваться такой финансовой услугой как «вклады».

В силу статьи 36 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) вкладом признаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Согласно статье 5 Закона о банках и банковской деятельности привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования или на определенный срок) относится к банковским операциям.

В соответствии со статьей 1 Закона о банках и банковской деятельности банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Право на привлечение денежных средств во вклады согласно части 1 статьи 835 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.

Частью 1 статьи 116 ГК РФ определено, что потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Кредитным потребительским кооперативом в силу пункта 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон о кредитной кооперации) признается добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Согласно статье 6 Устава СКПК КС «Алмазкредитсервис», утвержденному Решением общего собрания членов СКПК КС «Алмазкредитсервис» от 13.10.2015, целями деятельности кооператива являются:

1. Обеспечение финансовой поддержки членов Кооператива за счет собственных средств, а также за счет привлечения на эти цели денежных средств, привлеченных в виде займов от членов Кооператива и ассоциированных членов Кооператива.

2. Распространение принципов и идей сельскохозяйственной кредитной потребительской Кооперации.

3. Повышение финансовой грамотности членов и потенциальных членов кооператива путем проведения лекций, семинаров, тренингов;

4. Содействие повышению уровня и качества жизни членов кооператива.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров займа, заключаемых с юридическими лицами и договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами.

Согласно статье 30 Закона о кредитной кооперации определяются следующие особенности привлечения денежных средств физических лиц – членов кредитного кооператива (пайщиков):

1. Для осуществления деятельности (объединение паенакоплений (паев) и привлечение денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), размещение денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей) кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договоров передачи личных сбережений.

2. По договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

3. Условия договора передачи личных сбережений определяются положением о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), принятым общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке. Положение о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) должно содержать единые для всех членов кредитного кооператива (пайщиков) условия о размере и порядке платы за использование денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), привлеченных на основании договоров передачи личных сбережений.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильным довод Управления, что, исходя из положений приведенных правовых норм следует, что организация, не являющаяся кредитной, и не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять такой вид банковских операций как привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.

Согласно части 1 статьи 20 Закона о кредитной кооперации для осуществления своей деятельности кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив не вправе привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива.

Согласно пунктам 1.4, 1.5 Положения о займе личных сбережений членов кооператива в пользование СКПК КС «Алмазкредитсервис», утвержденного решением общего собрания членов от 13.10.2015, кооператив принимает в пользование личные сбережения строго на добровольной основе только у членов кооператива и ассоциированных членов кооператива путем обязательного заключения «Договора займа личных сбережений».

Таким образом, рассматриваемая реклама, распространяемая с использованием «переносного уличного штендера», установленного на лестничной площадке возле входа в здание «Бизнес Центр» по адресу: <...>, блок «В», содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике предоставляемых услуг, а именно «вкладов», и в силу пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе является недостоверной.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, – кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Основным видом экономической деятельности кооператива является предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки (код по ОКВЭД 64.99), одним из дополнительных видов деятельности предоставление займов и прочих видов кредита (код по ОКВЭД 64.92).

Таким образом, СКПК КС «Алмазкредитсервис» является финансовой организацией, предоставляющей финансовые услуги, а рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг, и на нее распространяется требования, предъявляемые к рекламе финансовых услуг, в частности статьи 28 Закона о рекламе.

В рассматриваемой рекламе, распространяемой с использованием «рекламного щита» и «переносного уличного штендера», отсутствует наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя и (если имеется) отчество), требуемая в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, в содержании рассматриваемой рекламы указано только одно из привлекательных условий предоставления займа СКПК КС «Алмазкредитсервис», а именно сумма займа – минимальная сумма займа в размере «10 000 рублей» и максимальная сумма займа в размере «30 000 000 рублей», при этом в нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе существенные условия предоставления займа, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в рассматриваемой рекламе СКПК КС «Алмазкредитсервис» отсутствуют.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом продукте приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Исходя из содержания рассматриваемых реклам следует, что любой человек (потребитель рекламы) может воспользоваться финансовой услугой, предоставляемой СКПК КС «Алмазкредитсервис», как «займы от 10 000 рублей до 30 000 000 рублей», а также может вложить свои денежные средства в СКПК КС «Алмазкредитсервис» во «вклады» в целях дальнейшего преумножения своих вложенных денежных средств.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.6 Положения о порядке и условиях предоставления займов в СКПК КС «Алмазкредитсервис», утвержденного решением общего собрания от 03.08.2016, установлено, что займы предоставляются только членам Кооператива.

Отсутствие информации о предоставлении займов только членам кооператива, о привлечении личных сбережений исключительно от членов кооператива, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В данном случае, рекламодателем выступает СКПК КС «Алмазкредитсервис» – продавец товара (работ, услуг), лицо, определившее объект рекламирования, реклама распространяется в интересах СКПК КС «Алмазкредитсервис», рекламная конструкция, а также «переносной уличный штендер» принадлежат кооперативу, что подтверждается договором об оказании услуг от 23.06.2016, заключенным между СКПК КС «Алмазкредитсервис» (Заказчик) и ИП ФИО2 (Исполнитель), а также договором «аренды места для размещения вывески» от 29.06.2016, заключенным между СКПК КС «Алмазкредитсервис» и ООО «Центр финансовых услуг», актом приема-передачи № 65 от 29.06.2016 к данному договору.

Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о несоответствии спорной рекламы требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Материалами дела подтверждено, что кооператив при возможности исполнения требований по соблюдения законодательства о рекламе не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих норм, что свидетельствует о его вине в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено судом. Права лица, привлекаемого к ответственности, предусмотренные КоАП РФ.

Санкция части 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Согласно оспариваемому постановлению кооперативу назначен штраф в размере 100 000 рублей.

Доводы заявителя жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).

Административным органом на момент принятия оспариваемого постановления данные положения не применены. При этом административным органом установлено отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, совершение правонарушения впервые, на что указано в оспариваемом постановлении.

Судом апелляционной инстанции установлено, что СКПК КС «Алмазкредитсервис» 10.08.2016 включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией «Среднее предприятие».

Как следует из материалов дела, критериям среднего предприятия кооператив отвечал и на момент вынесения оспариваемого постановления.

В рассматриваемом случае с учетом обстоятельств совершенного правонарушения судом апелляционной инстанции установлено, что причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует, как отсутствует и причинение имущественного ущерба. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что постановление Якутского УФАС России в части назначенного наказания подлежит изменению в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о необходимости изменения оспариваемого постановления.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.

Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.

Согласно части 3 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 данного Кодекса.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2017 года, принятое путем подписания резолютивной части решения, по делу № А58-1758/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья Сидоренко В.А.