Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А58-327/2021
«17» июня 2021 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 апреля 2021 года по делу № А58-327/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Национальная гимназия "Айыы Кыьата" городского округа "город Якутск" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/452,
установил:
Заявитель, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Национальная гимназия "Айыы Кыьата" городского округа "город Якутск", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/452, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 01.04.2021, принятом в упрощенном порядке, требования заявителя удовлетворены частично.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях образовательного учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о возможности квалифицировать правонарушения по ст. 3.4 КоАП РФ, назначив наказание в виде предупреждения.
Административный орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменитьи отказать заявителю в удовлетворении требований полностью.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции неправомерно назначил образовательному учреждению наказание, в виде предупреждения, руководствуясь ст. 3.4 КоАП РФ, поскольку данным правонарушением причинён вред (ущерб бюджету Республики Саха (Якутия)), в связи с нецелевым использованием бюджетных средств.
От заявителя отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 05.05.2021.
Согласно части 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главами 29, 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Постановлением об административном правонарушении №1/15.14-2020/452 от 10.12.2020 Министерством финансов Республики Саха (Якутия) образовательное учреждение признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст. 15.14 КоАП РФ, в связи с чем ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 669 руб.
Диспозиция ст. 15.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъектом ответственности данного правонарушения являются, в том числе юридические лица.
Объектом посягательства данного правонарушения являются правоотношения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Непосредственным объектом посягательства данного правонарушения являются правоотношения в области выделения субсидии средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Объективная сторона правонарушения вменяемого образовательному учреждению, согласно оспариваемого постановления состоит в нецелевом использовании им средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выделенных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на сумму 113 363, 35 руб., в том числе:
62 285, 35 рублей в нарушение п. 5.2.2 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений ГО «город Якутск», утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 26.06.2013 № 143п, Положения об оплате труда работников МОБУ «Национальная гимназия «Айыы Кыьата», утвержденного приказом Учреждения от 01.08.2019 № 03-1, Положения по распределению стимулирующего фонда оплаты труда работников МОБУ «Национальная гимназия «Айыы Кыьата», утвержденного приказом Учреждения от 03.08.2019 № 12-1/2019, выплаченных в виде ежемесячной стимулирующей выплаты заместителям руководителя в размере 14 % от начисленной заработной платы;
51 078 рублей в нарушение пп. «а» п. 3.2 Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152 выплаченной оплата труда работникам, которые не осуществляли реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (кладовщик, вахтер, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий).
Суд апелляционной инстанции, оценив указанное в порядке ст. 71 АПК РФ исходит из следующего.
Из материалов дела следует и не оспаривается в апелляционной жалобе следующее.
Министерством финансов Республики Саха (Якутия) назначена и проводилась камеральная проверка в отношении муниципального образования городской округ «город Якутск» соблюдения им бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 -2022 годы и на плановый период до 2026 года».
В рамках указанной камеральной проверки назначена встречная проверка в отношении муниципальных учреждений городского округа «Город Якутск» о чем составлен акт встречной проверки от 14.08.2020.
Так, в отношении муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Национальная гимназия "Айыы Кыьата" городского округа "город Якутск" проведена встречная проверка, о чем составлен акт проверки от 14.08.2020.
Встречная проверка в отношении образовательного учреждения проведена в связи с тем, что между Управлением образования Окружной Администрации города Якутска, являющимся главным распорядителем бюджетных средств и муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением "Национальная гимназия "Айыы Кыьата" заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) №100 от 10.07.2019.
Данным соглашением определяется порядок и условия предоставления Управлением образования образовательному учреждению субсидии из бюджета городского округа «город Якутск» (т. 2, л. 97).
Как следует из материалов дела, именно в рамках указанной встречной проверки Министерство финансов установило те обстоятельства, которые, по его мнению, образуют в действиях образовательного учреждения событие вменяемого правонарушения.
Вместе с тем, следует учитывать следующее.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, относятся вопросы по составлению протоколов и рассмотрению дел об административном правонарушении предусмотренным ст. 15.14 КоАП РФ.
Вместе тем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере действуют исключительно в рамках имеющейся у них компетенции основанной на принципе самостоятельности бюджетов и принципе разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации, основанная на ее единстве, между тем состоит из федерального бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) от 15.09.2014 N 315 "Об утверждении Положений о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) и его коллегии" Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (п.1.1).
Из указанного следует, что Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обладает полномочиями по осуществлению функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Республики Саха (Якутия) в рамках бюджета субъекта Российской Федерации.
В частности Министерство:
3.81. Осуществляет функции уполномоченного органа по предоставлению, распределению межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия).
3.82. Осуществляет мониторинг соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия).
3.85. Осуществляет сбор, проверку и анализ бюджетной (бухгалтерской) отчетности от главных распорядителей, администраторов доходов, администраторов источников финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия); составляет сводную месячную, квартальную и годовую отчетность об исполнении государственного и консолидированного бюджетов Республики Саха (Якутия).
3.86. Осуществляет внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
3.105. Организует работу по подписанию соглашений (договоров) с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в пределах своей компетенции.
В соответствии с указанным, и положением ст. 269.2, 265 Бюджетного кодекса, Министерство осуществляет внутренний государственный финансовый контроль, проводимый в рамках бюджетных отношений субъекта Российской Федерации.
Статьей 267.1 Бюджетного кодекса установлено, что методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование (ч.1).
Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (ч.2).
Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Под камеральными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.
Под встречными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля (ч.3).
Из указанного следует, что камеральные проверки проводятся в отношении объекта контроля, а встречные проверки проводятся в рамках камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
Учитывая указанное правовое регулирование и фактические обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции усматривает, что образовательное учреждение не являлось получателем средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), поскольку как было указано выше, получила денежные средства из местного бюджета муниципального образования «город Якутск» на основании Соглашения от 10.07.2019.
Субъект Российской Федерации каких-либо соглашений о предоставлении средств из бюджета субъекта Российской Федерации с образовательным учреждением не заключал.
Таким образом, Министерство в отношении образовательного учреждения вправе проводить только встречные проверки исключительно с целью проверки установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, каковым являлось муниципальное образование «город Якутск».
Учитывая, что образовательное учреждение не получало средств из бюджета субъекта Российской Федерации у Министерства финансов не было законных оснований утверждать, что средства полученные образовательным учреждением по Соглашению от 10.07.2019 были использованы им в целях, не соответствующих целям определенным Соглашением между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием о предоставлении субсидии.
Те обстоятельства, что государственный бюджет Республики Саха (Якутия) предоставил местному бюджету муниципального образования «город Якутск» межбюджетные трансферты не могут быть приняты как основание для признания средств выделенных из местного бюджета ГРБС образовательному учреждению, как полученные последним их бюджета субъекта Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями государственного контроля в отношении них.
По мнению суда апелляционной инстанции, Министерство финансов, как орган финансового контроля за предоставленными средствами из бюджета субъекта Российской Федерации, вправе осуществлять проверочные мероприятия в отношении непосредственных получателей бюджетных средств из соответствующего государственного бюджета субъекта Российской Федерации, а также с целью проверки получателей государственных бюджетных средств проводить встречные проверки, третьих лиц, для выявления нарушений в действиях получателей бюджетных средств из государственного бюджета субъекта.
В отношении лиц которые непосредственно не получали средства из бюджета субъекта Российской Федерации, оснований для привлечения их к административной ответственности у Министерства нет, что не исключает уведомления ГРБС местного бюджета о выявленных фактах неправомерного использования средств полученных их третьим лицом и необходимости принятия мер реагирования, включая меры административного принуждения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что Министерство финансов не представило в дело доказательств того, что образовательное учреждение нецелевым образом использовало средства, полученные учреждением именно из государственного бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку средства о которых указывает Министерство были получены образовательным учреждением из местного бюджета на основании соглашения, стороной которого субъект Российской Федерации не является.
Суд апелляционной инстанции полагает, что привлекать к административной ответственности получателя бюджетных средств из местного бюджета по ст. 15.14 КоАП РФ, в компетенцию Министерства финансов Республики Саха (Якутия) не входит, что не лишает Министерства права требовать от органов муниципального образования принятия мер к образовательному учреждению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что административный орган не доказал наличия в действиях образовательного учреждения события и объективной стороны вменяемого ему правонарушения предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
На основании статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.
В свою очередь, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ч.2).
В соответствии со ст. 270 АПК РФ, решение суда подлежит отмене в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что в рамках дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд апелляционной инстанции не связан доводами апелляционной жалобы и рассматривает основания привлечения к административной ответственности в полном объеме.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268, 269, 270, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от «01» апреля 2021 года по делу №А58-327/2021 отменить. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Признать постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 10.12.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/452 незаконным и отменить полностью.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Председательствующий судья Е.В. Желтоухов