ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-334/2021 от 10.06.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-334/2021

«10» июня 2021 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №29» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 года по делу № А58-334/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

установил:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, школа) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 14.12.2020 № 1/15.14-2020/498.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 по делу № А58-334/2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагает, что при вынесении решения арбитражным судом неправильно применены положения статьей 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не дана надлежащая оценка довода о том, что школа не является получателем субвенции и не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного положениями статьи 15.14 КоАП РФ, не исследованы положения нормативно-правовых актов, предусматривающих надбавку в размере 14% заработной платы. Также ссылается на преюдициальное значение судебных актов судов общей юрисдикции.

Ответчик в отзыве и дополнительных пояснениях с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети «Интернет» 10 апреля 2021 года.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнения к жалобе, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 152 утвержден Порядок расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка субвенции предоставляются в соответствии с соглашениями, заключенными между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно пункту 2.4 Порядка субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка субвенции направляются на финансирование расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов, в том числе на расходы на оплату труда работников согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

На основании Приказа Министерства от 19.06.2020 № 01-04/0892 «О назначении камеральной проверки в Городском округе «город Якутск» за период 2018-2019 годы» административным органом в отношении органа местного самоуправления была проведена камеральная проверка использования средств, выделенных из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций финансирование расходов муниципальных общеобразовательных организаций в рамках реализации Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года» в городском округе «город Якутск».

Между Управлением образования Окружной администрации города Якутска и заявителем было заключено Соглашение о предоставлении субсидии от 17.01.2019 № 73, предметом которого являлось финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (на реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в Школе) из средств полученной субвенции.

В 2019 году школа получила субсидии за счет средств государственного бюджета РС(Я) на сумму 71 041 602,98 руб., в том числе на оплату труда - 68 322 796,37 руб..

На основании приказов Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2020 №01-04/0974 «О назначении встречных проверок в муниципальных учреждениях Городского округа «город Якутск», от 10.07.2020 № 01-04/0999 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2020 №01-04/0974 «О назначении встречных проверок в муниципальных учреждениях Городского округа «город Якутск», в рамках камеральной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года» в городском округе «город Якутск» была проведена встречная проверка школы,

По результатам встречной проверки составлен акт от 14.08.2020 о нецелевом использовании бюджетных средств на сумму 316 996,86 руб.

07.12.2020 в отношении школы был составлен Протокол об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ.

14.12.2020 административным органом вынесено постановление об административном правонарушении № 1/15.14-2020/498, в соответствии с которым школа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 15 850 руб.

Школа, посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 23.7.1 КоАП РФ, статьей, 269.2 БК РФ, пунктами 1.3, 3.48, 3.50, - 3.52 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2014 г. № 315, пунктом 10 Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерств финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 01-04/0499-н, пунктом 2.8 Положения о первом отделе бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного министром финансов Республики Саха (Якутия) 30.09.2019, подпунктом 10 пункта 3.2 Должностного регламента главного контролера ревизора первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Республики Саха (Якутия), утвержденного министром финансов Республики Саха (Якутия) 30.09.2019, Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2016 г. № 984 «О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)» протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.

Диспозицией статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.

В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в соглашении при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, заявитель, являясь в силу статьи 6 БК РФ получателем бюджетных средств, обязан соблюдать требования бюджетного законодательства, использовать бюджетные средства по целевому назначению.

На основании пунктов 3 и 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формируется государственное (муниципальное) задание и утверждается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, финансовое обеспечение выполнения задания в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Порядок предоставления субсидий в соответствии с указанным пунктом из федерально бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов -и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, школой субсидии были предоставлены за счет средств государственного бюджета посредством направления соответствующих субвенций органу местного самоуправления.

Проверкой было установлено, что за счет средств, предоставленной субсидии, заявителем в 2019 году были произведены расходы на выплату ежемесячных стимулирующих выплат шести заместителям руководителя в размере 14% на сумму 316 996,86 руб.

Данные выплаты были установлены в условиях заключенных с ними трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним.

При этом, из содержания пункта 5.4 договоров и пункта 9 дополнительных соглашений к ним следует, что ежемесячная стимулирующая надбавка в размере 14 % устанавливается на основании решения Окружного Совета г. Якутска от 03.06.2008 N РОС-6-5, в редакции решения от 6 мая 2008 г. N РОС-5-1.

Вместе с тем, как установлено судом, нормативным правовым актом Якутской городской думы от 23.10.2015 N 264-НПА пункт 3 решения Окружного Совета г. Якутска от 03.06.2008 N РОС-6-5 был признан утратившим силу с 01.01.20216. Таким образом, на момент заключения трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним (2018 год) у заявителя отсутствовали правовые основания для установления и выплаты указанной ежемесячной стимулирующей надбавки.

Согласно подпункта 1 п. 7 Методики расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным районам и городским округам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 153, расчет фонда оплаты труда производится исходя из условий и порядка оплаты труда, установленных для работников общеобразовательных организаций Положениями об оплате труда и законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 26.06.2013 №143п утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Городского округа «Город Якутск» (далее - Положение об оплате труда №143п).

Разделом 5 Положения об оплате труда №143п разработан Порядок и условия оплаты труда и стимулирования руководителя учреждения, заместителей руководителя, главного бухгалтера.

Согласно пункту 5.1.11 Положения об оплате труда № 143п заработная плата заместителей руководителя и главных бухгалтеров учреждений, перечисленных в пунктах 5.1.2 и 5.1.3, устанавливается на основании трудового договора и состоит из должностного оклада, почетного звания, профессиональных знаков отличия, ученой степени, выплат по районному регулированию. В случае, если заместитель руководителя учреждения осуществляет учебный (учебно-воспитательный) процесс, почетные звания, профессиональные знаки отличия, ученую степень по педагогической нагрузке не производятся.

Таким образом, в данном Положении отсутствует такая составляющая оплаты труда как ежемесячная стимулирующая выплата заместителям руководителя в размере 14%.

Довод о том, что судом первой инстанции не исследованы положения нормативно-правовых актов, предусматривающих надбавку в размере 14% заработной платы работников, отклоняется в силу следующего.

Согласно пункту 5.2.2 Положения об оплате труда № 143п, размеры премирования руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, порядок и критерии их выплат устанавливаются для муниципальных учреждений образования и учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования, - Управлением образования Окружной администрации города Якутска в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными Положением о премировании руководителя, его заместителей и главного бухгалтера. Конкретные показатели осуществления премиальных выплат руководителям, заместителям руководителей и главным бухгалтерам устанавливаются исходя из задач, стоящих перед учреждением.

Приказом Управления образования Окружной администрации города Якутска от 29.06.2018 №01-10/580 утверждено Положение о премировании руководителей муниципальных образовательных учреждений городского округа «город Якутск» (далее - Положение о премировании руководителей), устанавливающее порядок и критерии формирования выплат стимулирующего характера.

Согласно п. 1.5 Положения о премировании руководителей стимулирующие выплаты устанавливаются в виде премиальных выплат: по итогам работы (полугодие); за интенсивность и высокие результаты работы; иные поощрительные и разовые выплаты. 15 Выплата премии осуществляется на основании решения Комиссии по премированию руководителей путем издания приказа Управления образования.

Таким образом, Положением об оплате труда № 143п, а также вышеперечисленными документами, регулирующими порядок выплаты премии и иных стимулирующих выплат, заместителям руководителя Учреждения не предусмотрена ежемесячная стимулирующая выплата в фиксированном размере 14% от заработной платы, которая не связана с оценкой результата работы.

Заявитель жалобы ссылается на пункт 5.2 Положения об оплате труда № 143п, согласно которому премирование руководителя и главного бухгалтера учреждения осуществляется, в том числе, за счет фонда оплаты труда учреждения ежемесячно в фиксированном размере 14% от фонда оплаты труда, выплачивается за фактически отработанное время на основании табеля учета рабочего времени, издание локальных актов по учреждению не требуется.

Между тем указанный пункт Положения об оплате труда № 143п не распространяется в отношении заместителей руководителя образовательных организаций, что следует из взаимосвязанных положений части 7 статьи 51 и части 4 статьи 52 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, а также Положения об оплате труда № 143п.

Так, анализ ряда пунктов Положения об оплате труда № 143п (например, пункт 2.4 Примерного положения по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников учреждений образования городского округа «город Якутск» (приложение №3)) позволяет сделать вывод, что помимо федерального законодательства (часть 4 статьи 52 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, определяющая права и социальные гарантии заместителям руководителей образовательных организаций), указанным муниципальным правовым актом отдельно регламентированы условия оплаты труда и выплаты стимулирующих надбавок заместителям руководителя образовательной организации, которые отнесены к административно-управленческому персоналу.

В целом, определяя порядок и условия оплаты труда и стимулирования руководителя учреждения, заместителей руководителя, главного бухгалтера, раздел 5 Положения об оплате труда № 143п четко дифференцирует такие условия в отношении каждой из приведенных групп работников, отдельно выделяя руководителя, что, например, прямо предусмотрено пунктами 5.1.1-5.1.6, 5.2 Положения об оплате труда № 143п, и в то же время, регламентируя такие же условия в отношении заместителей руководителя в пункте 5.1.11, 5.1.12, 5.1.13 и т.д.

Следовательно, школой денежные средства, полученные из бюджета на основании Соглашения от 17.01.2019 № 73 , частично направлены на цели, не связанные с оказанием услуг в соответствии с муниципальным заданием, что выразилось в направлении указанных средств на выплату ежемесячных стимулирующих надбавок, не предусмотренных системой оплаты труда работников муниципальных организаций образования г. Якутска и не входящих в состав нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере образования.

В этой связи следует признать не основанным на нормах права вывод суда первой инстанции о том, что заместители руководителя относятся к категории руководителей образовательного учреждения.

Однако неправильное применение судом первой инстанции норм материального права не привело принятию неправильного решения и основанием для его отмены не является.

При таких обстоятельствах следует признать, что средства субвенции были направлены на финансирование ежемесячной стимулирующей надбавки труда работников в отсутствие к тому правовых оснований и потому произведенные ответчиком бюджетные расходы являются нецелевыми.

Апелляционным судом отклоняется довод о том, что судом первой инстанции неправильно применены положения статьи 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и школа, не являясь получателем субвенции, не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного положениями статьи 15.14 КоАП РФ.

Заявителем жалобы не учтено, что положения статьи 306.4 БК РФ не ограничивают субъектный состав при решении вопроса о целевом расходовании бюджетных средств.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебные акты судов общей юрисдикции не принимается апелляционным судом.

В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Таким образом, преюдициальное значение признается только в отношении фактов, установленных судом, а не его выводов и только по гражданскому делу.

Всем остальным доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка с приведением соответствующих мотивов их отклонения.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 года по делу № А58-334/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Д.В. Басаев