ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-4045/18 от 22.10.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                        Дело № А58-4045/2018

«22» октября 2018 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2018 года по делу № А58-4045/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (суд первой инстанции – Кайдаш Н.И.),

установил:

Администрация муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - Минфин) о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2018 № 1/15.14-2018/139 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2018 № 1/15.14-2018/139.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2018 года по делу № А58-4045/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагает, что в случаях, указанных Минфином в оспариваемом постановлении, заявителями были представлены все необходимые документы для участия молодых семей в Подпрограмме и молодые семьи не могли быть признаны несоответствующими требованиям, установленным в постановлении Правительства РС (Я) от 09.04.2016 № 95, у Администрации не было оснований для отказа молодой семье (ФИО1) в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» госпрограммы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы».

Кроме того, апеллянт считает, что отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статье 15.14 КоАП РФ, т.к. средства были направлены в соответствии с целью программы; субъективная сторона правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ характеризуется только умыслом, в данном случае со стороны администрации какой-либо умысел отсутствовал; администрацией были предприняты все меры по соблюдению Бюджетного кодекса РФ и постановления Правительства РС (Я) от 09.04.2016 № 95.

Минфин отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Апелляционная жалоба и приложенные к ней документы, информация о принятии апелляционной жалобы размещены Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети "Интернет 23.08.2018.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании Плана контрольной деятельности Министерства на 2018 год, приказа Министерства от 20.03.2018 № 01-04/0350 «О назначении выездной проверки в Муниципальном районе «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) и в поселениях Мирнинского района Республики Саха (Якутия) за период 2016-2017 годы» Министерством проведена выездная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы в Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), по результатам которой составлен акт проверки от 20.04.2018.

В акте проверки установлено, что между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) (Минстрой РС (Я)) и муниципальным образованием «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (Муниципальное образование) заключено соглашение от 14.07.2016 №5-ГП/16-МС о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы» за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на эти цели в 2016 году.

В соответствии с пунктом 1.1 соглашения Минстрой РС (Я) обязуется предоставить в 2016 году бюджету муниципального образования субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограммы из средств республиканского бюджета в размере 6 725 780,68 рублей, а муниципальное образование обязуется использовать субсидию по целевому назначению, обеспечить софинансирование Подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования в размере 16 120 800,00 рублей, а также обеспечить выполнение условий соглашения.

Согласно пункту 3.2.13 соглашения муниципальное образование обязуется осуществлять контроль и обеспечить целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках соглашения.

На основании распоряжения Главы МО «Мирнинский район» РС (Я) от 28.12.2016 №1022 на счет молодой семьи в Мирининском отделении Якутского отделения № 8603 ОАО «Сбербанк России» участнику подпрограммы 2016 года ФИО1 перечислены средства субсидий из республиканского бюджета на приобретение жилья в размере 192 165,16 рублей.

ФИО1 приобретена 1-комнатная квартира, находящаяся по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>. Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома серия МС-16 № 000049 от 28.09.2016 состав молодой семьи-участника подпрограммы 2016 года - 3 человека: ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Приобретенное жилое помещение оформлено в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты.

Постановлением Главы МО «Садынский национальный эвенкийский наслег» от 17.11.2016 №19-1 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 04.06.2015 № 14/016/001/2015-1591 ФИО1 принадлежала на праве собственности квартира площадью 71.6 кв.м. по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>, дата государственной регистрации - 24.12.2003. Ограничений (обременений) права не зарегистрировано. 03.07.2013 - право собственности прекращено.

Постановлением главы МО «Садынский национальный эвенкийский наслег» от 01.07.2014 молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

20.04.2018 руководителем второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Минфина РС (Я) ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 1/15.14-2018/139, в котором указаны нарушения, установленные проверкой,

- в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 6 (б) и п. 7 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 09.04.2016 № 95 «О мерах по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», п. 1.1 и п. 3.2.13 Соглашения от 14.07.2016 №5-ГП/16-МС в 2016 году администрацией допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 192 165,16 рублей, выразившееся в предоставлении социальных выплат на приобретение жилья ФИО1, которая на момент предоставления социальной выплаты ухудшила свои жилищные условия и соответственно не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, тем самым администрацией совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Протокол составлен в присутствии и.о. главы администрации ФИО5, им даны объяснения к протоколу.

Определением от 26.04.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении № 1/15.14-2018/139 от 22.04.2018 в отношении администрации по статье 15.14 КоАП РФ назначено на 07.05.2018 в 15 час. 00 мин., определение получено главой администрации ФИО6

Постановлением № 1/15.14-2018/139 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 1/15.14-2018/139 от 20.04.2018, вынесенным 07.05.2017 зам. министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО7 в отсутствие представителя администрации, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 9 609 рублей.

Администрация, не согласившись с данным постановлением, обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 23.7.1, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 42 Закона РС (Я) от 05.02.2014 1280-З № 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РС (Я)", пунктам 1.1, 3.53 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 № 315, пунктам 7, 10 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в РС (Я), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557, пунктам 10, 13 Административного регламента исполнения Министерством финансов РС (Я) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов РС (Я) от 07.07.2014 № 01-04/0499-Н, Указом Главы РС (Я) от 11.03.2016 № 984 «О заместителе министра финансов РС (Я)», пункту 2.10 Положения о втором отделе бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового надзора Министерства финансов РС (Я), утвержденного министром финансов РС (Я) 30.12.2015, Должностному регламенту руководителя второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС (Я), государственного гражданского служащего РС (Я), утвержденного министром финансов РС (Я) 23.03.2015, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами Министерства финансов РС (Я) в соответствии с представленной КоАП РФ компетенцией.

В соответствии со статьей 15.14. КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.

В силу статьи 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

На основании абзаца четвертого статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1).

В силу пунктов 6(б) и 7 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 09.04.2016 № 95 «О мерах по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы» участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, проживающая в РС (Я) и соответствующая следующему условию: молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Порядка. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий статья 53 Жилищного кодекса РФ.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что действиями молодой семьи по отчуждению квартиры, принадлежавшей им на праве собственности, привели к ухудшению жилищных условий и к искусственному созданию нуждаемости в жилье, что в силу статьи 53 ЖК РФ исключало возможность признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, а, следовательно, и реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2016 году.

Таким образом, является несостоятельным довод апеллянта о том, что администрации были представлены все необходимые документы для участия молодых семей в Подпрограмме и молодые семьи не могли быть признаны несоответствующими требованиям, установленным в постановлении Правительства РС (Я) от 09.04.2016 № 95, у Администрации не было оснований для отказа молодой семье (ФИО1) в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» госпрограммы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы».

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 6(б) и п. 7 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 09.04.2016 № 95 «О мерах по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», п. 1.1 и п. 3.2.13 Соглашения от 14.07.2016 № 5-ГП/16-МС в 2016 году администрацией допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 192 165,16 рублей, выразившееся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья ФИО1, которая на момент предоставления социальной выплаты ухудшила свои жилищные условия и соответственно не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 27 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы", утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 09.04.2016 № 95, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) формируют список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, на основании списка молодых семей - участников подпрограммы по муниципальному образованию, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из местного бюджета на соответствующий год.

В силу пункта 40 Порядка для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей подпрограммы, заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 20 Порядка в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 Порядка.

В соответствии с пунктом 20 Порядка для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты, в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 Порядка, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Формирование списка молодых семей, ведение очереди, прием документов, их проверку в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) пункт 16 Порядка.

Согласно пункту 42 Порядка орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 40 Порядка.

В соответствии с пунктом 43 Порядка основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 40 Порядка срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Порядка, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 48 Порядка.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что администрацией нарушен пункт 3.2.13 Соглашения от 14.07.2016 №5-ГП/16-МС, который обязывает муниципальное образование осуществлять контроль и обеспечить целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках Соглашения.

Судом первой инстанции верно установлено, что администрацией допущено нецелевое использование бюджетных средств, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Материалами дела, в том числе, актом проверки от 20.04.2018, распоряжением от 28.12.2016 №1022 о перечислении ФИО1 средств субсидии молодым семьям на приобретение жилья, протоколом об административном правонарушении от 20.04.2018 № 1/15.14-2018/139 подтверждается, что администрациямуниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) перечислила бюджетные средства в размере 192 165, 16 руб. социальные выплаты на приобретение жилья семье, которая на момент предоставления социальной выплаты ухудшила свои жилищные условия и соответственно не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенного суд правомерно установил наличие события вмененного администрации административного правонарушения и правильную его квалификацию по статье 15.14 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Администрация, являясь уполномоченным органом по реализации субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на предоставление социальных выплат молодой семье на приобретение (строительство) жилья, не мог не знать о целевом характере бюджетных средств. Администрация в силу своего правового статуса и характера осуществляемой им деятельности, не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им положений действующего бюджетного законодательства.

Доказательств невозможности соблюдения администрацией приведенных положений в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах судом верно установлен в действиях администрации имеется состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.

Административное наказание администрации назначено в виде штрафа в сумме 9 609 рублей, что составляет минимального размера санкции статьи 15.14 КоАП РФ (5% от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению).

Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Оснований для признания совершенного администрацией правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судом не установлено, поскольку характер совершенного правонарушения не позволяет сделать вывод о его исключительности. Само нарушение заявителем требований бюджетного законодательства свидетельствует об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям. Возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности, поскольку в данном случае были приняты обязательства и осуществлены расходы за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а требования апеллянта удовлетворению не подлежат.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской 8 Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2018 года по делу № А58-4045/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                       Д.В. Басаев