ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-6695/19 от 31.10.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-6695/2019

«31» октября 2019 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2019 года по делу №А58-6695/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1414008969, ОГРН 1021400691168, место нахождения: 678144 САХА /ЯКУТИЯ/ РЕСПУБЛИКА УЛУС ЛЕНСКИЙ ГОРОД ЛЕНСК УЛИЦА ЛЕНИНА 72) от 17.06.2019 № 1311/4318 к Полному товариществу Крестьянское хозяйство Русская Джерба (ИНН 1414000670, ОГРН 1021400692389, место нахождения: 678144, САХА /ЯКУТИЯ/ РЕСПУБЛИКА, УЛУС ЛЕНСКИЙ, ГОРОД ЛЕНСК, УЛИЦА ВОДНИКОВ, 16) о взыскании 1 500 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (не представление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года),

без вызова сторон в судебное заседание

установил:

Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (далее – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Полному товариществу Крестьянское хозяйство Русская Джерба (далее – заинтересованное лицо, товарищество, страхователь) о взыскании 1 500 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (не представление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года).

Резолютивной частью решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1414008969, ОГРН 1021400691168) о взыскании с Полного товарищества Крестьянское хозяйство Русская Джерба (ИНН 1414000670, ОГРН 1021400692389) 1 500 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за декабрь 2018 года) отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционную жалобу удовлетворить и отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2019 г. по делу № А58-6695/2019 по заявлению УПФР в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) к Полное Товарищество крестьянское хозяйство «Русская Джерба» о взыскании финансовых санкций в размере 1 500 рублей, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за декабрь 2018 года).

Полагает, что ошибкой непредставление сведений на застрахованных лиц назвать невозможно, поскольку согласно норме закона № 27-ФЗ данное правонарушение квалифицируется как непредставление в установленный законом срок индивидуальных сведений. Самостоятельное выявление ошибки страхователем является условием освобождения от ответственности при корректировке, внесении исправлений страхователем при привлечении к ответственности за предоставление недостоверных сведений (если в предоставленные индивидуальных сведениях на застрахованное лицо была выявлена ошибка, например в фамилии, имени или отчестве, а в данном случае имеет место несвоевременность).

На апелляционную жалобу отзыв не поступал.

Дело рассматривается без проведения судебного заседания.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом апелляционной инстанции и указано в заявлении фонда, актом УПФР в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) от 20.02.2019г. № 0160S18190002352 (далее по тексту - Акт) установлен факт нарушения Страхователем законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: камеральной проверкой установлено, что сведения о застрахованных лицах за декабрь 2018 года предоставлены страхователем по форме исходная (на 2-х застрахованных лиц) в ПФР в установленный законом срок. Сведения о 3-х застрахованных лицах (Башинский А.С., Башинский Н.А., Башинский С.А.) по дополняющей форме предоставлены 18.02.2019 г.

25.03.2019 Управлением вынесено решение №016S19190003464 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 1 500 руб.

Требованием от 17.04.2019 г. №016S01190005348, направленным страхователю предложено добровольно уплатить сумму штрафа 1 500 руб. в срок до 17.05.2019.

В установленный срок требование не исполнено, штраф страхователем не уплачен.

Неуплата штрафа в срок, установленный в требовании, явилась основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание суммы штрафа.

Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) 13.06.2019 по делу №58-5765/2019 вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

Пенсионный фонд 24.06.2019 обратился в арбитражный суд в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций в размере 1 500 руб.

Резолютивной частью Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с резолютивной частью решения суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены резолютивной части решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 213 АПК РФ заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В соответствии с ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" товарищество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.

Как установлено судом апелляционной инстанции, сведения о застрахованных лицах в отношении 2 работающих застрахованных лиц по исходной форме СЗВ-М посредством ТКС с ЭЦП за декабрь 2018 года представлены страхователем 15.01.2019, т.е. в установленный срок (т.1 л.д.5).

В связи с обнаружением ошибки, дополняющая форма СЗВ-М за декабрь 2018 года в отношении 3 застрахованных лиц, сведения о которых ранее не были представлены в исходной форме, представлена страхователем 18.02.2019 (т.1 л.д.8).

Оценивая данные обстоятельства и доводы фонда, суд апелляционной инстанции полагает следующее.

Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из взаимосвязи положений статьи 2, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ к ответственности привлекается лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя.

В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к заявителю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

Апелляционный суд полагает, что для привлечения к ответственности в ситуациях как при неполных (недостоверных) сведениях, так и при несвоевременном представлении сведений, если допущенные ошибки выявлены и устранены самостоятельно, то есть, до обнаружения этого Пенсионным фондом, оснований не имеется, поскольку лицо пользуется своим правом на исправление ошибок, установленным статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Апелляционный суд приходит к выводу о том, что поскольку заявитель самостоятельно исправил допущенные ошибки, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для применения санкций, предусмотренных статьей 1 Закона N 27-ФЗ в отношении заявителя.

Суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, поэтому привлечение страхователя к ответственности не правомерно, соответственно, оснований к удовлетворению заявленных требований не имеется.

Данная позиция соответствует судебной практике Верховного Суда Российской Федерации (например, по делам N А04-5748/2017, N А04-5751/2017, N А73-910/2017).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения резолютивной части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2019 года по делу №А58-6695/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Председательствующий Е.О.Никифорюк