ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г.Иркутск
№А58-7838/2007 - Ф02-4126/2008
27 августа 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Кулакова В.И.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2008 года по делу №А58-7838/2007 (суд первой инстанции: Устинова А.Н., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Т.О., Лешукова Т.О.),
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) (Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ГУП «ЖКХ») о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 6 758 6621 руб. 20 коп.
Решением суда первой инстанции от 30 апреля 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2008 года решение от 30 апреля 2008 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» просит проверить законность принятых по делу судебных актов по мотивам неправильного применения судами норм материального права - статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 7, 8 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
По мнению заявителя кассационной жалобы, он на обязан вносить платежи за сверхлимитные выбросы, поскольку у предприятия на конец 2006 года не только отсутствует прибыль, но и имеются убытки.
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) считает судебные акты законными, обоснование приведено в отзыве на кассационную жалобу.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
ГУП «ЖКХ» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и поставлено на учет в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении по технологическому и экологическому надзору по Республике Саха (Якутия) серии 14 № 000039 от 19.05.2005 г.
ГУП «ЖКХ» представлен в Управление расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 г.
Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду указана в размере 83526830 руб. 81 коп.
В добровольном порядке ГУП «ЖКХ» уплачена плата за негативное воздействие на окружающую среду частично в сумме 4220474 руб. 69 коп.
Управлением в адрес ГУП «ЖКХ» было направлено письмо с предложением в срок до 30.09.2007 в досудебном порядке оплатить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год.
В связи с неисполнением ГУП «ЖКХ» в срок, установленный Управлением, обязанности по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, Управление обратилось суд с заявлением о взыскании неуплаченной суммы плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции между ГУП «ЖКХ» и Управлением составлен протокол совместного совещания от 15.04.2008 согласно которому размеру платы за 2006 год определен в размере 71 807 095 руб. 89 коп., из которых ГУП «ЖКХ» фактически уплачено платежей в размере 4 220 474 руб. 69 коп.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 16 указанного закона, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (Порядок).
Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 2 Порядка установлено два вида базовых норматива платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Правительством Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заинтересованным лицом, что ГУП «ЖКХ» в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, а именно: выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод в водные объекты и размещение отходов, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, выводы судов об удовлетворении заявленных требований являются законными и обоснованными.
В кассационной жалобе ГУП «ЖКХ» ссылается на то, что в связи с отсутствием прибыли, остающейся в его распоряжении, общая сумма платежей за сверхнормативные выбросы за 2006 в размере 71 434 377 руб. 57 коп. взиматься не должна.
Данный довод не может быть учтен в связи со следующим.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрена платность негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002г. № 284-0 Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3) и определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, в размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий (пункты 1 и 2 статьи 16), тем самым, по существу, предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, им .устанавливаются и другие существенные признаки этих платежей: субъекты - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 15), в общей форме облагаемую базу - выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны (статьи 22-28).
В соответствии с пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-0 предусмотрено, что по смыслу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», платежи за «различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Следовательно, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
С учетом изложенного, а так же правоприменительной практики, суды пришли к правильному выводу о том, что Закон об охране окружающей среды не освобождает природопользователя от уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду в связи с отсутствием у него прибыли, наличия льгот или убыточность деятельности природопользователя.
В связи с этим, необоснованна ссылка ГУП «ЖКХ» на пункты 7, 8 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632.
При изложенных обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2008 года по делу №А58-7838/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
В.И. Кулаков
Н.М. Воробьева
Л.М. Соколова