ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-7905/20 от 11.05.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-7905/2020

«13» мая 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,

при участии в судебном заседании представителей Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска ФИО1 (доверенность от 24.12.2020),общества с ограниченной ответственностью «Гидроснаб» ФИО2 (доверенность от 14.04.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года по делу № А58-7905/2020,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Гидроснаб» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, ОО «Гидроснаб», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным распоряжения от 30.10.2020 № 369-р «Об отмене распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 21.09.2020 № 298-р «Разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута».

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года по делу № А58-7905/2020 заявленное требование удовлетворено.

Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагает, что материалами дела подтверждается возведение ООО «Гидроснаб» на земельном участке объекта, строительство которого не допускается, в связи с чем имеются нарушения условий размещения объектов, установленных Разрешением.

Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 16.04.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании обращения ООО «Гидроснаб» от 12.08.2020 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска принято распоряжение от 21.09.2020 № 298-р, которым в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» от 24 декабря 2015 года № 522, разрешено «Гидроснаб» использование земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута сроком на 3 года из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: <...> в целях использования под следующие цели:

- водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории;

- проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Общая площадь земель 530 м2.

Из пункта 2 распоряжения следует, что в границах участка объекты (здания, коммунальные, инженерные сети) отсутствуют.

Пунктом 3 разрешения от 21.09.2020 № 298-р предусмотрены условиями для размещения объектов при соблюдении следующих пунктов:

а) настоящее разрешение не дает право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства) и постановку на кадастровый учет земельного участка;

б) действие разрешения на размещение объектов на земельных участках прекращается в следующих случаях:

- истек срок, на который выдано разрешение на размещение объектов;

- объекты, для размещения которых выдано разрешение на размещение объектов, не эксплуатируются, а также если указанные объекты снесены или демонтированы;

- имеются нарушения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов;

- досрочного прекращения действия разрешения в соответствии с пунктом 4 настоящего Разрешения;

- имеются нарушения условий размещения объектов на земельных участках, установленных настоящим Разрешением.

в) лицо, указанное в пункте 1, получившее разрешение на размещение объектов, обязано:

- получить разрешение на производство земляных работ, связанных с нарушением благоустройства территории, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Окружной администрации города Якутска, в границах которого расположены земли или земельные участки;

- передать в Окружную администрацию города Якутска сведения о размещаемых объектах не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала возведения объектов;

- несоблюдение существующих охранных зон инженерных сетей.

г) лицо, получившее разрешение на размещение объектов, обязано:

- соблюдать требования Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования земли территории для размещения заявленных объектов;

- соблюдать требования утвержденных документов градостроительного зонирования муниципального образования Республики Саха (Якутия), в границах которого расположены земли или земельные участки;

- выполнить требования по благоустройству в соответствии нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 16.06.2011 № 2-НПА «Правила благоустройства городского округа «город Якутск»;

- выполнить предусмотренные статьей 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации требования в случае, если использование земель или земельных участков привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков;

- в случае досрочного прекращения разрешения на размещение объектов на земельных участках - уведомить уполномоченный орган в пятидневный срок;

- выполнять обязательство по соблюдению в срок требований проекта благоустройства, а также запрет на иное использование земельного участка, не установленное требованием проекта благоустройства.

В соответствии с пунктом 4 распоряжения действие настоящего разрешения прекращается досрочно со дня предоставления участка в установленном порядке гражданину или юридическому лицу, о чем департамент уведомляет лицо, указанное в пункте 1 настоящего разрешения, в срок 5 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении.

27.10.2020 Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска составлен акт обследования земельного участка № 1913, в соответствии с которым по результатам обследования земельного участка, расположенного по адресу: г, Якутск, ул. Билибина, площадью 530 м2, и предоставленного ООО «Гидроснаб» по распоряжению № 298-р от 21.09.2020, зафиксировано расположение каркасного объекта незавершённого строительства; к акту приложена фототаблица.

В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» от 24 декабря 2015 года № 522 распоряжением департамента от 30.10.2020 № 369-р отменено распоряжение от 21.09.2020 № 298-р.

Не согласившись с указанным распоряжением от 30.10.2020, ООО «Гидроснаб» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

На основании статьи 43 Решения Окружного Совета г. Якутска «Об утверждении Устава городского округа «город Якутск» от 25 июня 2007 г. № РОС-51-1 к полномочиям Окружной администрации города Якутска относится принятие правовых актов по вопросам регулирования земельных отношений в соответствии с действующим земельным законодательством и решениями Якутской городской Думы в пределах своих полномочий.

Абзацем 1 Решения Якутской городской Думы от 11.06.2014 № РЯГД-8-6 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска» (далее - Положение) установлено, что Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск», в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа «город Якутск» полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

В соответствии с абзацем 2.2.1. Положения основными функциями департамента является осуществление от имени городского округа «город Якутск» в установленном порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Согласно абзацу 2.2.54. Положения департамент уполномочен на подписание и выдачу от имени Окружной администрации города Якутска разрешений на использование земель или земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.

В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании пункта 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.12.2015 № 522 утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее – Порядок № 522).

В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка № 522 размещение объектов осуществляется на основании решения органов, уполномоченных на распоряжение соответствующими землями или земельными участками в соответствии со статьями 12 и 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) (далее - Уполномоченный орган). Размещаемые объекты должны соответствовать документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Республики Саха (Якутия).

Согласно пп. «б» п. 15 Порядка № 522, действие разрешения на размещение объектов на земельных участках прекращается в следующих случаях:

- истек срок, на который выдано разрешение на размещение объектов;

- объекты, для размещения которых выдано разрешение на размещение объектов, не эксплуатируются, а также если указанные объекты снесены или демонтированы;

- имеются нарушения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов;

- досрочного прекращения действия разрешения в соответствии с подпунктом «г» пункта 11 настоящего Порядка;

- имеются нарушения условий размещения объектов на земельных участках, установленных Порядком.

Из содержания распоряжения № 369-р от 30.10.2020 следует, что оспариваемый акт принят в соответствии с ЗК РФ и на основании Акта обследования земельного участка № 1913 от 27.10.2020, иного правового обоснования распоряжение не содержит.

Вместе с тем, оценивая основания для отмены, приведенные в оспариваемом распоряжении № 369-р от 30.10.2020, суд первой инстанции исходил из того, что Акт обследования земельного участка № 1913 от 27.10.2020 не содержит мотивированного обоснования для принятия решения об отмене разрешения от 21.09.2020 № 298-р, ссылка на нарушение норм Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов, либо на нарушение условий размещения объектов на земельных участках, установленных Порядком, также отсутствует.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что правовых оснований для отмены распоряжения от 21.09.2020 № 298-р у департамента не имелось.

Довод апеллянта о том, что ООО «Гидроснаб» возвел на земельном участке объект, строительство которого не допускается, в связи с чем допущено нарушение условий размещения объектов, установленных Разрешением от 21.09.2020, является необоснованным, поскольку из Акта от 27.10.2020 и фототаблицы достоверно невозможно установить какой объект зафиксирован специалистом Управления муниципального контроля Окружной администрации города Якутска в ходе осмотра спорного земельного участка.

Ссылка в апелляционной жалобе на возведение на спорном земельном участке объекта капитального строительства применительно к положениям пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ничем не подтверждена.

Напротив, судом установлено, что согласно проектной документации (т.1 л.д.30-35, 36-46) обществом планировалось возведение не торгового павильона, о чем предположительно указывает в судебном заседании апеллянт в силу наличия прихожей и служебного помещения (видеозапись судебного заседания 11.05.2021), а места сосредоточения средств пожаротушения, что в полной мере соответствует целям использования спорного земельного участка (пункт 1 разрешения)

Ссылка представителя апеллянта на нахождение вопреки разрешению некапитального нестационарного строения отклоняется как необоснованная. Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что указанное обстоятельство не рассматривалось в качестве основания для принятия оспариваемого распоряжения.

Также судебная коллегия установила, что заинтересованное лицо не доказало наличие оснований для проведения контрольных мероприятий спустя месяц после выдачи разрешения от 21.09.2020, сославшись лишь на пункт 7 разрешения от 21.09.2020, наделяющего Управление муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска полномочиями по контролю за соблюдением целей использования спорного земельного участка, и акт обследования земельного участка от 27.10.2020 (т.1 л.д.21, 22).

В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ департаментом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что на 30.10.2020 имелись правовые основания для отмены распоряжения от 21.09.2020 № 298-р.

С учетом того, что в результате принятия оспариваемого распоряжения департаментом нарушены требования закона, что безусловно, приводит к нарушению имущественных прав заявителя и его законных интересов, требования подлежат удовлетворению.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года по делу № А58-7905/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.В. Желтоухов

В.А. Сидоренко